Финансовая система российской федерации. Финансовая система России, её состав и структура Совокупность финансовых институтов входящих в финансовую систему

Структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

· бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

· внебюджетные целевые фонды;

· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль-ных образований , а также различных организа-ций и отраслей народного хозяйства.

Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде-ления национального дохода посредством применения специфи-ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова-ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб-личную финансовую деятельность и имеет свои функции.

Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

В настоящее время финансовая система Российской Федера-ции состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд-жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

3) кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций любых форм собственности, объеди-нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй-ства.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле-ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде-ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо-действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав-шейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи-более крупные фонды денежных средств.

Она имеет три -уровня:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов РФ;

Местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой фун-кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма-тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре-ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы , именно через него осуществляется финансовая политика государства . Бюджетная система выступает важным элементом социаль-но-экономической деятельности государства


Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд-жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про-цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством , а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси-рованию.

внебюджетные фонды , представляющие собой совокупность де-нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич-ных мероприятий.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными . Эти фонды обо-собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от-расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк-туры, выполнения социальных программ. Внебюджет-ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ-ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра-нение).

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза-тельных платежей юридических и физических лиц , а также из добровольных перечислений.

Государствен-ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по-воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об-разования) денежных средств, а также отношения по предостав-лению государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем-ные отношения с императивным участием государства.

Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель-ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.

Обязатель-ное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает толь-ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо-вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла-та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо-дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

Финансовая деятельность в сфере страхования является од-ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу-чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро-ванные таким образом денежные средства государство направ-ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий , которые с точки зрения финансово-пра-вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор-мировании, движении и использовании основного и оборотно-го капитала , нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро-вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ-ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы-ли, как правило, не основная цель государственных и муници-пальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи-мости. Например, эмиссию и хра-нение официальных денежных знаков осуществляет исключи-тельно государственное предприятие — объединение «Гознак».

Финансы предприятий являются основой всей системы фи-нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль-ного производства. В результате финансовой деятельности пред-приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу-дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп-латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само-стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо-вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ-ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто-сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи-нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля-ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

Государственная финансовая система в развитых капиталис-тических странах состоит из четырех звеньев:

Государственные бюджеты,

Местные финансы,

Специальные внебюджетные фон-ды,

Финансы корпораций.

Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ-ными уровнями системы. Правительство полностью независи-мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен-ного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из:

Местных бюджетов;

Финансов муниципальных предприятий;

Автономных местных фондов.

Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд-жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб-ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Финансовая деятельность

Понятие и методы финансовой деятельности

Денежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государ-ства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой про-цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де-нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу-дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха-низма социального управления , представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности . Обеспечивая движение денеж-ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель-ность государства и муниципальных образований носит публич-ный характер . Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга-ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право-вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе-тенции.

Финансовая деятельность государства заключается в право-мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз-ма регулирования финансовых отношений. Основными направ-лениями воздействия на механизм финансово-правового регули-рования со стороны финансовой деятельности являются право-творчество, правореализация и государственное принуждение.

Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе-ния и использования централизованных и децентрализованных де-нежных фондов общего значения.

Содержание финансовой деятельности

Содержание финансовой деятельности государства опреде-ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле-ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова-ния и правового сознания. Результатом финансовой деятель-ности становятся юридически значимые последствия, наступле-ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла-дываются позитивные финансовые правоотношения).

Сфера финансо-вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую .

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва-цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос-тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно-шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство-вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ-ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли-жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу-дарством запланированных денежных средств в свои бюджет-ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.

Признаки финансовой деятельности (особенности):

а) обязательное участие государства или муниципальных об-разований в лице их компетентных органов;

б) направленность на принятие юридически значимых реше-ний посредством реализации государством правотворческой функции;

в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах , имеющих офи-циальный и общеобязательный характер;

г) юридическое значение ее результатов не только для пуб-личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ-ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде-ления и использования государственных и муниципальных фон-дов денежных средств.

Виды финансовой деятельности

Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:

Сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,

Субъекты, осуществляющие финан-совую деятельность,

Территориальные уровни,

Формы финансовой деятельности

Функци-и финансовой деятельности и др.

Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:

В круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),

Объекте воздействия,

Действии во времени,

Наличии определенных целей.

В зависимости от сфер обще-ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

Бюджетную деятельность государства и муниципаль-ных образований;

Налоговую деятельность государства и муни-ципальных образований;

Кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

Финансовую деятельность государ-ственных и муниципальных предприятий;

Государственную дея-тельность в сфере обязательного страхования;

Государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осу-ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают:

Финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ)

Финансовую дея-тельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе-нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собствен-ные признаки:

Выражает государственную самосто-ятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);

Осуществляются функции аккумуляции, распре-деления и использования денежных средств в целях обеспече-ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ;

Фун-кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству-ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко-торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;

Отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про-являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му-ниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули-рованию, распределению и использованию централизованных и де-централизованных фондов денежных средств в целях осуществле-ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен-ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон-дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб-ществом, и делегирования полномочий государства.

Особенностью муниципальной финансо-вой деятельности является обеспечение финан-совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен-ных местным сообществом , и делегированных полномочий государства . Федеральный закон «О финансовых основах мест-ного самоуправления в Российской Федерации» обязывает орга-ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан-совые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансо-вой деятельности представляют финансы соответствующего тер-риториального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча-стием государства устанавливают порядок образования и ис-пользования централизованных (в рамках местного самоуправ-ления) и децентрализованных денежных фондов.

Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре-зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон-троля за расходованием финансов местного бюд-жета, добровольных взносов.

Методы осуществления финансовой деятельности

Осуществляется финансовая деятельность специальным ап-паратом на основании разнообразных методов (в том числе - сти-мулов, ограничений и санкций).

В зависимости от участников финан-совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные );

Методы их распределения и использования.

1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи-заций и учреждений в бюджет;

б) обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня-тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру-гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;

г) взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще-ние.

2) Методы распределения фондов денежных средств:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу-ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак-кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше-нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся, на-пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави-сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении денежных средств используются финан-сирование и кредитование .

Фи-нансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государ-ственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами по-требностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и муни-ципальные органы власти финансируют только целевые мест-ные программы. Государ-ственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюд-жетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финанси-рование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляе-мых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финан-совых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финанси-рование государством важных мероприятий и программ.

Кредитование , как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью , срочностью и возвратностью . Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи полу-чения государственных и муниципальных кредитов и бюджет-ными предприятиями, учреждениями, организациями.

Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций , которые могут быть в наличной и безналичной формах.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными , так и регулятивными способами, адми-нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч-ной экономики применение административных методов в фи-нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга-ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос-ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос-ти любых административных решений и на устранение элемен-тов администрирования в финансовой деятельности.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государ-ства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финан-сов.

В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их фи-нансовой деятельности и степень участия в ней различны.

Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

Целевой - включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

Организационно-структурный - правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

Компетенционный - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

В связи с этим различают:

- органы общей компетенции, осуществляющие финан-совые полномочия в качестве одного из направлений своей де-ятельности,

- органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распре-делению и использованию фондов денежных средств.

Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

А) общей компетенции, которые осуществляют управление боль-шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

Б) специальной компетенции,которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

Органы специальной компетенции подразделяются на:

- отраслевой компетенции- осуществляют руководство отдель-ными сферами или отраслями управления;

- внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

- межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от-раслей и сфер управления);

- смешанной компетенции,т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть:

- единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру-ководителю;

- коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде-ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства).

В коллегиальных органах реше-ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ-ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Систему органов общей компетенции представляют Феде-ральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Согласно принципу разделения властей прерогативой зако-нодательных (представительных) органов государственной вла-сти является принятие финансовых законов. Кроме правотвор-ческой функции Федеральное Собрание РФ и законодатель-ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направ-ления внутренней и внешней политики государства, в соответ-ствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ-ственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа-ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной систе-мы, через Главное контрольное управление Президента РФ осу-ществляет финансовый контроль.

В целях совершенствования аналитического и информаци-онного обеспечения деятельности Президента РФ по экономи-ческим вопросам, включая вопросы общегосударственных фи-нансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое уп-равление Президента РФ.

Исполнительные органы государственной власти (Прави-тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ-ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза-конные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департа-мент государственных финансов, Департамент экономики, Де-партамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валют-ным регулированием и валютным контролем , поэтому Департа-мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использова-ние государственных ресурсов драгоценных металлов и драго-ценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается опреде-лением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулиро-ванием деятельности кредитных организаций, совершенствова-нием банковской системы, реструктуризацией кредитных орга-низаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование госу-дарственной деятельности в сфере аудита, страхования и бух-галтерского учета.

Функции финансовой деятельности выполняют также феде-ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель-ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым мест-ным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ . Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует дея-тельность в этой сфере иных федеральных органов исполни-тельной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея-тельности.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини-стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отде-лы или управления.

В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

На органы федерального казначейства возложены следую-щие задачи:

1) организация, осуществление и контроль за ис-полнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

2) регулирование финансовых отно-шений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое ис-полнение этих фондов и контроль за этими фондами;

3) осу-ществление краткосрочного прогнозирования объемов госу-дарственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др.

Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч-реждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кре-дитными учреждениями, налоговыми органами по фактам на-рушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местно-го бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых осно-вах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В особую систему выделяются налоговые органы — Мини-стерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее — ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспече-нии единой системы контроля за соблюдением налогового за-конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и сво-евременностью внесения в бюджет налогов и других обязатель-ных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, при-менение контрольно-кассовых машин при осуществлении де-нежных расчетов с населением, а также осуществляют валют-ный контроль.

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ . Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при переме-щении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

К числу других государственных финансово-кредитных орга-низаций относятся государственные внебюджетные фонды (сис-тема органов, управляющих деятельностью по образованию, рас-пределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины “Финансовое право” начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации--это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Финансовая система РФ, ее состав

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт -- группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

внебюджетные целевые фонды;

финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Другими словами, финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

Иногда под финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений. Однако думается, что в последнем случае правильнее говорить о совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Названные особенности лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых отношений. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

внебюджетные государственные фонды;

кредит (государственный и муниципальный);

обязательное государственное страхование;

финансы предприятий различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и само-стоятельности местного самоуправления, а также в соответствии с проведенной реформой местного самоуправления БК РФ закрепил четырехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Последние два вида бюджетов можно объединить под одним названием - местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества.

Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.

В зависимости от государственно-территориального уровня, в пределах которого реализуются публичные функции, может быть федеральный бюджет (предназначенный для финансирования общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обеспечения предметов ведения местного самоуправления).

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно которой федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71). Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция России также отводит определенные нормы, выделяя их среди иных основ правового регулирования (ст. 73, 132).

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Поэтому федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты характеризуются тем, что они предназначены для распределения и перераспределения доходов определенной территории. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

Бюджетная система существует не автономно, все ее звенья являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Обособленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей ин-фраструктуры, выполнения социальных программ. Отдельные полномочия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему.

Бюджетные доходы не закрепляются за конкретными расходами, поэтому у государства возникает необходимость обособления части денежных средств в отдельные фонды. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение). Значение целевых денежных фондов увеличивается в условиях дефицита бюджета, возрастания социальных расходов государства при одновременно низкой собираемости налогов.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

В современных условиях государство повышает финансово- правовой статус внебюджетных фондов, придавая их деятельности законодательную основу. Основы правового положения целевых фондов денежных средств установлены БК РФ, который рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. Однако включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позволяет приравнивать юридическую природу бюджетных отношений и отношений, складывающихся в процессе функционирования внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетов.

Третьим звеном финансовой системы является государственный и муниципальный кредит, который как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства. Финансовая компетенция государства в кредитных отношениях наделяет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов. Финансово-кредитный статус Российского государства в основном состоит из заемных обязательств. Операции по предоставлению государственных кредитов и гарантий совершаются в меньшем объеме. Тем не менее БК РФ предусматривает правовое регулирование бюджетных ссуд и кредитов, которые начинают полу-чать широкое распространение в публичной финансовой дея-тельности.

Выполнение государством публичных функций требует большого количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объеме или в планируемые сроки поступают в го-сударственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций - крупных стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения доходов становится бюджетный дефицит, погашение которого требует привлечения дополнительных денежных средств.

Необходимость бесперебойного и полного финансирования публичных мероприятий обусловливает временное использование государством денежных средств, принадлежащих иным субъектам. Подобным источником привлечения дополнительных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты выступают кредитные ресурсы. Кредиторами публичных субъектов могут выступать физические и юридические лица, а также иностранные государства. Государственный кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование которого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства может стать государственный долг.

Четвертым звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование - урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности. Поэтому обязанностями государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы. Поэтому возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.

Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулированные таким образом денежные средства государство направляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятии, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулирования их финансовой деятельности различны. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность осуществляется как частными субъектами, так и публичными. Однако государство, вступая в финансовые и хозяйственные отношения, в первую очередь стремится реализовать свои функции. Поэтому основной целью финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибыли, как правило, не основная цель государственных и муниципальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значимости. Реализация монопольной деятельности также происходит через государственные предприятия. Например, эмиссию и хранение официальных денежных знаков осуществляет исключительно государственное предприятие - объединение «Гознак».

Финансы предприятий являются основой всей системы фи-нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уплаты налогов и иных обязательных платежей предприятия са-мостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали - собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Де-централизованный характер финансов предприятий закреплен в п. 4 ст. 214 ГК РФ, согласно которой финансовые ресурсы го-сударственных предприятий и учреждений исключаются из состава государственной казны.

Однако децентрализованный характер финансов предприятий не означает их автономии в финансовой деятельности государства. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансовая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность, финансовая заинтересованность, конкуренция. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых используются и образуются фонды денежных средств.

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют. Это и является признаком целостности финансовой системы.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (зуз1еш Шеогу): всегда следует стремиться к фи-нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов".

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Финансовая система, являясь неотъемлемой составляющей социально-экономической системы в целом, представляет собой сложный, динамичный и открытый организм. Сложность финансовой системы определяется неоднозначностью составляющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ни-ми, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов финансовой системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянном развитии, в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Открытость финансовой системы объясняется взаимодействием ее звеньев с социально-политическими структурами государства, а также с финансами зарубежных стран. Гибкость и эффективность финансовой системы достигаются за счет ее многозвенности.

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода, поэтому является одним из важнейших регуляторов развития государственной экономики. В этом отношении финансовая деятельность подобна биологическому организму, выживающему только путем приспособления к окружающему миру.

Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах состоит из четырех звеньев: государственных бюджетов; местных финансов; специальных внебюджетных фондов, финансов корпораций. Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Правительство полностью независимо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходы на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обще-ственного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из местных бюджетов, финансов муниципальных предприятий и автономных местных фондов. Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах - бюджеты местных сообществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Структура финансовой системы Российской Федерации приближена к структуре финансовых систем развитых демократических государств.

От состояния финансовой системы полностью зависит уровень жизни страны. В макроэкономике она занимает одно из самых главных мест. По этой причине следует подробно изучать финансовую концепцию России и осознавать всю важность этой системы. Нужно глубоко вникать в принцип действия ее функционирования и механизмов.

Общие сведения

В настоящее время финансовая система Российской Федерации - это объект неугасающих споров и дискуссий. Существует множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития. Финансовая система Российской Федерации - это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря - капиталы населения.

Детальная информация

Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным:

1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;

2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);

3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;

4) удовлетворение остальных потребностей населения.

Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в данной области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.

Состав и структурные элементы

России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации. Финансовая система страны представляет собой:

1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им:

1. страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.

2. Фондовый рынок.

3. Государственный кредит.

4. Внебюджетные фонды страны.

5. Финансы хозяйствующих субъектов.

6. Фонды страхования.

Общегосударственные финансы. Понятие, структура и назначение

Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое. Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. Однако здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.

Роль привлеченных средств

Собственные финансы предприятия неразрывно связаны с системой кредитования. В случае недостатка денежных средств можно воспользоваться услугами банков. Чаще всего заемный капитал задействован в пополнении оборотного. Также для решения своих экономических проблем предприятия могут прибегать к средствам иных хозяйственных субъектов. Например, к таким как различные организации, компании и прочие. Подобную деятельность можно проводить разными способами. Например, для того, чтобы увеличить собственный капитал, прибегают к помощи акционирования. В свою очередь, выпуск векселей и облигаций проводится для осуществления займов. В конечном итоге взаимосвязь разнообразных элементов финансовой системы объясняется их единой сущностью. Государство играет важнейшую роль в развитии общества, как в экономическом, так и в социальном плане. По этой причине в его распоряжении сосредоточена большая часть денежных ресурсов. Оно осуществляет их использование через бюджет РФ, государственный кредит и различные фонды. Активы разных банковских структур и страхования образуются посредством привлечения свободных капиталов. Собственными средствами коммерческих организаций являются их накопления.

Характеристика финансовой системы РФ. Особенности

Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента - многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит:

Проведение социальных программ;

Обеспечение органов управления всех уровней;

Развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

Поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

Финансовая система страны состоит из множества элементов. Одни из них финансируются в рамках принятого другие - нет. Например, для реализации программ, носящих социальную или медицинскую направленность, создаются внебюджетные фонды. Государство, как участник внутренней рыночной системы, может выступать в качестве заемщика денежных средств у других субъектов рынка. Кредиторами в таком случае будут являться юридические и физические лица, имеющие в своем распоряжении свободные денежные активы. Необходимости в займах наступают при образовании дефицита в бюджете. Кредитование используется и для кратковременного вливания денежных средств в определенные секторы экономики с целью поддержания финансовой стабильности страны. В случае, когда государство прибегает к займу у сторонних организаций или физических лиц, возникает госдолг. По своим характеристикам он делится на два типа: внутренний и внешний (в зависимости от места регистрации кредитора). По своей форме взятые на себя государством, могут быть представлены в виде:

Кредитов;

Государственных займов, проведенных с использованием выпуска на рынок ценных бумаг;

Иных задолженностей.

Изменения, внесенные после распада СССР

Развитие финансовой системы Российской Федерации в последние годы заметно приостановилось. В некоторых секторах государственной экономики наблюдается рост показателей, однако большинство отраслей переживают период застоя и незначительного прироста. Банковская система смогла после года практически полностью восстановить свою функциональность. Активно развивается сфера кредитования, тем самым оказывая существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. При этом доля займов, выданных частному сектору, постоянно увеличивается, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения в целом. В последнее десятилетие выросли фондовые индексы, повысились международные рейтинги финансовой устойчивости России. Тем не менее, доля привлеченного иностранного капитала в финансовую систему страны, по сравнению с экономикой развитых государств (Германия, США, Франция), остается на сравнительно низком уровне. Однако стабильный рост индексов и рейтингов создает благоприятную обстановку для иностранных и отечественных инвесторов. В последние годы наблюдается положительная динамика роста финансовых ресурсов и падения процентных ставок по кредитам. Предпосылками для возникновения этих явлений следует считать увеличение объемов внешней торговли, рост продаж сырья в валютах иностранных государств, а также общую внешнеэкономическую политику государства. Доступность денежных средств в результате понижения кредитных ставок благоприятно сказалась на работе крупнейших предприятий страны, которые увеличением финансовой активности стимулировали рост экономики. Современная финансовая система РФ после череды преобразований стала выполнять свою основную задачу - обеспечение роста экономики страны.

Реформы в данной области

Управление финансовой системой в России долгое время не подвергалось существенным изменениям. В 2006 году в законодательстве происходят кардинальные реформы. Они коснулись, в первую очередь, формирования и расходования средств бюджета Российской Федерации. Появились новые структурные единицы. В частности были сформированы бюджеты отдельных муниципальных образований и городских поселений. В дальнейшем законодательная база этих проектов подверглась существенной переработке. Один из основных рисков, которым подвержена финансовая система Российской Федерации, - это просроченная задолженность по кредитным банковским обязательствам. Величина этого совокупного долга постоянно растет, что оказывает негативное воздействие на различные секторы экономики. В свою очередь, банки для продления кредитных обязательств нуждаются в постоянном притоке денежных средств. По расчетам экономистов, доля таких долгов может вырасти до 10 % от общей структуры кредитного портфеля, что отрицательно скажется на всей экономической структуре. Правительство РФ ищет пути решения данной проблемы. Предлагается увеличить капитализацию крупнейших банков за счет государственных облигаций. Также рассматриваются варианты повышения страховой части вклада и отзыва лицензий на ведение финансовой деятельности у ряда "ненадежных" финансовых учреждений.

Истоки возникновения современных проблем

Ряд крупнейших отечественных экономистов считают, что причина слабости, которую имеет финансовая система Российской Федерации, - это неумение быстро подстраиваться под динамично изменяющую конъюнктуру рынка, а также слишком большая сырьевая зависимость и отсутствие конкуренции в некоторых сегментах. Правительство, вводя новые экономические реформы, пытается выровнять непростое положение денежной сферы. Происходят регулярные вливания капитала из Резервного фонда, который, в свою очередь, сформировался в момент (до 2008 года). При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что его средства не безграничны и их хватит всего на несколько лет. Современная Россия переживает сложный процесс формирования своей экономической структуры. Многие отрицательные факторы, сопровождающие это действие, например, долги по кредитным обязательствам, в сложившейся ситуации сложно поддаются анализу и контролю. В таких условиях достаточно сложно наладить работу одной из основных функций стабильного рынка - перераспределение финансовых (ресурсных) потоков внутри него.

Заключение

Экономика, в основе которой находится система банковского финансирования, имеет широкие возможности оперативно реагировать на любые изменения. Центральный банк является конечным участником этой кредитной структуры. В связи с этим развитие финансовой системы в РФ предполагается начать с выделения банковского сектора, в котором будет происходить основное перераспределение ресурсных потоков. Для этого необходимо иметь устойчивую структуру, исключив из нее всех слабых участников. При этом необходимо параллельно развивать финансовые рынки Российской Федерации, которые, за исключением валютного, находятся на начальной стадии зарождения. Только в этих условиях возможно создать здоровую экономическую базу. Именно на нее в дальнейшем будет возложена основная задача перераспределения финансовых ресурсов в рамках страны.

Случайные статьи

Вверх