Нормативно-правовое предписание: понятие и признаки. Классификации нормативно- правовых предписаний


Знание нормы права как единого целого в совокупности составляющих его элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) является необходимым условием реализации нормы права в конкретных правоотношениях. Однако весьма редко встречаются случаи, когда норма права в тексте нормативно-правового акта излагается полностью, со всеми ее элементами в одной статье, пункте или абзаце. Гораздо чаще наблюдаются ситуации, когда элементы нормы права находятся в разных структурных частях нормативного акта, а то и вовсе в разных нормативно-правовых актах. Например, право собственности регулируется гражданским законодательством, а наиболее действенные санкции за нарушение права собственности содержатся в уголовном законодательстве.
Наблюдается явное несоответствие между структурным строением нормы права и способами ее изложения в нормативно-правовых актах. Объективной основой такого несоответствия выступает различие между способами организации элементов нормы права и способами закрепления нормативных велений, предписаний в тексте нормативно-правового акта.
Положение о том, что каждая норма права имеет гипотезу вовсе не означает, что каждая отдельно взятая норма непременно имеет собственную, индивидуальную гипотезу. В тексте закона нередко закрепляются условия, с которыми связывается действие не одной,

а нескольких норм права. Равным образом и санкции, закрепленные в одной статье, пункте нормативного акта, чаще всего охраняют от нарушения достаточно разветвленную совокупность норм права. Подобный способ изложения структурных частей норм права объясняется стремлением правотворческого органа изложить содержание нормативно-правового акта максимально компактно, ясно, последовательно, а также избежать излишних, неоправданных повторов и длиннот, стилистически сложных и громоздких фраз.
В связи с несоответствием структуры нормы права и способов закрепления ее компонентов в тексте нормативно-правовых актов элементарной частицей нормативно-правовых актов выступает не норма права или ее отдельный элемент, а нормативно-правовое предписание.
Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа. По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдельной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативно-правового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний.
Так, ч. 1 ст. 341 ГК РФ предусматривает, что право залога возникает с момента заключения договора о залоге, а в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге. В этой части содержится три нормативных предписания:
1)право залога возникает с момента заключения договора о залоге;
2)в отношении залога имущества, которое надлежит передаче зало
годержателю, право залога возникает с момента передачи этого иму
щества; 3) последнее правило действует постольку, поскольку иное
не предусмотрено договором о залоге.
В числе основных нормативных предписаний можно выделить следующие: 1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции,
3)предписания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предписа
ния-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсылочные предпи
сания, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписания,
10) императивные предписания.
Предписания-принципы закрепляют исходные, руководящие положения общего характера. Предписания такого рода выносят как бы за скобки положения, относящиеся ко всем или большинству
126

институтов или норм отрасли права или права в целом. Поэтому предписания-принципы надлежит непременно учитывать при определении логической структуры и содержания конкретной нормы. Предписания-принципы изложены в Конституции РФ, общих частях кодексов и некоторых других актах. Примером предписания-принципа могут служить положения ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Предписания-дефиниции содержат определения правовых, политических и иных понятий. Такие определения имеют общеобязательное значение и должны непременно учитываться при толковании соответствующих терминов и понятий. К дефинитивным предписаниям можно отнести положение ст. 1 Конституции РФ, согласно которому Российская Федерация признается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
В настоящее время значительная часть федеральных законов имеет специальные статьи, содержащие определения базовых, основополагающих для соответствующей сферы терминов и понятий.
Предписания - гипотезы, диспозиции, санкции содержат соответственно положения об условиях действия нормы права, правах и обязанностях, предоставляемых участникам конкретных правоотношений, меры принуждения, которые могут быть применены к нарушителям нормы права.
Оперативные предписания устанавливают способы и дату вступления нормативного акта в силу или же содержат предписания о внесении изменений, дополнений в ранее принятые нормативно-правовые акты либо о признании актов полностью или частично утратившими силу. Такое предписание содержится в ст. 26 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 22 февраля 1995 г., согласно которому признается утратившим силу Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности».
Отсылочные предписания не содержат непосредственно властных велений, как следует поступать участникам конкретных отношений. Они лишь отсылают к другой части нормативного акта, другому нормативному акту, содержащему такие предписания, либо содержат указание на то, что соответствующие решения содержатся в действующем законодательстве, иных нормативно-правовых актах.

Например, отсылочное предписание содержится в ч. 2 ст. 420 ГК РФ, где говорится о том, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса.
Бланкетные предписания устанавливают ответственность за нарушение каких-либо правил. Однако сами эти правила содержатся в специальных нормативно-правовых актах. При этом правила могут меняться, дополняться, тогда как установленная за их нарушение ответственность может оставаться неизменной. Примером бланкетного предписания может служить ст. 269 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.
Диапозитивные предписания разрешают участникам конкретных правоотношений самостоятельно устанавливать свои права и обязанности в конкретных отношениях, порядок и условия их реализации. Однако, если участники правоотношения не оговорили какой-либо вопрос в договоре, соглашении, то этот вопрос решается в соответствии с действующим законодательством. Диспозитивные предписания обязательно содержат формулировки типа «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре».
Императивные предписания представляют собой категорические веления, которые подлежат неукоснительному исполнению и не могут подменяться соглашением участников правоотношений. Примером императивного предписания может служить положение ГК РФ о том, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ибо это положение ни при каких условиях не может отменяться соглашением сторон.
Нормативные предписания в своей совокупности представляют все виды положений, требований, которые могут быть соотнесены с гипотезой, диспозицией и санкцией той или иной правовой нормы. Выявление и формулирование содержания правовой нормы является одной из профессиональных задач специалиста в сфере правоведения, которая требует от него особых навыков и умений.

Знание нормы права как единого целого в совокупности составляющих его элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) является необходимым условием реализации нормы права в конкретных правоотношениях. Однако весьма редко встречаются случаи, когда норма права в тексте нормативно-правового акта излагается полностью, со всеми ее элементами в одной статье, пункте или абзаце. Гораздо чаще наблюдаются ситуации, когда элементы нормы права находятся в разных структурных частях нормативного акта, а то и вовсе в разных нормативно-правовых актах. Например, право собственности регулируется гражданским законодательством, а наиболее действенные санкции за нарушение права собственности содержатся в уголовном законодательстве.

Наблюдается явное несоответствие между структурным строением нормы права и способами ее изложения в нормативно-правовых актах. Объективной основой такого несоответствия выступает различие между способами организации элементов нормы права к способами закрепления нормативных велений, предписаний в тексте нормативно-правового акта.

Положение о том, что каждая норма права имеет гипотезу, вонсе не означает, что каждая отдельно взятая норма непременно имеет собственную, индивидуальную гипотезу. В тексте закона нередко закрепляются условия, с которыми связывается действие не одной, а нескольких норм права. Равным образом и санкции, закрепленные в одной статье, пункте нормативного акта, чаще всего охраняют от нарушения достаточно разветвленную совокупность норм права. Подобный способ изложения структурных частей норм права объясняется стремлением правотворческого органа изложить содержание нормативно-правового акта максимально компактно, ясно, последовательно, а также избежать излишних, неоправданных повторов и длиннот, стилистически сложных и громоздких фраз.

В связи с несоответствием структуры нормы права и способов закрепления ее компонентов в тексте нормативно-правовых актов элементарной частицей нормативно-правовых актов выступает не норма права или ее отдельный элемент, а нормативно-правовое предписание.

Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа. По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдельной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативно-правового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний.

Так, ч. 1 ст. 341 ГК РФ предусматривает, что право залога возникает с момента заключения договора о залоге, а в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге. В этой части содержится три нормативных предписания:

1) право залога возникает с момента заключения договора о залоге;

2) в отношении залога имущества, которое надлежит передаче зало

годержателю, право залога возникает с момента передачи этого иму

щества; 3) последнее правило действует постольку, поскольку иное

не предусмотрено договором о залоге.

В числе основных нормативных предписаний можно выделить следующие: 1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции,

3) предписания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предпи

сания-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсылочные пред

писания, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписа

ния, 10) императивные предписания.

Предписания-принципы закрепляют исходные, руководящие положения общего характера. Предписания такого рода выносят как бы за скобки положения, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права или права в целом. Поэтому предписания-принципы надлежит непременно учитывать при определении логической структуры и содержания конкретной нормы. Предписания-принципы изложены в Конституции РФ, общих частях кодексов и некоторых других актах. Примером предписания-принципа могут служить положения ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Предписания-дефиниции содержат определения правовых, политических и иных понятий. Такие определения имеют общеобязательное значение и должны непременно учитываться при толковании соответствующих терминов и понятий. К дефинитивным предписаниям можно отнести положение ст. 1 Конституции РФ, согласно которому Российская Федерация признается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В настоящее время значительная часть федеральных законов имеет специальные статьи, содержащие определения базовых, основополагающих для соответствующей сферы терминов и понятий.

Предписания - гипотезы, диспозиции, санкции содержат соответственно положения об условиях действия нормы права, правах и обязанностях, предоставляемых участникам конкретных правоотношений, меры принуждения, которые могут быть применены к нарушителям нормы права.

Оперативные предписания устанавливают способы и дату вступления нормативного акта в силу или же содержат предписания о внесении изменений, дополнений в ранее принятые нормативно-правовые акты либо о признании актов полностью или частично утратившими силу. Такие предписания содержатся в ст. 23 Федерального закона «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», принятого Государственной Думой 20 декабря 2001 г.

Отсылочные предписания не содержат непосредственно властных велений, как следует поступать участникам конкретных отношений. Они лишь отсылают к другой части нормативного акта, другому нормативному акту, содержащему такие предписания, либо содержат указание на то, что соответствующие решения содержатся в действующем законодательстве, иных нормативно-правовых актах. Например, отсылочное предписание содержится в ч. 2 ст. 420 ГК РФ, где говорится о том, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса.

Бланкетные предписания устанавливают ответственность за нарушение каких-либо правил. Однако сами эти правила содержатся в специальных нормативно-правовых актах. При этом правила могут меняться, дополняться, тогда как установленная за их нарушение ответственность может оставаться неизменной. Примером бланкетного предписания может служить ст. 269 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Диспозитивные предписания разрешают участникам конкретных правоотношений самостоятельно устанавливать свои права и обязанности в конкретных отношениях, порядок и условия их реализации. Однако, если участники правоотношения не оговорили какой-либо вопрос в договоре, соглашении, то этот вопрос решается в соответствии с действующим законодательством. Диспозитивные предписания обязательно содержат формулировки типа «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договор-" >.

Императивные предписания представляют собой категорические веления, которые подлежат неукоснительному исполнению и не могут подменяться соглашением участников правоотношений. Примером императивного предписания может служить положение ГК РФ о том, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ибо это положение ни при каких условиях не может отменяться соглашением сторон.

Нормативные предписания в своей совокупности представляют все виды положений, требований, которые могут быть соотнесены с гипотезой, диспозицией и санкцией той или иной правовой нормы. Выявление и формулирование содержания правовой нормы является одной из профессиональных задач специалиста в сфере правоведения, которая требует от него особых навыков и умений.

Вопросы для самопроверки к главе 7

Какие признаки характеризуют норму права как регулятор общественных отношений?

Из каких элементов состоит норма права?

Какими признаками норма права отличается от нормативного правового предписания

Какие виды нормативных предписаний Вы знаете?

  • 2.1. Организация социальной власти и правила поведения в первобытном обществе
  • 2.2. Причины и условия происхождения государства и права
  • 2.3. Основные теории происхождения государства и права
  • Раздел 3. Государство в политическкойй системе общества
  • Глава 3. Государство: понятие, типы, формы, функции
  • 3.1. Понятие и основные признаки государства
  • 3.2. Основные типы государства
  • 3.3. Функции государства: понятия и виды
  • 3.4. Формы государства
  • 3.5. Государственный аппарат
  • 3.6. Основные черты правового государства
  • Раздел 4. Общая характеристика правовой системы общества
  • Глава 4. Правовая система общества: понятие, структура, типы
  • 4.1. Понятие и признаки правовой системы общества
  • 4.2. Основные элементы правовой системы общества
  • 4.3. Типы правовых систем
  • Раздел 5. Право в правовой системе общества
  • 5.2. Типы права
  • 5.3. Место права в системе социальных норм
  • 5.4. Единство, различие и взаимодействие права и морали
  • Глава 6. Содержание права
  • 6.1. Общая характеристика содержания права
  • 6.2. Нормативно-правовое предписание - первичный элемент содержания права
  • Глава 7. Принципы права (содержание права – продолжение)
  • 7.1. Понятие принципов права
  • 7.2. Классификация принципов права
  • 7.3. Краткая характеристика общепризнанных (всеобщих) принципов права, закрепленных и действующих в правовой системе России
  • Глава 8. Нормы права (содержание права – продолжение)
  • 8.1. Понятие и основные признаки норм права
  • 8.2. Структура нормы права
  • 8.3. Виды норм права
  • Глава 9. Нестандартные нормативно-правовые предписания (содержание права – окончание)
  • 9.1. Нестандартные нормативно-правовые предписания: общее и особенное
  • 9.2. Краткая характеристика отдельных видов нестандартных нормативно-правовых предписаний
  • 10.2. Виды форм права
  • Глава 11. Система права
  • 11.1. Понятие и основные свойства системы права
  • 11.2. Основные элементы системы права
  • 11.3. Критерии разграничения отраслей права
  • 11.4. Краткая характеристика основных отраслей права
  • Глава 12. Функции права
  • 12.1. Понятие и классификация функций права
  • 12.2. Содержание общесоциальных функций права
  • 12.3. Содержание специально-юридических функций права
  • Раздел 6. Юридическая практика в правовой системе общества
  • Глава 13. Общая характеристика юридической практики
  • 13.1. Понятие юридической практики
  • 13.2. Содержание и форма юридической практики
  • 13.3. Виды юридической практики
  • Глава 14. Правотворческая практика
  • 14.1. Понятие правотворческой практики
  • 14.2. Содержание и форма правотворческой практики
  • 14.3 Виды правотворческой практики
  • 14.4. Принципы правотворческой практики
  • 14.5. Функции правотворческой практики
  • 14.6. Понятие и основные признаки нормативных актов
  • 14.7. Система нормативных актов в Российской Федерации
  • 14.8. Сферы и пределы действия нормативных актов
  • Глава 15. Практика реализации права
  • 15.1. Понятие и основные признаки практики реализации права
  • 15.2. Виды практики реализации права
  • 15.3. Правоприменительная практика: понятие и основания
  • 15.4. Содержание и форма правоприменительной практики
  • 15.5. Функции правоприменительной практики
  • 15.6. Виды правоприменительной практики
  • 15.7. Принципы правоприменительной практики
  • 15.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
  • 15.9. Правоприменительный акт: понятие и виды
  • Глава 16. Интерпретационная юридическая практика
  • 16.1. Понятие интерпретационной практики
  • 16.2. Основания и поводы интерпретационной практики
  • 16.3. Содержание и форма интерпретационной практики
  • 16.4. Интерпретационная техника и тактика
  • 16.5. Виды интерпретационной практики
  • 16.6. Принципы интерпретационной практики
  • 16.7. Цели (задачи) и функции интерпретационной практики
  • 16.8. Акты официального юридического толкования
  • Глава 17. Правосистематизирующая практика
  • 17.1. Понятие правосистематизирующей практики
  • 17.2. Основания правосистематизирующей практики
  • 17.3. Содержание и формы правосистематизирующей практики
  • 17.4. Виды правосистематизирующей практики
  • 17.5. Принципы правосистематизирующей практики
  • 17.6. Цели (задачи) и функции правосистематизирующей практики
  • Глава 18. Правовые отношения
  • 18.1. Понятие и основные признаки правоотношений
  • 18.2. Юридические факты и составы
  • 18.5. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности
  • 18.6. Объекты правоотношения
  • 18.7. Виды правоотношений
  • Раздел 7. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества
  • Глава 19. Праовсознание в правовой системе общества
  • 19.1. Понятие правосознания
  • 19.2. Структура правосознания
  • 19.3. Виды правосознания
  • 19.4. Функции правосознания
  • Глава 20. Правовая культура и правовое воспитание
  • 20.1. Понятие и структура правовой культуры
  • 20.2. Виды правовой культуры
  • 20.3. Правовое воспитание
  • Раздел 8. Социально-правовые отклонения и юридическая ответственность в правовой системе общества
  • Глава 21. Правонарушение как разновидность социально-правовых отклонений
  • 21.2. Состав правонарушения и общая характеристика его элементов
  • 21.3. Виды правонарушений
  • Глава 22. Юридические ошибки
  • 22.1. Понятие юридической ошибки
  • 22.2. Классификация юридических ошибок
  • 22.3. Причины-условия совершения ошибок
  • Глава 23. Юридические конфликты
  • 23.1. Понятие юридического конфликта
  • 23.2. Структура юридического конфликта
  • 23.3. Виды юридических конфликтов
  • 23.4. Разрешение конфликтов в юридической практике
  • Глава 24. Юридическая ответственность
  • 24.1. Понятие юридической ответственности
  • 24.2. Цели юридической ответственности
  • 24.3. Принципы юридической ответственности
  • 24.4. Виды юридической ответственности
  • Глава 25. Законность и правопорядок
  • 25.1. Понятия и основные черты законности
  • 25.2. Понятие правопорядка
  • 25.3. Общесоциальные и юридические основы законности и правопорядка
  • 25.4. Меры по укреплению законности и правопорядка
  • Литература
  • Оглавление
  • 6.2. Нормативно-правовое предписание - первичный элемент содержания права

    Нормативно-правовое предписание можно определить как логически завершенное и формально определенное общеобязательное веление (распоряжение, правило и т.п.), которое регулирует поведение людей, их коллективов и организаций .

    Нормативно-правовым предписаниям как первичным компонентам юридического содержания права присущи многие признаки, характерные для права в целом. Наиболее существенными их чертами будут следующие.

    1. По своей сути нормативно-правовые предписания - это логически завершенные ицельные веления, правила, требования, распоряжения, приказы, положения, определения, установки .

    2. Данные веления, правила и требования выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, параграфах, пунктах, частях и т.п.)текста нормативного акта, нормативного договора и иных форм права.

    Способы закрепления нормативных велений в нормативных актах, договорах и других юридических источниках права самые разнообразные. Они могут быть выражены в отдельной статье. “Президент Республики Казахстан неприкосновенен”, - говорится в ст. 80 Конституции Республики Казахстан.

    Обычно в той или иной статье содержится несколько нормативных положений. Примером может служить статья 1098 ГК РФ, где указывается, что продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

    В обоих примерах речь идет о прямом способе изложения , когда нормативные предписания полностью содержатся в одной статье.

    Нередко нормативные веления излагаются с помощью отсылочного или бланкетного способов. При отсылочном способе определенные элементы нормативно-правового предписания содержатся в других статьях, к которым и делается конкретная отсылка. Так, в п. 1 ст. 880 ГК РФ говорится, что “передача прав по чеку производится в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, с соблюдением правил, предусмотренных настоящей статьей”.

    При бланкетном способе изложения отсылка делается к определенного рода правилам и нормативным актам , в которых содержатся недостающие элементы (части, стороны и т.п.) данного нормативно-правового предписания. Например, в пункте 3 статьи 96 ГК РФ указано, что “правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах”. Федеральный закон “Об акционерных обществах”, как известно, был принят почти через год после вступления в юридическую силу первой части ГК РФ.

    Более сложным приемом бланкетного изложения является статья 155 Семейного кодекса РФ. В ней говорится: “На содержание каждого ребенка в приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ”.

    3. Нормативно-правовые предписания имеют не только соответствующую форму, но и носят достаточно определенный характер, более или менее четко устанавливая права и обязанности, условия их возникновения и реализации, охраны и защиты, другие требования и положения.

    4. По своей сущности нормативное предписание - это властное, обязательное для исполнения (соблюдения, использования, применения) распоряжение.

    5. Их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия.

    6. Общая природа нормативно-правовых предписаний выражается в том, что они носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают (закрепляют, охраняют и т.п.) наиболеетипичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно не определенное число жизненных обстоятельств и случаев.

    7. Нормативно-правовые предписания представляют юридический результат правотворческой практики компетентных государственных органов и должностных лиц (Государственной Думы РФ, Президента РФ, губернатора области и т.п.) и негосударственных учреждений (органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и т.п.).

    8. Каждое нормативно-правовое предписание имеет, как правило, свой специфический предмет правового регулирования (отдельные общественные отношения, социально-правовую ситуацию и т.п.) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону или свойство.

    Все указанные выше черты позволяют выступать данным предписаниям в качестве специфических нормативных регуляторов поведения людей, их коллективов и организаций.

    Существуют разнообразные виды нормативно-правовых предписаний.

    1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются нормативно-правовые предписания конституционного (государственного), административного, гражданского и других отраслей права. В указанных предписаниях отражаются многие качественные характеристики той или иной отрасли права (ее предмет, принципы, функции и т.п.).

    2. По предмету воздействия можно различать нормативно-правовые предписания, регулирующие имущественные отношения (см. ст. 809, 903 ГК РФ), личные неимущественные отношения (см. ст. 20 ГК РФ) и иные общественные отношения.

    Здесь же можно, видимо, говорить о нормативно-правовых предписаниях, действующих в сфере промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и пр.

    3. В зависимости от способов юридического воздействия нормативно-правовые предписания подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие.

    Управомочивающие нормативно-правовые предписания предоставляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний.

    Обязывающие нормативно-правовые предписания требуют обязательного совершения соответствующих активных действий.

    Запрещающие нормативно-правовые предписания требуют воздержания от совершения запрещенных ими действий.

    Поощряющие нормативно-правовые предписания стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования, поощряют активное правомерное поведение субъектов.

    Рекомендующие нормативно-правовые предписания содержат советы, рекомендации и положения наиболее целесообразного и полезного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами; действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.

    4. Особо нужно выделить материальные и процессуальные нормативно-правовые предписания. В самом общем плане первые отвечают на вопрос “Что нужно (не нужно) делать?”, вторые - “Как?”, “Каким образом?” Указанные нормативно-правовые предписания отличаются друг от друга по предмету, способам и характеру воздействия на общественные отношения,принципам их формирования, закрепления и реализации,целям и другим параметрам.

    5. В зависимости от выполняемых функций нормативно-правовые предписания разграничиваются на регулятивные (правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правоконкретизирующие, правоконстатирующие и т.п.) и охранительные (правообеспечивающие, превентивные, правовосстановительные, компенсационные, карательные и т.п.).

    В императивных содержатся категорические предписания, которые не могут быть изменены субъектами правоотношения.

    В диспозитивных нормативно-правовых предписаниях содержатся положения на случай, если субъекты права не установили для себя иных условий и правил правового поведения. “Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, - отмечается в п. 2 ст. 682 ГК РФ, - за исключением случаев, предусмотренных законом или договором”.

    7. Нормативно-правовые предписания подразделяются в зависимости от субъектов правотворчества . Издавать их могут федеральные органы и субъекты федерации, представительные и исполнительные органы, государственные учреждения и органы местного самоуправления, коллегиальные субъекты и должностные лица.

    8. По форме закрепления различают нормативно-правовые предписания, содержащиеся в нормативных актах (законах, постановлениях правительства и т.п.), нормативных договорах, судебных прецедентах, смешанных правовых актах и т.п.

    9. Определенное самостоятельное значение имеет классификация нормативных предписаний по юридической силе. Так, предписания, закрепленные в конституционных федеральных законах, обладают наибольшей юридической силой; указы Президента РФ - более высокой юридической силы по сравнению с постановлениями Правительства РФ и иными подзаконными нормативными актами.

    10. В зависимости от срока действия они бывают постоянными и временными.

    11. Нормативные предписания могут быть адресованы юридическим и физическим лицам, гражданам и иностранцам, врачам и юристам, следователям и судьям, судьям Конституционного.Суда РФ и арбитражного суда и т.п. В качестве критерия деления здесь выступают соответствующие адресаты предписаний.

    12. По территориальной сфере действия различают нормативно-правовые предписания общероссийского, ограниченного (Крайний Север, Ярославская область и т.п.), местного (имеют силу на территории административного района) действия и предписания локального характера (действуют на территории, например, Ярославского шинного завода).

    13. Принципиальное значение имеет выделение норм права и нестандартных нормативно-правовых предписаний. Нормы права являются специфической разновидностью нормативно-правовых предписаний, поскольку выступают в виде правил (эталонов, образцов поведения), носят представительно-обязывающий характер, имеют классическую логико-семантическую структуру (соответствующим образом организованные и связанные гипотезу, диспозицию, санкцию), что позволяет им непосредственно (через корреспондирующие права и обязанности, условия их возникновения и реализации, меры государственного и иного воздействия) осуществлять регулирование общественных отношений и занимать особое место в юридическом содержании и системе права (подробнее см. главу 8).

    Относительно самостоятельное место в системе права занимают нестандартные нормативно-правовые предписания: принципы права (нормы-принципы), правовые дефиниции, программные и статутные положения, схемы, формулы, рисунки, перечни, картограммы, таблицы, предписания-цели и многие другие.

    Каждое из указанных нестандартных нормативных предписаний также имеет свои специфические черты, логико-семантическую и другие структуры, занимает особое место в правовом регулировании общественных отношений. Их подробное изучение - одно из важных направлений познания первичной основы системы права любой страны.

    В ходе развития теории правовых норм вопрос о соотношении правового предписания и нормы права приобретает спорный характер. Далеко не все авторы признали за нормативно-правовым предписанием право на самостоятельную научную значимость. Так, например, А. Ф. Черданцев не признает за нормативно-правовым предписанием право на место в категориальном аппарате юридической науки, отождествляя его с нормой права: «В работах различных авторов термин “предписание” используется в различных значениях. Нередко его использование в каком-то новом смысле преподносится как теоретическая “новинка” или даже открытие. На наш взгляд, в этих случаях мы имеем дело не с чем иным, как удвоением терминологии, необоснованно засоряющим терминологический арсенал науки» .

    Вместе с тем с позиции теории правовых норм становится трудно объяснить юридическую природу таких правоположений, как декларации, принципы, дефиниции, сроки, презумпции, фикции и т. д. Ведь наряду с регулятивными и охранительными нормативными предписаниями существуют также предписания которые не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений.

    На полном единстве понятий «норма права» и «нормативное предписание» настаивает А.С. Пиголкин, когда пишет, что «как правило, статья нормативного акта - это внешнее выражение нормы права в полном её объеме. Это типичное явление для правовой системы, и законодатель должен стремиться к максимальному соответствию статьи закона и нормы права, если это достижимо и практически полезно» .

    С.С. Алексеев пишет: «Все большее дробление правовых положений, подчинение их отдельным операциям в процессе правового воздействия, усиливающееся «разделение труда» между ними, более широкое использование нормативных обобщений приводят к тому, что первичные частицы правовой материи становятся проще, элементарнее. Государственновластное веление высокоразвитой специализированной правовой системы и является нормативным предписанием. Понятие нормативного предписания не следует противопоставлять понятию правовой нормы. Предписание (норма-предписание) и есть «живая» юридическая норма развитой правовой системы, отличающейся высоким уровнем специализации» .

    Не соглашаясь с отождествлением терминов «норма права» и «нормативное предписание», В.Н. Карташов утверждает, что второе понятие по объему шире первого, и поэтому нормы права является лишь специфической разновидностью нормативно-правовых предписаний .

    Л.М. Давыдова в результате сравнения признаков правовой нормы и признаков правовых предписаний пишет о том, что с одной стороны, юридическая природа и особенности правовых предписаний тесно связаны с природой норм права, а с другой - между ними имеются различия. Исследование позволяет заключить, что все формальные (внешние) признаки правовой нормы являются одновременно признаками нормативно-правовых предписаний. Каждое предписание, будучи непосредственно выраженным в тексте нормативно-правового акта, представляет собой отдельное предложение этого текста. Поэтому оно характеризуется логической завершенностью, цельностью и элементарным характером.

    Остальные четыре содержательных признака нормы права являются тем критерием, который позволяет показать различие между нормой права и правовым предписанием. Из всех выделенных признаков нормативного предписания содержательным должен считаться лишь один, согласно которому предписание представляет собой государственно-властное веление. Поэтому и правовое предписание, и норма права представляют собой правовое веление.

    При этом правовая норма в единстве трех своих составляющих (гипотеза, диспозиция, санкция) является элементом системы права, а правовое предписание в наибольшей мере олицетворяет именно форму существования правовых велений, и является начальный элемент системы законодательства. В содержание правового предписания укладываются все возможные его разновидности.

    Поэтому норма права и правовое предписание соотносятся между собой как содержание и форма. Кроме того, учитывая, что одна норма чаще всего выражена в законодательстве в виде нескольких элементарных велений, необходимо заключить, что норма права и правовое предписание соотносятся так же, как целое и часть .

    Таким образом, анализируя спорный вопрос о соотношении правовой нормы и правового предписания, Л.М. Давыдова объединяет различные точки зрения выводом о том, что нормативно-правовое предписание выступает как универсальная категория, объединяющая систему права и систему законодательства. И если говоря о норме права мы стараемся отвлечься от особенностей формы, анализируя прежде всего содержание замысла законодателя, то категория нормативно-правового предписания как раз показывает неразрывную связь этого замысла с конкретными словами и предложениями текста . И в этом смысле правовые предписания можно рассматривать и как способы, средства законодательной техники, выполняющие определенную регулирующую функцию в системе права.

    Л.М. Давыдова подтверждает тезис С.С. Алексеева о том, что «в нормативных предписаниях наиболее ярко выражено органическое единство содержания и внешней формы в праве. Нормативное предписание -- это первичная, элементарная частица самой правовой материи, с которой совпадает исходная единица правового текста» .

    Таким образом, эффективность и действенность нормы права напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения.

    В юридической научной литературе выделяются следующие признаки нормативно-правовых предписаний: властное веление; непосредственная выраженность в тексте; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер .

    Лингвистический анализ текстов нормативных правовых актов свидетельствует, что в большинстве случаев нормативноправовое предписание существует в форме предложения - первоначального структурно-композиционного элемента текста закона.

    Обычно предложение содержит одну норму права. Однако неизбежны случаи, когда норма права выражается при помощи двух предложений и более или, наоборот, когда в одном предложении сформулировано несколько норм. В соответствии с правилами законодательной техники каждая норма рубрицируется в тексте закона как статья или, по крайней мере, часть статьи.

    Таким образом, следует различать норму права и статью закона. Статья - это часть текста, а норма права - это правило поведения. Соотношение статьи закона и нормы права есть соотношение формы и содержания.

    Существует несколько способов изложения норм права. Норма права и статья закона полностью совпадают. Несколько норм права содержатся в одной статье либо одна норма права (ее элементы) содержится в нескольких статьях.

    Трехчленная схема, имеющая существенное значение для характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных нормативно-правовых предписаний.

    Обязательными элементами нормативно-правового предписания являются гипотеза и диспозиция или санкция. Правое веление непременно должно содержать указание на его суть, т. е. на юридические последствия, и на условия их наступления. Следовательно, нормативно-правовых предписаний без гипотез существовать не может. В любых самых специализированных нормативно-правовых предписаниях так или иначе указывается на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое нормативно-правовое предписание можно изложить по формуле: «если - то».

    Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормативно-правовые предписания по неумолимой логике правового регулирования внутренне, а иногда и текстуально неизбежно связаны и функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормативноправовые предписания выражаются в виде логических норм, где есть все элементы - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормативно-правовыми предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

    1) предписание-принцип - закрепляет исходное, руководящее нормативное положение общего характера, имеющее значение для отдельных отраслей, подотраслей, институтов права в целом;

    2) предписание-цель - выражает политико-нормативную ориентацию в происходящих процессах и явлениях, содержит нормативное требование к будущему состоянию развития общества;

    3) предписание-дефиниция - содержит определение какого- либо юридического и иного понятия, используемого в законе;

    4) управомочивающее предписание - закрепляет субъективные права (право действовать определенным образом) граждан и иных субъектов права;

    5) императивное предписание - закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать. К императивным предписаниям относятся:

    Обязывающее предписание - устанавливающее обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

    Запрещающее предписание - устанавливающее запрет на совершение каких-либо деяний (активного или бездействия);

    6) диспозитивное предписание - предоставляет возможность сторонам самим с помощью договора устанавливать права и обязанности в правоотношении, а при отсутствии такого договора восполняет пробел в волеизъявлении сторон;

    7) предписание-стимул - содержит материальные, моральные и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;

    8) бланкетное предписание - содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным правовым актом;

    9) отсылочное предписание - статья закона, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же закона;

    10) обеспечивающее предписание - закрепляет решение законодателя о признании закона или его части утратившими силу либо о внесении в него изменений.

    При подготовке законопроекта необходимо обеспечить логическую последовательность изложения предписаний и переход от общих положений к конкретным. Нормативно-правовые предписания, составляющие содержание правового акта, должны располагаться в следующей последовательности:

    Цели и задачи;

    Общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения;

    Правовые последствия;

    Заключительные положения.

    Законодатель, выражая свою волю в нормативных предписаниях, стремится к тому, чтобы его предписания представляли собой целостное системное образование, последовательно и полно, без каких-либо логических и содержательных противоречий закрепляли основные существенные, главные признаки регулируемых общественных отношений. Успешному решению этой задачи способствуют следующие требования законодательной техники:

    1) не допускать логических противоречий, т. е. ситуаций, когда в нормативных предписаниях относительно одного и того же предмета, субъекта или действия, взятого в одном и том же отношении, содержались бы противоречащие друг другу положения;

    2) не допускать дублирования одних и тех же нормативных предписаний в разных законах. Нормативное предписание надлежит излагать в законе, к которому это предписание тяготеет более всего, является его необходимым и важнейшим элементом;

    3) нормативные предписания, которыми устанавливаются какие-либо изъятия из общего правила, целесообразно помещать в том законе, который содержит это общее правило;

    4) проектируемое нормативное предписание, которое меняет редакцию, содержание и смысл действующего нормативного предписания, нецелесообразно формулировать как самостоятельную новеллу без указания ее связи с действующим предписанием;

    5) в проекте закона, который заменяет устаревшие, малоэффективные нормативные предписания новыми, более совершенными, надлежит вводить специальную статью с указанием реквизитов законов и их структурных частей, признанных утратившими силу.

    Учитывая то обстоятельство, что задачей законодателя в ходе законотворческого процесса является формулирование конкретных нормативно-правовых предписаний, данная категория законодательной техники является одним из первичных элементов структуры права.

    Еще по теме Нормативно-правовое предписание: понятие, признаки, виды:

    1. Нормативно-правовое предписание: понятие, признаки, виды
    2. § 2. Понятие и виды правовых регуляторов гражданских отношений и место в них общепризнанных принципов и норм международного права Понятие и виды правовых регуляторов гражданских отношений.
    3. Понятие и виды контрольно-надзорной деятельности при производстве дознания в органах внутренних дел
    4. § 2. Понятие и виды нормативной основы усмотрения в административной деятельности милиции

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

    Случайные статьи

    Вверх