Презентация на тему ночь перед рождеством гоголь. Презентация на тему ночь перед рождеством

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»- энциклопедия традиций народа.

Составила презентацию учитель русского языка и литературы Гладких Ирина Николаевны МОУ «ЗСОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов»





Украинские народные традиции и верования в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Н.В.Гоголь вырос в украинском поместье. Мир простых украинских селян был ему близок и понятен. С детских лет писатель проявлял интерес к украинскому фольклору, к народным традициям и верованиям. В основу повести «Ночь перед Рождеством» легли украинские рождественские обряды. Согласно народной традиции накануне Рождества принято колядовать и прославлять Христа. Парубки пели колядки, прославляли хозяев, а хозяева «высовывались из окошек с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки подставляли мешки и ловили свою добычу». Согласно древним украинским верованиям в ночь перед Рождеством разворачивается борьба темных и светлых сил: «...черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей, завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». И вот наступает Рождество. Автор подробно описывает этот праздник, знакомит с одеждой, которую традиционно надевают в этот день. Утром все идут в церковь славить Христа. «Вся церковь еще до рассвета была полна народу. Пожилые женщины в белых монистах, в белых суконных свитках набожно крестятся у самого церковного входа. ...Девчата, у которых намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов». А после церкви все идут разговляться. Девчата помышляют о том, как они с хлопцами будут кататься на льду, играть в снежки, петь песни. Так и пройдут святки. В этой повести создан яркий образ особого мира - мира традиций, верований и обрядов украинского народа.


Канун Рождества

Самым сказочным и волшебным считается ночь накануне рождества. Считается, что в эту ночь исполняются все самые сокровенные желания, и людям приходят откровения свыше. Под Рождество многие девушки занимаются гаданиями, ведь этот праздник по времени совпал с циклом древних языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, и вобрал в себя множество фольклорных обычаев. Сны, которые сняться в эту рождественскую ночь принято считать вещими.


Колядование в рождественскую ночь

«Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться.»


Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег..»

«В самом деле, едва только поднялась метель и ветер стал резать прямо в глаза, как Чуб уже изъявил раскаяние и, нахлобучивая глубже на голову капелюхи, угощал побранками себя, черта и кума. Впрочем, эта досада была притворная. Чуб очень рад поднявшейся метели.»


«- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! - произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.»

Семнадцатилетняя Оксана, дочь богатого козака Чуба, на всю округу славится своей необыкновенной красотой. Однако эта девушка прекрасно знает себе цену. Она горда, кокетлива, немного капризна - в общем, обыкновенная красавица. Не таков полюбивший ее молодой кузнец Вакула. Он прост и честен, нежен и заботлив. Какие только подвиги ни готов он совершить ради взаимного чувства «чудной, ненаглядной Оксаны»! Но легкомысленная девушка только смеется над кузнецом и подшучивает: принесешь мне царские черевики - выйду за тебя замуж.


Кузнец Вакула

«Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т... церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного Суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.»




«Пацюк, верно, крепко занят был галушками, потому что, казалось, совсем не заметил прихода кузнеца, который, едва ступивши на порог, отвесил ему пренизкий поклон.»

«С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели.»





Презентация на тему "Урок-игра по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" по литературе в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников 5 класса повторение и закрепление материала по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Автор презентации: Ошнокова Ася Герихановна, учитель русского языка и литературы.

Фрагменты из презентации

Брейн-ринг

  • 1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?
  • 2. Как ведьма и черт попали в хату?
  • 3. Кто и зачем украл месяц?
  • 4. За что черт мстил кузнецу?
  • 5. Сколько лет было Оксане?
  • 6. Какой подарок готовил кузнец Оксане?
  • 7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу?
  • 8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба?
  • 9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из его собственного дома?
  • 10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж?
  • 11. Что такое колядование?
  • 12Кто угодил в мешки в избе Солохи?
  • 13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошёл за помощью?
  • 14. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?
  • 15. Как можно укротить чёрта?
  • 16. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург?
  • 17. Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы?
  • 18. Как запорожцы называли царицу?
  • 19. Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца?
  • 20. Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал?
  • 21. Как кузнец сватался?
  • 22. Как кузнец «отблагодарил» чёрта?

Словарик

Объяснить значения слов:

  • Гопак
  • Кораблик
  • Парубок
  • Галушки
  • Заутреня
  • Кутья
  • Проповедь
  • Малевание
  • Околоток
  • Гуртом
  • Волокитство
  • Жеманилась
  • Дивчата
  • Ладунка
  • Паляница
  • Черевики
  • Панночка
  • Дюжий
  • Голова
  • Капелюх
  • Струмент
  • Нагайка

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» История создания «Вечеров..»

  • Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей в 1829 году, в 1931 году вышла первая книга “Вечеров…”, а через год – вторая. Известно, что прозаик использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания и фольклор, которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники, такие как рукопись “История руссов” и переводные повести немецких романтиков. “Вечера на хуторе близ Диканьки” были встречены положительными рецензиями критиков. Они отмечали неподдельную весёлость, простоту и правдивость, яркость национального колорита и увлекательность народного предания в повестях Н.В.Гоголя.
  • “Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.”
  • (А.С. Пушкин)
  • Пушкинская оценка была поддержана другим великим литературным авторитетом – Белинским. Родоначальник русской классической критики приветствовал появление нового таланта и точно определил своеобразные черты “Вечеров…” Что это за черты? Это прежде всего художественный синтез возвышенного и комического, оптимистический пафос, позволивший Гоголю пророчески определить великое будущее России, и всеохватывающее воспроизведение “смешного” в русской жизни почти во всех его вариантах.
  • Вечера на хуторе близ Диканьки Первая книга (1831) 1. Сорочинская ярмарка 2. Вечер накануне Ивана Купала 3. Майская ночь, или утопленница 4. Пропавшая грамота Вторая книга (1832) 1. Ночь перед рождеством 2. Страшная месть 3. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка 4. Заколдованное место
«Ночь перед Рождеством»
  • На титульном листе было напечатано: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». -Что это за человек? -Почему Гоголь издает повести под вымышленным именем? -Кто из писателей применял такой же прием?
Рождество Христово
      • «Царит над миром ночь святая, утих вседневный шум забот» Над Россией несется волнующий и радостный благовест. Во всех церквях поют: «Рождество Твоё, Христе Боже, возсия мириви свет разума…» 7 января Русская Православная Церковь празднует Рождество.
Почему же так почитаем христианами праздник Рождества?
  • В эту ночь в небе зажглась новая звезда, возвестившая миру о приходе Спасителя рода человеческого – Иисуса Христа. На Руси накануне Рождества в домах украшали ёлки – символ вечной обновляющей жизни. Наверх вешали звезду из бумаги или дерева. Она изображала евангельскую звезду, которая показала волхвам путь к родившемуся Иисусу.
Святочные гуляния
    • Прихожане приглашали знакомых и родственников на святочные гуляния. И стар, и млад славил рождение Христа на улицах и перекрестках. Дети ходили по домам с раскрашенной бумажной рождественской звездой и вертепом – ящиком в виде пещеры, где родился Иисус. Этот обычай появился в 16 – 17 вв. в Малороссии.
  • В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.
«Последний день перед Рождеством прошел…»
    • -Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести? -Какие фантастические черты несет пейзаж? -Почему черт украл месяц? -За что черт так зол на кузнеца?
Работа с текстом
    • 1 глава (читаем до конца) -Как можно озаглавить эту главу? -Почему некоторые сноски сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?
  • 2 глава -Озаглавьте её . -Какие качества характера Чуба проявляются в этом эпизоде?
Первые две главы повести
  • Первые две главы служат завязкой повести. Произведению Гоголя свойственны фольклорные мотивы, сочетание фантастичности, сказочности и реальности, юмор. Злые силы изображены не страшными, а забавными, смешными.
Картины народной жизни в повести.
  • Задания: 1.Перескажите 3 главу 2.Дайте характеристику Оксане. -Почему «как красавица», ведь она и была красавицей? -Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана, любующаяся собой в зеркало? 3.Прочитайте главу по ролям.
  • - Почему Солоху считают ведьмой? -Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с казаком Чубом?
  • «Больно поколотил проклятый кузнец!» Задание: прочитайте эту главу по ролям.
Юмор
    • Гоголь заставляет нас смеяться. -Как он это делает? -Что такое юмор? ЮМОР – это изображение героев в смешном виде. ЮМОР – смех весёлый, доброжелательный. - Каким способом достигается юмористический эффект? -Какую роль сыграл пейзаж в этих событиях?
«Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж »
  • - Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа? - Как ведёт себя Оксана?
Ветреная Солоха
  • Прочитайте главу по ролям. -В чем юмор ситуации этого эпизода?
«Зачем здесь лежат эти мешки?»
  • В чём особенность этого эпизода?
Приключения кузнеца в поисках черевичек.
  • -Что задумал кузнец Вакула? -Зачем Вакула отправился к Пузатому Пацюку? -Что мы узнаем от автора о Пацюке? -С помощь какого приема изображен данный персонаж? -Какие чудеса увидел Вакула у Пацюка?
  • -Почему чёрт так радовался, что Вакула готов погубить свою душу? -Как Вакула победил чёрта? -Страшной ли изображается в повести нечистая сила?
Вот тебе и Солоха?
  • Задания: перескажите этот эпизод, прочитайте выразительно диалог по ролям. -Как ведёт себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему? - Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах? - На чем строится смешная ситуация? - Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие смешками?
Кузнец летит на черте.
  • -Что чувствует, наблюдает Вакула, летя на черте? -Каким видится Вакуле Петербург? -Какие черты характера проявляет Вакула?
Вакула у запорожцев
  • -Как приняли запорожцы Вакулу? -Что в этом эпизоде реалистическое, а что фантастическое?
Вакула во дворце
    • -Как изображен путь во дворец? -Чьими глазами мы смотрим на дворец? -Как соотносятся реалистическое и фантастическое в сцене во дворце?
Вот тебе и кузнец!
  • «Сплетни диканьских баб» -Как создается юмористический эффект в этой сцене?
  • «Куда ж это, в самом деле запропастился кузнец?» -Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его? -Как описывает автор сцену в церкви?
Счастливое возвращение кузнеца
  • -В чем виноват Вакула? -Как он хочет искупить свою вину? -Почему Чуб соглашается выдать Оксану за Вакулу? -Как Оксана приняла то, что кузнец выполнил её условие?
Заключительный эпизод
  • Последний эпизод является эпилогом. Из него мы узнаем о счастливой семейной жизни Вакулы и Оксаны и о том, что кузнец выдержал церковное покаяние. -Каким чувством проникнуто все произведение? -Какие эпизоды показались вам особенно интересными?
СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ
  • СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ
  • ФАНТАСТИЧНОСТЬ
  • НРАВОУЧЕНИЕ
  • ВЕСЁЛЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕСТВОВАНИЯ
  • Спасибо за урок!

Слайд 2

Великий русский писатель Н.В.Гоголь родился в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье украинского помещика. Свои детские и юношеские годы Гоголь провел среди украинской природы. Будущий писатель горячо любил украинские сказки, его очаровывали рассказы странствующих кобзарей – их песни и предания.

Слайд 3

В гимназии Гоголь увлекался рисованием и театром. Он писал стихи на русском языке, комедии, пользовался славой замечательного рассказчика. Мальчик очень много читал. Свои карманные деньги тратил на книги, а те, что стоили очень дорого, он тщательно переписывал на самую лучшую бумагу с рисунками собственного изображения. Тогда же, в гимназии, у писателя пробудилась страсть к сочинениям.

Слайд 4

Книга Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832 гг.) – повести из украинской народной жизни – была восторженно встречена друзьями писателя и широкими читательскими кругами. «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, - писал А.С.Пушкин. – А местами какая поэзия!...» Все повести Гоголя, входящие в эту книгу, окрашены мягким, добрым юмором. После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь становится знаменитым. Книга "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Слайд 6

"Ночь перед Рождеством"

Слайд 7

«Ночь перед Рождеством» похожа на сказку. По жанру это произведение – сказочная повесть. Но от сказки ее отличают характеры главных героев, полуреальная, полуфантастическая действительность, нетрадиционный сюжет, отсутствие сказочных героев. Литературовед Н.Л.Степанов считает, что в «Ночи перед Рождеством» «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Повествование ведется от лица рассказчика – Рудого Панька. Язык его прост, понятен, невозмутим. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело.

Слайд 8

Герои произведения.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Оксана своенравная и легкомысленная. Её прихотью было условие, поставленное Вакуле: достать такие черевички, в которых ходит сама царица. Тогда капризная красавица обещала выйти за кузнеца замуж. Но на протяжении повести девушка меняется. Меняются ее мысли о Вакуле, меняется также и наше отношение к ней. Оксана влюбляется в кузнеца, и ей уже не нужны черевички, которые она требовала. В конце повести мы узнаем, что Оксана и Вакула женятся и живут счастливо.

Слайд 12

Слайд 13

Кузнец Вакула привлекает своей простотой, настойчивостью и упорством, тем, что сильно любит красавицу-Оксану. Вакула человек набожный и верующий, кроме кузнечного дела занимался еще тем, что писал картины и иконы. Это помогло ему победить черта. Кузнец не поддался его искушениям и не изменил вере в Бога. Вакула нарисовал черта в аду, победил его силой любви и веры. Писатель показывает превосходство сил добра над злом. Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще и остались герои, которые имеют отношение к нечистой силе (Солоха, Пацюк)

Слайд 1

Ночь перед Рождеством

Презентацию подготовила Ученица 9 класса МБОУ «Лицей г. Отрадное» Смирнова Роксана 2012 г.

Слайд 2

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852 гг.)

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

Слайд 3

В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере. Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).

Слайд 4

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба». Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.

Слайд 5

В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие (1842-1845 гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ». В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.

Слайд 6

В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ. 1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.

Слайд 7

7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Слайд 8

Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному - хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831-1832 гг. Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара. 1832 (цензурное разрешение - 31 января 1832 г.).

Слайд 9

Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II - последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи. Сюжет пьесы разворачивается в Диканьке, на Украине. Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт, который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Слайд 10

Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды. К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».

Слайд 11

Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть к мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.

Слайд 12

В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает. Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Слайд 13

Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки. В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула.

Слайд 14

Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Слайд 15

Анализ произведения

Этой повестью открывалась вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедшая в свет в 1832 году. Однако написана была «Ночь перед рождеством» в своей первоначальной редакции значительно раньше, скорее всего еще в 1830 году. По сравнению с черновой редакцией, сохранившейся в рукописной тетради Гоголя, изменениям подверглась преимущественно вторая часть повести - описание приезда Вакулы в Петербург, и в особенности сцена жалобы запорожцев.

Слайд 16

Кроме того, в повести сделаны были цензурные купюры, которые сейчас восстанавливаются по черновой рукописи. Так, несомненно по цензурным соображениям, не были помещены шутки Вакулы, крестящего черта, и слова запорожца, протестующего против притеснений: «Помилуй, мамо! зачем губишь верный народ? чем прогневили?». В «Ночи перед рождеством» Гоголем также широко использован фольклор. Образ черта, крадущего месяц, история чудесного полета его с Вакулой восходят к народным, фольклорным источникам. В «Книге всякой всячины» имеется такая запись Гоголя: «Существует поверье, что ведьмы снимают и прячут звезды».

Слайд 17

Известно в фольклоре и изображение того, как черт через печную трубу влетает к ведьме на свидание. Образ черта в «Ночи перед рождеством» близок и к комической фигуре беса в «вертепной» драме. Действие повести относится ко второй половине XVIII века, что видно из описания поездки кузнеца Вакулы в Петербург, во дворец Екатерины II. Встреча запорожских депутатов с Екатериною, стремившейся привлечь запорожцев к борьбе против турок и татар, жалобы запорожцев на притеснения со стороны правительства отражают реальные исторические события. Царское правительство, охотно принимая помощь запорожцев, в то же время всячески стремилось ограничить «вольности» Сечи и подчинить ее полностью своему влиянию.

Слайд 18

«Напасти», на которые жалуются запорожцы, - ото постройка правительственных крепостей вокруг Сечи, проекты ликвидировать запорожское войско и тем самым «поворотить» запорожцев в «карабинеры», то есть в регулярные войска. Протестуя против притеснений запорожцев, депутаты указывали на их верность государственным интересам России, имея в виду участие запорожцев в освободительных войнах с турками и крымскими татарами. В числе лиц, окружающих Екатерину, Гоголь изображает Д. Фонвизина - автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».

Слайд 19

Белинский выделил эту повесть в цикле «Вечеров»: «Ночь перед рождеством», по словам критика, есть «целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни».

Слайд 20

Характеристика героев

Кузнец Вакула Оксана Солоха Казак Чуб Чёрт Пацюк

Слайд 21

Кузнец Вакула - веселый и ответственный, нежный и сильный, хозяйственный и легкий на подъем парубок. Он помогает матери вести хозяйство, пользуется заслуженным уважением в селе, однако полностью счастливым человеком его не назовешь, ведь любит Вакула гордую и своенравную красавицу Оксану. Ради нее кузнецу даже сам черт - не враг. Ухватив нечистого за хвост и погоняя святыми словами, крестами и молитвами, Вакула мчится в Петербург, к царице, за подарком для своей капризной ненаглядной. Своей скромностью и простотой он до того очаровывает царицу, что она по просьбе кузнеца дарит ему свои любимые черевички. Так, благодаря решительности, находчивости, силе своей любви Вакула выполняет задание, которое вначале кажется совершенно невыполнимым капризом легкомысленной девушки. Настойчивость и упорство Вакулы, его многочисленные достоинства, его любовь и верность все-таки не оставили равнодушной красавицу Оксану. Она жалеет, что была так неласкова и сурова в отношениях с ним, и понимает, что тоже влюблена.

Кузнец Вакула

Слайд 22

Оксана - гордая и заносчивая, она сначала не хотела обращать внимания на то, как ласково разговаривает с ней Вакула и с какой любовью он на нее смотрит. Девушка поставила условие: если кузнец Вакула принесет ей черевички, которые носит царица, то она тот же час выйдет за него замуж. А Вакула, услышав такое, решил, что капризная красавица совсем его не любит, а только смеется над ним. «Ну, Бог спей! - решил он. - Будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, девчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться…» Но образ Оксаны, ее веселый смех не покидали кузнеца. Когда до Оксаны дошли вести, что кузнец утонул, она смутилась, она и верила и не верила, всю ночь не могла уснуть… «и к утру влюбилась по уши в кузнеца». Все-таки она была обыкновенной, чуткой, хорошо воспитанной украинской девушкой, которая видела себя в будущем женой любящего мужа и хорошей хозяйкой. Наутро в церкви « Оксана стояла как будто не своя… На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение, слезы дрожали на глаз ах…» Когда же кузнец вернулся и подошел к ней, «взял ее за руку: красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше ».

Слайд 23

Солоха - расчетливая и хитрая женщина, ловко управляющаяся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков, что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович, и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».

Слайд 24

Казак Чуб

Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.

Слайд 25

Чёрт - в славянской мифологии злой дух. Это существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Он способен превращаться в чёрную кошку, собаку, свинью. Чаще - в человека, странника, кузнеца, младенца. Может принимать облик знакомого: соседа, мужа и т. п. Чёрт в народных поверьях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступления, самоубийство, пытаются заполучить душу человека. Чёрт показан Гоголем как хитрый проказник. "Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул, было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад …. побежал далее". Чёрту оставалась последняя ночь шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Он очень обрадовался, что может отмстить кузнецу. "Теперь то попался кузнец!" - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе голубчик все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей! … в моих руках". Но Ничего не получилось у этого проказника. «И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен".

Слайд 26

Пацюк - это эпизодический персонаж. Прошлое его туманно: “был когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал”. Он поражает своей внешностью: небольшого роста, весьма “увесистый”, в широчайших шароварах, Пацюк, когда двигается по улице, похож не на человека, а на “винокуренную кадь”. Возможно, кому-то, хорошо знакомых с русскими былинами, вспомнится образ Идолища Поганого: противник Ильи Муромца “в долину две сажени печатных, а в ширину сажень была печатная, а головище - что ведь люто лохалище, а глазища - что пивные чашища, а нос-от на роже - он с локоть был”. В обоих случаях - и в литературном произведении, и в былине - при описании внешности героев используется приём гиперболы. Однако, сравнив два описания, можно сделать вывод, что если Идолище Поганое рисуется неизвестным былинным сказителем самыми чёрными красками и производит отталкивающее впечатление, то гоголевский Пацюк такого действия на читателя не оказывает. В описании внешности последнего чувствуется скорее снисходительная усмешка писателя, особенно когда автор говорит, что в последнее время запорожец редко где появлялся, потому что “пролезать в двери делалось для него с каждым годом всё труднее”. Более того, Гоголь отмечает, что жители Диканьки часто обращались к Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село “все… узнали, что он знахарь”.

Случайные статьи

Вверх