Биография Сергея Михалкова. Семья поэта

Поэт, баснописец, драматург, общественный деятель, автор двух государственных гимнов Советского Союза и гимна РФ, Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве в семье потомственных дворян Владимира Михалкова и Ольги Михалковой, урожденной Глебовой.

В 1927 году семья переехала в Ставропольский край, в город Пятигорск, затем в Георгиевск.

В 1930 году Сергей Михалков, окончив школу, переехал в Москву, где работал разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике и внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия". Также в числе освоенных профессий — младший наблюдатель геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае.

Его литературная деятельность началась в 1928 году, когда в журнале "На подъеме" (Ростов-на-Дону) появилась его первая публикация, стихотворение "Дорога".

В 1933 году он стал членом Московского группкома писателей. Публиковался в журналах "Огонек", "Пионер", "Прожектор", в газетах "Комсомольская правда", "Известия", "Вечерняя Москва", "Правда".

Среди его пьес для взрослых - "Илья Головин" (1950), сатирические комедии "Охотник" (1956), "Дикари" (1958), "Памятник себе…" (1959), "Раки и крокодил" (новая редакция 1960), "Эцитоны бурчелли" (1961).

В кино Михалков начал свой путь с написания текста к мультипликационному фильму "В Африке жарко" (1936), позже он написал сценарии к мультфильмам "Здесь не кусаются" (1937), "Дядя Степа" (1938), "Охотничье ружье" (1948), "Полкан и шавка" (1949), "Дядя Степа - милиционер" (1964), "Зайка-Зазнайка" (1976), "Как старик корову продавал" (1980) и другим. Всего по его сценариям было снято более 30 анимационных фильмов.

По сценариям Сергея Михалкова были сняты такие популярные фильмы , как "Новые похождения кота в сапогах" (1958), "Три плюс два" (1963), "Большое космическое путешествие" (1974) и другие.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Посмотрите, какой красавец в папахе! - восхищается она, раскладывая на столе раритетные фотографии. - Это встреча с актрисой Зоей Федоровой в редакции газеты «Красный воин» в 1941-м. А вот снимок, сделанный 1 января 44-го. Сергей Владимирович был военным корреспондентом: ушел на фронт через два дня после объявления войны - 24 июня 1941 года - и закончил ее в Вене, в апреле 1945 года. Он автор строк на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, у Вечного огня: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»... Много лет спустя он сказал: «Кто видел войну, тот будет видеть ее всегда». Я иногда спрашивала утром: «Что снилось?» - «Война»...

Еще фото - Михалков с Маршаком, Кукрыниксами. Получив в 1941 году Сталинскую премию, они отдали ее на строительство танка. Назвали его «Беспощадным», и он прошел всю войну. Смешной снимок - Сергей Владимирович в Монголии - с лошадкой, которая едва достает ему до пояса. Он очень любил национальные литературы, культуру разных народов, поддерживал их, занимался переводами и никогда не ленился ездить по республикам, напротив, делал это с удовольствием. Здесь он позирует сыну Ф.Шаляпина, художнику... Тут - танцует с итальянской актрисой Сильваной Пампанини... А это прелестное дитя узнаете? Сережа с бабушкой и дедушкой, 1913 год. А вот, посмотрите, какой веселый! Все его детские снимки - нос пуговкой и улыбка... Это в имении Михалковых Назарьево. 1914-й.

культура: Роскошные фотографии! Неужели никогда не публиковались?
Субботина: Сергей Владимирович документами не занимался. В какой-то момент собрал разные бумаги - черновики, афиши, шутки, записанные на скорую руку, фотографии - и сдал в архив. Ничего вокруг себя не культивировал, относился к своей персоне без придыхания. Жил как жил... Делал людям добро и никогда не помнил, кому, когда и по какому поводу помог. Главное - ничего не ждал в ответ. Замечательная черта! Я обнаружила в архиве огромное количество благодарственных писем от разных людей. Есть и от Константина Симонова - они были в очень хороших отношениях. А в охотничью компанию Сергея Владимировича входил Фадеев и еще четыре человека - не публичных. Двое из них - врачи. Заядлым охотником он не был, скорее, ездил за компанию.

культура: Как он умудрялся находить время, чтобы заниматься чужими проблемами?
Субботина: Для него это было органично. Хотя занят действительно был очень. Просто жил под девизом: если можешь, помоги. И делал это постоянно - как депутат Верховного Совета, как председатель Союза писателей… Илья Сергеевич Глазунов однажды очень образно сказал: «Если всех людей, кому помог Сергей Михалков, выстроить по линии экватора, они обогнут землю».

культура: Поэтому, вероятно, он прожил так долго - кто многим делится, тому и дается многое…
Субботина: Возможно. А еще потому, что у него был очень легкий характер, сколь это ни покажется странным. Легчайший! Он был чист, нежен и наивен, как ребенок. Абсолютно. До последних дней. Наталья Петровна Кончаловская говорила: «Сереже всю жизнь будет 13 лет». Ему и было всегда 13. Мог и покапризничать... Кстати, о возрасте. Думаю, даже столетие - не время подведения итогов творчества Сергея Михалкова. Но какие-то цифры есть. Общий тираж его книг приближается к 500 миллионам экземпляров. Он написал более 260 басен и сатирических стихов, около 40 пьес. Спектакль «Сомбреро» в Центральном детском театре шел 1600 раз - неизменно с большим успехом. «Балалайкин и Ко» в «Современнике» не сходил с афиш на протяжении двадцати лет… Когда Сергея Владимировича провожали, патриарх Кирилл сказал: «Михалков войдет в историю как великий детский писатель».

культура: Без всякой натяжки - Михалков стал им еще при жизни. Будучи молодым человеком. Шутка сказать, «Дядя Степа» был впервые опубликован в 1935 году.
Субботина: Да, писатель жив, пока его читают. А Сергей Владимирович - один из топовых авторов, которого сегодня издают, может быть, даже больше, чем в советское время. Я не литературный критик и не мне судить, есть ли теперь хорошие детские писатели, но редакторы рассказывают о тех, кого якобы когда-то зажимали и якобы не давали публиковаться… Сейчас этим авторам говорят: давайте, мы готовы издать Ваши произведения! Но где же они? Что печатать?

культура: В последние годы Сергей Владимирович сочинял?
Субботина: Конечно: стихи, басни. Что-то будет опубликовано в новых сборниках в этом году. 13 марта вышла книга «Самый главный великан» - воспоминания самого Сергея Владимировича, людей, его знавших: Виктории Токаревой, Генриха Боровика, Андрея Дементьева и, конечно, детей, внуков.

культура: Мемориальную доску на фасаде дома на Новинском бульваре, где жил Сергей Михалков, установили. А какова ситуация с памятником?
Субботина: С местом определились. Надеюсь, в этом году все получится. Но заранее говорить ничего не хочу. (Монумент предполагается установить в сквере на Поварской, который назовут именем поэта - «Культура» .) И на Новодевичьем памятник будет. Ну, а как Вы думаете? Проблема одна - то, что придумано, сделать трудно, не каждый скульптор возьмется. А юбилейные мероприятия будут проходить в течение года.

культура: Все вопросы курируете сами?
Субботина: Стараюсь заниматься всем - и переименованием библиотек, и фестивалями, и международным конкурсом рисунка, о котором «Культура» писала. Теперь будем эту выставку показывать в регионах.

культура: Приходится ведь и чиновничьи пороги обивать. Тяжело?
Субботина: Денег на благие дела всегда не хватает. И всегда люди с ними трудно расстаются. Но вот, допустим, решили мы сделать сладкий подарок «Дядя Степа» победителям детского конкурса. Звонили на фабрики, спрашивали, могут ли помочь. А Музей шоколада взял и сделал шоколадные фигурки бесплатно. Причем литые, тяжеленькие, на радость детям. Но так реагируют не все. И проблемы, естественно, есть. У нас запланировано несколько благотворительных акций, в том числе спектакли по произведениям Сергея Владимировича в театре «Модерн» и своеобразный марафон: сто книг - в подарок каждой библиотеке, носящей имя Михалкова. Сегодня в мире их десять, а это уже тысяча книг. Еще тысячу получит Дворец детского творчества на Воробьевых горах, столько же - Дом кино (Сергей Михалков написал несколько сценариев, в том числе к фильму «Три плюс два», был членом Союза кинематографистов - «Культура» ).


культура: Как выбираются библиотеки, достойные носить имя Михалкова?
Субботина: Сами звонят, сами обращаются. К юбилею Сергея Владимировича был создан сайт, ведется активная деятельность. Что там выбирать - библиотека есть

библиотека. Но, как правило, когда мы приезжаем в город, культурное учреждение стараются привести в порядок. Администрация московским гостям всегда рада. В Калининграде, например, к нашему приезду заасфальтировали дорогу рядом с библиотекой, чего местные жители не могли добиться очень долго и, конечно, были счастливы, что это наконец случилось.

культура: Выходит, провинциальным библиотекам носить имя Сергея Михалкова не только почетно, но и выгодно?
Субботина: Ну, наверное, есть какой-то прок.

культура: Мы встречаемся с Вами в Международном сообществе писательских союзов, председателем исполкома которого был Ваш супруг. Причем должность эту он занял уже в преклонном возрасте. Простите, зачем ему это надо было? Ведь мог спокойно почивать на лаврах...
Субботина: Что значит - зачем? К нему постоянно шли ходоки, он продолжал заниматься писательскими делами... Не понимаю Вашего вопроса. Как нужно было отдыхать - сидеть в кресле и смотреть журнал «Крокодил»? Сергею Владимировичу была интересна эта деятельность. Он считал ее частью своей жизни. И годы тут совершенно ни при чем. Он в любом возрасте был способен на поступки. И голова у него, слава Богу, работала хорошо.

культура: Вы помогали ему вести дела здесь, в МСПС?
Субботина: Нет. Никуда не лезла и никогда с ним сюда не ходила. Я из другой среды. Зачем я буду вмешиваться в его писательские дела?

культура: А как он относился к Вашей среде?
Субботина: Уважительно. Так же, как и я - к его.

культура: Однако после замужества Вам пришлось оставить физику...
Субботина: Я отошла от науки раньше - в 90-е годы заниматься ею стало очень сложно.

культура: Чем покорил Вас будущий супруг?
Субботина: Сергей Владимирович - человек уникальный. У него фантастическое чувство юмора. Он легкий, красивый, остроумный. И абсолютно без возраста. Магия личности Сергея Владимировича победила все. Муж говорил: «Что ты фамилию не поменяешь?» Но я горжусь своей (Юлия Валериевна - дочь ученого-физика, академика АН СССР - «Культура» ).

культура: Сергей Владимирович был способен на красивые жесты?
Субботина: Не могу сказать, что он был таким уж гусаром. Джентльменом - да. Женщин видел, замечал. По сторонам смотрел. Всегда. И после того, как мы поженились.

культура: Вас это не напрягало?
Субботина: Нет, я вполне уверена в себе.

культура: А каким он был в быту?
Субботина: Абсолютно неприхотливым, настоящим аристократом. Аристократизм заключается в том, чтобы быть довольным тем, что у тебя есть. Радоваться этому. А не требовать, чтобы тебе постелили белую салфетку и дали серебряную ложечку. Такого мещанского понимания быта у него не было.

культура: В чем еще проявлялся его аристократизм?
Субботина: Сергей Владимирович совершенно не был привязан к вещам. Ничего не собирал. Только в молодости, по-моему, коллекционировал марки. Но даже когда они вдруг исчезли, не стал делать из пропажи проблему.

культура: Наверняка ценил предметы искусства?
Субботина: Ну, как вы думаете, человек, родившийся в не бедной дворянской семье, понимал, что такое красивые вещи?..

культура: Кроме того, он был женат на дочери и внучке художников...
Субботина: Могу продолжить: и всегда был обеспеченным человеком.

культура: Сергей Владимирович выглядел абсолютным аристократом, даже в 95...
Субботина: И был им по сути, но одевала его я.

культура: Как он воспринял посягательство на его образ?
Субботина: С удовольствием.


культура: А как проводил свободное время?
Субботина: Обожал путешествовать. До конца дней. Зимой любил Германию, подлечивался. Летом предпочитал Италию, последний раз был там в 96 лет. Каждое лето мы выезжали туда на месяц-полтора, снимали дом. Сергей Владимирович дышал морским воздухом, целый день проводил на пляже - лежал под зонтиком или сидел под навесом, ходил по берегу моря... А вечером мы ездили куда-нибудь на машине.

культура: За рулем были Вы?
Субботина: Он водил машину, до 83 лет. Пока я не высадила его из-за руля. Незадолго до этого он попал в очень тяжелую аварию, разбился - мы тогда еще не были знакомы, так что мое решение было вынужденной необходимостью... Вот машины Сергей Владимирович действительно очень любил. У него всегда были одни из лучших автомобилей в Москве. Даже не уверена, что первый «Мерседес» появился у Высоцкого... Кажется, все-таки у Сергея Владимировича.

культура: Для нескольких поколений россиян старший Михалков - это не только известные с детства стихи, но и гимн нашей страны. Когда 12 лет назад Владимир Путин утвердил третью редакцию, Сергей Владимирович признался: именно этот текст близок его сердцу, потому что он всегда был верующим...
Субботина: Воцерковленным он не был, но в Бога верил. И иконы в доме, конечно, всегда висели.


культура: Все-таки он был советским человеком?
Субботина: Безусловно. Но с глубокими корнями, родившимся в русской православной дворянской семье, которая, к слову, имея такую возможность, не уехала за границу, когда началась революция.

культура: Сергея Михалкова всю жизнь щедро награждали и орденами, и критикой. Как он реагировал на хулу?
Субботина: Снисходительно. Во всяком случае, сильно не переживал. Считал так: делай, что должно, и будь, что будет. И не раз повторял: «Волга течет при всех режимах».

культура: А крепкое словцо мог себе позволить?
Субботина: Не часто. Делал это ужасно смешно. Когда Сергей Владимирович «выражался», все вокруг начинали хохотать. Это тоже было его особенностью.

культура: Для публикации в «Культуре» вы предоставили неизвестные фотографии и документы, спасибо Вам. Но наверняка многое еще осталось за кадром. Вы продолжаете разбирать архивы?
Субботина: Нет. Тяжело. Это не моя жизнь, а вторгаться в чужое пространство всегда сложно. «Культуре» я предоставила документы, которые сам Сергей Владимирович счел возможным отдать в литературный архив. К домашнему же почти не притрагивалась. Пока...

Сергей Михалков читает поэму "Дядя Степа"

С ергей Михалков - человек-эпоха, человек-легенда, родоначальник знаменитой российской творческой династии.

Он родился в 1913 году и прожил долгую счастливую жизнь. Судьба отмерила ему 96 лет, ярких, красивых, творческих. Он был поэтом, драматургом, баснописцем, общественным деятелем, председателем Союза писателей РСФСР. И все-таки в первую очередь, говоря о Сергее Михалкове, вспоминается то, что он был замечательным детским поэтом, на чьих стихах воспитывалась вся страна. А еще, конечно же, один из самых важных фактов его биографии - это создание текста к гимну сначала СССР, а потом России. Да, это поистине уникальный случай, Сергей Владимирович дважды стал автором гимна своей родины. И это, наверное, единственный в России поэт, чье стихотворение знают наизусть все россияне без исключения.

Страсть к стихотворчеству была у него с детства. Вообще, он был ранним, все значительные вещи в его жизни происходили у Сергея Михалкова в том возрасте, когда многие его сверстники еще только раздумывали, кем быть, какими быть, рефлексировали и мечтали о возможных будущих успехах. Публиковаться Михалков начал в 15 лет, в 22 года написал свой хит - поэму о милиционере дяде Степе, а к 30 годам уже стал автором советского гимна.

Во время Великой Отечественной войны Сергей Михалков вместе с другими советскими поэтами и писателями был мобилизован для работы в армейской печати. Работал на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Родины», затем в газете «Сталинский сокол». Поднимал дух солдат своими очерками, заметками, политическими стихами, подписями под карикатурами, юмористическими рассказами. «Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-западного фронта, - вспоминал Сергей Владимирович. - На борт самолетов погружали пачки листовок... Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам, в которых я стремился ободрить и призвать к беспощадной борьбе русских людей на оккупированной территории. Помню заголовки листовок: «Пусть не дрогнет твоя рука!», «Ты победишь!», «Не быть России покоренной!» Из этих публицистических стихотворений родилась впоследствии в 1944 году «Быль для детей».

Став виртуозом по части детской поэзии, Сергей Михалков обратился к басенному творчеству. Идею начать писать басни подал поэту писатель Алексей Толстой . Почитав как-то его стихи, Толстой сказал: «Те твои стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются... Попробуй писать басни». Совет упал на благодатную почву, вскоре была написана первая басня, и дело пошло. Спустя некоторое время абитуриенты театральных вузов наравне с традиционными баснями Крылова стали читать на вступительных экзаменах и басни Михалкова.

По сценариям Сергея Михалкова снимались фильмы. Причем не только детские - сочинял он сюжеты и для взрослых картин. Такие, например, как «Леон Гаррос ищет друга» или же чудесная курортная кинокомедия «Три плюс два», снятая по пьесе Михалкова «Дикари».

И мультфильмов сделано множество по стихам и сценариям Сергея Михалкова. А самому первому мультику, созданному при участии поэта, в этом году исполняется 80 лет. Это мультфильм «В Африке жарко», рассказывающий о том, как зверюшкам в далекой Африке очень хотелось мороженого, и о том, как исполнилась их мечта.

Наверное, чтобы творить для детей, творить так, чтобы они воспринимали тебя как своего и строчки твоих стихов были им абсолютно близки и понятны, в душе нужно самому всегда оставаться немного ребенком. По воспоминаниям родных поэта, все так и было. «Его детскость и наивность поражали меня всегда, - вспоминал внук Сергея Владимировича, режиссер Егор Кончаловский. - У меня порой в голове не укладывалось, как человек, который смотрит на мир глазами подростка, может быть при этом депутатом, автором гимна, обладателем множества регалий».

Но никто, пожалуй, не скажет лучше о своем близком человеке, чем его родной сын. В 2003 году Никита Михалков снял о Сергее Владимировиче документальный фильм «Отец». Это рассказ об истории рода Михалковых и о большом жизненном пути Сергея Михалкова.

Международное сообщество писательских союзов оказалось на грани раскола

Максим Левитин , писатель

Странное равнодушие к этой истории со стороны многочисленной и влиятельной семьи Михалковых объяснил один из членов Общественной палаты России: «А что вы хотели? Кинофестивали, фильмы и съемки отнимают много времени, но обратить внимание на попавшего в беду заслуженного человека все же стоило… Тем более, что речь идет о чести и репутации всей фамилии…»

В последние годы волна «рейдерства» накрыла страну. Бурлящие девяностые с их откровенной пропагандой культа наживы и обогащения радикально изменили образ мышления бывших советских людей. Те. Кто оказался на гребен все дозволено за деньги и ради денег, один за одним захватывают малорентабельные заводы, научно-исследовательские институты, притягательные особняки в центре столицы, принадлежащие различным общественным организациям, ассоциациям, союзам.

Однако, такой «бизнес» несет в себе значительные риски, и не только финансовые – могут отнять, арестовать и даже посадить. Наиболее хитрые и циничные действуют под прикрытием. Ведь захватить можно не только здание, но и человека, который имеет права этим зданием распоряжаться. Обмануть, ввести в заблуждение, парализовать и подчинить его волю. А если человек стар и немощен, не совсем адекватно воспринимает окружающую его действительность, то он – просто идеальная жертва для мошенников.

«Комбинаторы» с меньшими амбициями женятся на старушках и «ускоряют» их отправку в мир иной, довольствуясь полученной квартирой. Иных же масштаб старушки с квартирой не удовлетворяет, это - охотники на знаменитостей и особняки в центре Москвы.

Это история о том, как известный писатель Сергей Владимирович Михалков попал в список жертв и сам оказался во власти собственных «помощников».

Михалков вошел в историю не только как автор текста советского гимна страны и его российского римейка, но и как автор замечательных детских стихов про дядю Степу. Обласкан был Михалков-старший всеми властями и при всех режимах процветал. Поэтому когда пару лет назад почти 90-летний мэтр пошел в ЗАГС с гражданкой Субботиной Юлией Валериевной, цветущей женщиной бальзаковского возраста, мало кто сомневался, что со стороны молодой были на то свои причины.

«Молодая жена» Субботина немедленно стала проявлять активный интерес к профессиональной деятельности мужа, но не на литературном, а почему-то на общественном поприще. В 2002 году Сергей Михалков возглавил МСПС (Международное сообщество писательских союзов стран СНГ), являющееся фактически правоприемником знаменитого Союза писателей СССР. Тут ничего не подозревающие писатели почувствовали на себе стиль руководства новоиспеченной супруги мэтра. Сам Михалков пребывал все больше по санаториям и целительным итальянским вояжам (что понятно в его то годы), в то время как обложенная пачками доверенностей от мужа гражданка Субботина активно участвовала во всех делах МСПС, преимущественно хозяйственного свойства.

При ней в Исполкоме МСПС появился бойкий сотрудник Евгений Задорожный, который стал отвечать за связи с арендаторами, да еще в должности исполнительного директора МСПС. Не удовлетворившись арендными поступлениями, которые к тому же приходилось тратить на насущные писательские нужды членов МСПС, парочка перешла к постепенной и планомерной «ревизии» доставшейся МСПС от советских времен собственности.

Постепенно МСПС лишился подмосковного пансионата, нескольких зданий, расположенных по адресу Поварская, 10 (строения 1 и 2) году (только по договору за них было получено более 900 тысяч долларов) и кой чего «по мелочи», в частности Каретного сарая знаменитого Дома Ростовых. Все сделки были оформлены вроде бы законно и деньги по ним поступили на счета МСПС. Однако у многих членов МСПС сразу же возникли подозрения, что стоимость сделок по официальным договорам была существенно занижена. Куда поступила разница от рыночной цены, выражавшаяся в миллионных суммах, сможет выяснить разве что следствие. Но доподлинно известно, что - не к писателям.

Сам знаменитый Дом Ростовых в последние годы был резиденцией руководящих органов МСПС, и не был продан может быть потому, что окончательные права на него за МСПС суд признал только в 2004 году. Однако, уже в январе 2005 года к Дому Ростовых проявлял интерес некий Сергей Челышев (убитый в июле 2006 года), владелец фирмы «Комплектация производства».

10 февраля того же 2005 года у С.В. Михалкова закончились полномочия Председателя Исполкома. Недовольные его работой и деятельностью его молодой жены писатели явно не собирались переизбирать его на новый срок.

Случившиеся тогда события не раз освещались в центральной прессе. 23 февраля 2005 года, за день до единственно легитимного Пятого очередного съезда Международного сообщества писательских союзов стран СНГ (прошедшего в Доме Ростовых на Поварской, 52), в помещении ЦДРИ на Пушечной улице прошел так называемый «альтернативный съезд МСПС», на котором вместо делегатов присутствовали сам Михалков, его супруга, сын супруги от раннего брака, гражданин Задорожний, пара водителей упомянутых выше лиц и зачем-то адвокат Кучерена, ныне член высокой Общественной палаты РФ. В этом составе съезд МСПС и переизбрал Сергея Владимировича на новый срок.

«Настоящий» писательский съезд 24 февраля 2005 года выбрал новый состав Исполкома МСПС и назначил Председателем Исполкома МСПС писателя Юрия Бондарева. Однако, уже 2 марта «настоящее» руководство МСПС выгоняется автоматчиками ЧОПа на мороз, а в кабинеты дома Ростова въезжают Субботина, Задорожный и другие «заслуженные писатели».

Отчеты о судебных процессах и взаимные обвинения писательских групп, раскол подорвали репутацию МСПС. Но позитивный результат есть – Дом Ростовых продать не удалось, и он все еще является собственностью писательского сообщества.

Отрицательных последствий раскола множество. Самое важное - МСПС к настоящему момент окончательно перестал выполнять свою главную миссию – организационную и материальную подпитку творческого процесса. Исчезновение последнего источника финансирования становится настоящей катастрофой, особенно для региональных талантов.

Если культура слова – не является государственным приоритетом, то можно закрыть глаза на проблемы МСПС, ликвидировать и распустить его вовсе. Если же нужна – то следует принять меры для спасения писательского союза. Очевидно, что культура также как и другие сферы жизни, нуждается в защите государства от разграбления.

И сделать это просто. Нужно проводить, наконец, великого писателя Сергея Владимировича Михалкова на неоднократно заслуженный им отдых. Избавить его от окруживших его плотным кольцом «помощников» (в этом избавлении его многочисленные и влиятельные родственники могли бы сыграть свою важную роль), эксплуатирующих светлое имя и репутацию заслуженного писателя и уважаемого человека. И, наконец, назначить из писательской среды новое, молодое и энергичное руководство МСПС. Которое поможет вернуть писательской профессии высокий престиж и статус в обществе, сумеет установить правильные коммуникации с российской властью и обеспечить эффективное управление собственностью МСПС.

За примерами подобных метаморфоз далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы назначенного пару лет назад главным редактором «Литературной газеты» писателя Юлия Полякова, который сумел реанимировать погибшее было издание, наглядно показав, что влияние литературной среды на российское общество возвращается. Уверен, одним Поляковым список не исчерпывается – найдутся в российской писательской среде и другие талантливые руководители.

Утраченную ранее собственность МСПС вернуть уже, конечно, не удастся. Но спасти то, что осталось, можно и нужно.

Случайные статьи

Вверх