Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление Храм флора и лавра на павелецкой соборование

И.о. настоятеля храма: протоиерей Григорий Григорьевич БЕЛОУС

Адрес: г. Москва, улица Дубининская, д.9/3, стр. 1

В июне 2016 года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на продолжение работ по сохранению объекта культурного наследия. Приход заключил договоры подряда, а также на оказание услуг технического и авторского надзора («Моспроект-2»).

15 апреля 2016 года Межведомственной Комиссии по вопросам предоставления субсидий из бюджета города Москвы религиозным организациям «в целях возмещения затрат, связанных с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности», было принято решение о финансировании реставрационных работ в храме Флора и Лавры.

2016 году планируется полностью завершить реставрацию этого объекта. В соответствии с утвержденным графиком будут продолжены работы на четверике и апсиде: предстоит реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, реставрация цоколя, колонн, карнизов, гранитной паперти, окон и дверей, металлических элементов, мраморных подоконников, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов, монтажные, а также штукатурные и малярные работы (стены, своды, откосы).

В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы подрядной организацией ООО «ЭШЕЛЪ» на колокольне и в трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери .

История

Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах, по разным данным, в 1625 (1642) году. Первоначально храм с таким названием находился в районе Полянки, где тогда располагалась Ямская слобода. В 1593 году слободу перенесли на Зацепу, и ямщики выстроили новую церковь с тем же названием, что и прежняя.

Деревянный храм на нынешней Дубининской улице упоминается с 1642 года - как «храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе». Однако в народе был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

Выбор имени неслучаен. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды по молитвам святых мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.

После пожара 4 ноября 1738 года, который полностью уничтожил здание, возвели временную церковь. Тогда же было решено просить разрешения на строительство каменной.

Основная часть ныне существующего каменного храма была воздвигнута в 1778 году. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир выстроены в 1835-м. В окончательном виде церковь была освящена в 1862 году.

Около 1909 года для ризницы сделали западную пристройку. После революции в храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в него попала икона святой великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.

В 1922 году приход был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: храм считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего», и оттаскивали любопытных мальчишек от оцепления храма.

Сохранившийся документ:

Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 8 апреля 1922 г.

Замоскворецкий район.

Изъятию подлежали в Замоскворецком районе на 8/IV 1 церковь и 2 часовни: 1) Церковь Флора и Лавра, 2) Часовня Казанской Божией Матери у Калужских ворот, и 3) Часовня Нечаянной Радости у Серпуховских ворот.

К работам приступлено (стиль сохранен – Ред.) с 10 часов утра, поставив на ноги весь аппарат, так как изъятие должно было коснуться самой богатой церкви района - Флора и Лавра, расположенной на Зацепе, где собирается огромный рынок. Было решено рынок не прикрывать, но взять подписку с рыночного комитета торговцев, что за малейший намек на эксцессы все товары будут изъяты, а совет арестован. Предупреждение дало удивительные результаты. Большого оживления на рынке не наблюдалось, торговки рассеянно отвечали на вопросы покупателей, сосредоточив все внимание на возможность наиболее быстрого сбора своих пожитков в нужную минуту. Те мальчишки, которые пытались проникнуть к церкви, хватались за полы торговками и оттаскивались с соответствующим назиданием. Работа прошла спокойно.

Изъято:
Из церкви Флора и Лавра ценностей весом 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 шт.
Из часовни Казанской Божией Матери ценностей весом 8 фунтов 90 золотников.
Из часовни Нечаянной Радости ценностей весом 13 фунтов.
Губкомиссия Р. Медведь, Базилевич.
(лл. 32,33)»

В 1933 году арестовали за «антисоветскую агитацию», а в 1937 году расстреляли настоятеля храма протоиерея Николая (Виноградова). (Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, прошедший в августе 2000 года, причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября). Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Оба священника погибли на Бутовском полигоне под Москвой.

В 1938 году церковь передали обновленцам. Однако в 1940 году все равно закрыли, потому что сюда почти никто не приходил. Иконостас вывезли, росписи стен забелили. В 1950 году власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие этого сделать не смогли, все было построено крепко, на века. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (все было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.

Судьба святынь храма, чтимых икон, остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на госучет. Однако фабрика осталась, и ее производство продолжало вредить памятнику.

В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма, в частности, к 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов №27 от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы.

Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года «из-за нарушения экологических и пожарных норм». Территорию вокруг храма очистили от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра сняли около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К 1997 году силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.

05:38 pm - Церковь святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
м. Павелецкая, ул. Дубининская, 9/3, стр.1

На месте размещения данной церкви, с XVI в. находилась ямская слобода, а с 1685 по 1722 гг. пролегала таможенная граница Москвы: место сбора торговых пошлин с въезжающих в город. Возы с товарами и провиантом становились вдоль цепи и оставались там до уплаты налога. Есть другая версия, что около таможни происходила остановка или "зацепление" возов для осмотра. Таким образом, и появилось название Зацепа.

1. Современный вид

Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г.

Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. и перестроено в 1862 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г по проекту К.С. Орденова. Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка.
2. Церковь в 1882 г.

Собственно храм представляет собой лаконично декорированный ионическими портиками массивный куб, завершённый мощной купольной ротондой. Главный (западный) вход в храм акцентирован портиком нижнего яруса колокольни, украшенным лепным фризом и сдвоенными коринфскими колоннами большого ордера.

В 1938 г. церковь закрыли, иконостас вывезли, росписи стен уничтожили.

Около 1950 г. были снесены верхние ярусы колокольни и глава над куполом.
3. Храм в 50-х годах XX в

4. 1979г

5. 1980г.

Храм занимала фабрика металлографических работ. Это вредное производство, использующее кислоты, много лет отравляло и воздух, и землю. Когда храм вернули верующим пришлось снять двухметровый слой земли внутри здания и засыпать чистым песком. Богослужения возобновлены 7 апреля 1991 г. Колокольня и глава купола полностью восстановлены.
6.

Престолы: главный - иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", приделы - апостолов Петра и Павла и святых мучеников Флора и Лавра.

Использовались архивные фотографии с сайта

Я продолжаю путешествовать по закрытым московским особнякам и отреставрированным храмам в рамках экскурсий Департамента культурного наследия города Москвы. В этот раз мне удалось снять для вас интерьеры красивейшего храма Флора и Лавра на Зацепе. В советские годы мы чуть было не потеряли эту церковь: коммунисты разместили в ней фабрики металлографических и граверных работ, уничтожили всю утварь и планировку храма, а настоятеля церкви - Николая Виноградова, расстреляли…

Производственные работы в старинной церкви длились вплоть до 1991 года. С этого момента приходская жизнь храма Флора и Лавра постепенно начала возрождаться. Завершающим этапом восстановления храма в его первозданном великолепии стала роспись его стен. Участниками этого кропотливого процесса стали лучшие художники-иконописцы Москвы. Результат их трудов превзошел все ожидания! Глядя на фрески храма Флора и Лавра с трудом верится в то, что они были созданы в современности.

Я предлагаю вам полюбоваться храмом Флора и Лавра на Зацепе и порадоваться чудесной истории его спасения. В этом посте вы увидите много фотографий с интерьерами храма и краткую информацию об его истории. И, конечно же, я расскажу вам об экскурсии, которая прошла недавно. Почему храм Флора и Лавра называют храмом «на Зацепе»? Когда он был построен? Какой непоправимый вред нанесли церкви большевики? И какие подвиги совершили реставраторы, спасая его?


Дата фотографий: 29 мая 2018

2. В 1685 - 1722 гг. на территории этого района Москвы была таможенная граница Москвы.

3. Вдоль улицы была протянута цепь и возы «за цепью» продвигались для осмотра к таможне. Поэтому улицы, площади, вал, проезды и тупик получили название Зацепских.

23 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия была организована экскурсия в Храм Флора и Лавра на Зацепе для представителей Управы и Муниципального округа района Замоскворечье, а также 5-го районного Совета ветеранов. Об истории храма и его восстановлении, особенностях храмовой архитектуры экскурсантам рассказал специалист по культовому зодчеству Валерий Страхов.

4.

5 . В начале девяностых годов XX века были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, расположенные на дороге из Москвы в Каширу. Первый храм - в Москве, в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе).

История Храма на Зацепе прочно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. Ямщики Коломенской слободы, почитавшие покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих святых.

7.

8. Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского в день памяти святых мучеников Флора и Лавра.

В официальных документах храм носил имя апостолов Петра и Павла, но в народе за ним прочно закрепилось название «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

10.

11. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны.

В 1738 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм, который стал центром религиозной и культурной жизни ямской слободы. В 1835 году храм был реконструирован по проекту архитектора Ордерова (Орденова).

13. С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

К храму были пристроены приделы в стиле ампир, трапезная и колокольня. В 1861—1862 годах был возведен новый четверик.

16.

В 1908 году храм был отреставрирован. Внутри храма были восстановлены иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены.

19.

20. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены.

В годы советской власти Храма Флора и Лавра был закрыт, а в его здании с 1938 года расположился цех фабрики металлографических и граверных работ.

22.

С 1960 года здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено на государственную охрану, однако продолжало использоваться под производственные цели.

25.

26. В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

27. С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели.

Гости экскурсии слушали рассказ гида с большим интересом. Экскурсовод рассказал посетителям, что совсем недавно внутри храма закончилась масштабная реставрация, обратил внимание гостей на восстановленные по уцелевшим остаткам настенные росписи.

28. Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.

30. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

Также Валерий Страхов показал экскурсантам памятный знак, украшающий Храм. В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы на фасадах. Кровля купола колокольни была расчищена и покрашена, докомпонованы утраченные фрагменты.

31. К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой.

32. Возрождение настенных росписей в храме началось в 2015 году.

33. В наши дни храм волностью восстановлен и просто великолепен!

Эта работа стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ». Именно этой награде и посвящен вышеупомянутый знак. Завершилась экскурсия подъемом на колокольню. Экскурсанты остались очень довольны посещением Храма. Они задали Валерию много уточняющих вопросов. Особенно их интересовали перспективы восстановления Храма - возведение оград и благоустройство территории вокруг храма.

За годы советской власти в Москве было снесено более трёхсот тридцати церквей. В Интернете их перечислено триста тридцать четыре. Тринадцать из них - только в Кремле.
В их числе - древнейший храм Москвы - 1300 года постройки - Спаса на Бору.

Я сегодня расскажу вам только о трёх из этих снесённых храмов. Кстати, есть надежда, что два из них восстановят - поскольку место, на котором они стояли, осталось незастроенным.

Один из этих храмов стоял вот на этом месте, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка. Переулок назван так в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой располагались в семнадцатом веке его палаты.

Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне.

Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

Вот как об этой церкви писал историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский:

"Фрола и Лавра с приделом св. апостолов Петра и Павла у Мясницких ворот, которые указом 1658-го апреля 16-го повелено было называть Фроловскими, а улицу - Фроловскою, но прежнее привычное название как ворот, так и улицы доныне удержалось. Церковь низменная, грубой готической архитектуры, о пяти круглых главах, а колокольня пирамидальная, в описи 1620 года значится деревянною, а через [авт. пропуск] лет построена боярином конюшим [авт. пропуск] каменная".

Как видим, Малиновский описал эту церковку довольно пренебрежительно. Однако, это был единственный храм Флора и Лавра в Москве - и уже этим он был уникален. Был ещё храм этих святых в слободе ямщиков на Зацепе (ныне - район Павелецкого вокзала), - но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он был переосвящён во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость". В этой церкви остался только престол во имя Флора и Лавра, - он есть в этой церкви и сейчас.

Святые Флор и Лавр на Руси считались покровителями лошадей. Интересно то, что именно Малиновский пишет (и больше я ни у кого этой информации не нашла), что на Мясницкой подле церкви Флора и Лавра были государевы конюшни. А Конюшенный двор в Кремле - пишет Малиновский - был построен при царе Феодоре II (сыне Бориса Годунова), - и назывался тогда Аргамачьим двором.

Фроловской называлась раньше Спасская башня Кремля. Малиновский пишет, что Фроловской эта башня Кремля называлась со времён Дмитрия Донского. Видимо, при Донском была построена первая церковь Флора и Лавра в Кремле - возле ворот. Там же - вероятно, - была тогда княжецкая конюшенная слобода. (Спасской башня стала после того, как царь Алексей Михайлович поместил на ней образ Спаса Нерукотворного и дал Указ от 16 апреля 1658 года, где повелел называть Фроловскую башню - Спасской).

Из Кремля к Мясницким воротам - видимо - перенёс слободу царь Иван Грозный. По крайней мере, есть свидетельства о том, что именно Грозный перенёс к Мясницким воротам церковь Флора и Лавра - тогда ещё, - конечно, деревянную. Но - поскольку Малиновский - словам которого мы не можем не доверять - пишет, что у церкви Флора и Лавра были государевы конюшни, - то логично предположить, что они и были перенесены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Первого (Четвёртого). А потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года. В 1935 году прокладывали первую линию Московского метро - и при строительстве станции "Чистые Пруды" - снесли церковь Флора и Лавра. Валентин Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" , писал:«Церковка эта вдруг как бы… исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли».

Рабочие-метростроевцы, жившие в этом бараке, обнаружили в полу подземный ход. Поползли слухи о найденном московском кладе. Но ход быстро засыпали, а слухи прекратили. Так до сих пор о нём ничего и неизвестно.

Церковь же Флора И Лавра знаменита была тем, что к ней свозили лошадей со всей России - в лошадиный праздник - 18 (30) августа - День святых Флора и Лавра. В этот день лошадок окропляли святой водой и служили молебен во здравие их. "Умолил Флора и Лавра - жди лошадям добра!" - говорили в народе. Флор и Лавр - это братья-христиане II века, жившие в Иллирике. Они были каменотёсами. Как каменотёсы, братья были привлечены к строительству языческого храма в Константинополе. Флор и Лавр подговорили других рабочих разрушить языческих идолов и водружить вместо них Крест. Братьев бросили живыми в колодец и засыпали землёй. Через некоторое время в Константинополе начался падёж скота. А из забытого колодца забил источник. Вода этого источника оказалась целебной для заболевших животных. Колодец разрыли, и мощи братьев обрели нетленными. Флора и Лавра причислили к лику христианских святых, и они стали покровителями домашнего скота. А в России их почитали прежде всего как покровителей лошадей.

В этом храме - Флора и Лавра, - каменном с 1657 года - были изображения античных мудрецов - Платона, Аристотеля и Солона. Подобные изображения есть только в Благовещенском соборе Московского Кремля - домовой церкви русских царей и ещё - в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

Вообще, в этом скромном по московским меркам храме - Флора и Лавра на Мясницкой - была какая-то загадка. И подземный ход, и изображения, которые свойственны царским храмам. (Новоспасский монастырь - место захоронения бояр Романовых, Романовская усыпальница. Там захоронена, в частности, монахиня Досифея - княжна Тараканова).

Очень жаль, что Москва утратила этот уникальный храм. Хорошо бы, чтобы его восстановили. Но - конечно, - это будет всего лишь "новодел"... Но всё же - лучше и правильнее, чтобы на этом месте - как много веков подряд - стоял храм Флора и Лавра, - чем чтобы засчёт территории бывшего храма разросталось вширь неуклюжее и некрасивое здание театра Александра Калягина с претенциозным - на мой взгляд - названием: "Et cetera...".

*Паперть Преображенского собора, подобно как и всего храма, сплошь расписана изображениями. Из них наиболее замечательны - при входе на паперть с восточной стороны по обе стороны изображения 10-ти древних греческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными каким-либо изречением. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птоломей, по левой Ермий, Анахарис, Аристотель, Плутарх и Иродион. /История Новоспасского монастыря и ее связь с Романовыми. М. Маркабов, кандидат физико-математических наук.

Нет, увы! Победил Калягин! На месте Храма строится второе здание театра Et cetera.

В своём обращении - ещё к Ю.М. Лужкову - артист писал - как, мол, может согласоваться то, что в храме будут отпевать покойника, а в театре - играть комедию?

А теперь комедию будут играть прямо над кладбищенским захоронением, над героем Полтавской битвы И.И. Дмитриевым-Мамоновым, который был захоронен при храме Флора и Лавра, - и над многими другими покойниками. Это - ничего. Это- согласуется!..

Судя по всему, храм этот уже не будет восстановлен. Театральные хапуги победили.

Фиг я буду теперь слушать и смотреть лучший номер артиста Калягина - песенку "тётки Чарлея" на слова Роберта Бёрнса! Я теперь ему - не верю. "Любовь и бедность навсегда (его) поймали в сети?.." Не смешите! Мы с Робертом Бёрнсом теперь - отдельно, а театральные дельцы, не уважающие русскую (и - значит - никакую) культуру - отдельно.

Ил.: А.М. Васнецов. Мясницкая улица. Возле Мясницких ворот. (Слева - храм Флора и Лавра.)

Храм Святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве. Район в Замоскворечье, вокруг нынешней Дубининской улицы, 9, в XVI веке назывался Ямской слободой. Возникла она после сооружения здесь в 1593 году стен Земляного вала и переселения сюда ямщиков из одноименной слободы московского района Полянки.

Неизменным атрибутом любой слободы служила церковь, выстроенная в честь святых покровителей основной части населения этих общин.

Выбор святых Флора и Лавра для Ямской слободы не случаен. Именно они являются покровителями всех домашних животных, и в частности - лошадей. День почитания святых, 18(31) августа, именовали иногда «лошадиным праздником».

Фото 1. Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве

История церкви

Первые упоминания о деревянной церкви на месте нынешнего храма относятся к 1642 году. Тогда она именовалась как храм великих апостолов Петра и Павла в Коломенской Ямской слободе. В честь мучеников Флора и Лавра, в ней был устроен придел и в народе ее называли не иначе, как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

В 1738 году в церкви случился пожар, из-за которого она полностью выгорела. Местная община испросила дозволения устроить ее из камня.

Ныне существующий храм строился по частям. Основная часть работ по возведению сооружения была завершена в 1778 году. В 1835 году были пристроены трапезная, боковые приделы и колокольня, выполненные в стиле ампир.

Современный вид церковь мучеников Флора и Лавра в Замоскворечье приобрела в 1862 году. Тогда же состоялось и его освящение.

Последним штрихом в архитектурном обличии храма стала пристройка для ризницы, возведенная в ее западной части.


Фото 2. Памятная табличка на церкви иконы Божией Матери на Дубининской, 9

Храм после революции и сегодня

После Октябрьской революции Зацепский храм превратили в склад церковных ценностей. Свозили их сюда из объектов культа Москвы, подлежащих сносу или закрытию. Так здесь появились икона святой великомученицы Екатерины и чудотворная икона Спасителя из Екатерининской церкви, располагавшихся на Большой Ордынке и в Пантелеймоновской часовне, соответственно.

В 1922 году экспроприации подверглись уже ценности самого храма, а у его стен разбили огромный Зацепский рынок.

Интересно отметить, что в сводках комиссии по изъятию храмовой утвари использовались весовые показатели конфискованного имущества в Храме Флора и Лавра на Зацепе (вес изъятого составил 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 штук), а не естественная в таких случаях опись предметов.

Протоиерей Николай (Виноградов), настоятель храма, был арестован в 1933 году за «антисоветскую агитацию». В 1937 году его расстреляли. Собор РПЦ причислил отца Николая к лику святых в августе 2000 года, а днем его памяти принято считать 14 ноября.


Фото 3. Святые мученики Петр и Павел

В 1938 году здание церкви передают так называемым обновленцам, но из-за низкой посещаемости власти принимают решение о закрытии культового объекта. Случилось это в 1940 году.

1950 год стал черной страницей в истории Храма Флора и Лавра на Зацепе в Замоскворечье: была демонтирована глава над куполом, а колокольню просто взорвали после неудачи с разбором сооружения при помощи кирок и ломов. Правда, взрывом удалось разрушить только верхнюю часть звонницы.

В теперь уже бывшем храме устроили фабрику металлографии для производства штемпельно-граверных изделий.

В 1960 году здание храма признали историческим памятником архитектуры, но выводить промышленный объект власти не спешили.

Интересный факт. На территории храма, вплоть до 1992 года, располагался оборотный круг и начало маршрута самого известного московского трамвая с литерой «А» . «Аннушка», как ласково называли его москвичи, соединяла район Зацепы с Краснопресненским бульваром.

Из-за демонтажа рельсов, знаменитый маршрут закрыли и восстановили лишь в 1997 году по случаю 850-летия столицы. Правда, «Аннушка» теперь бегает от Чистых прудов и до района Калужской площади.

В 1991 году власти города передают храм Православной церкви, а уже 7 апреля здесь возобновились богослужения.

Главный престол возвращенного храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел - во имя великомучеников Флора и Лавра, а южный - в честь апостолов Петра и Павла.

Восстановительные работы в основном закончили к концу 1990-х годов, а последним этапом стала установка на колокольню 3 колоколов массой в полторы, три и 5 тонн. Освятил их, а также настенную мозаику с ликами святых апостолов Петра и Павла, архиепископ Дмитровский - Александр.

Храм (церковь) святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») расположен по адресу: Москва, Дубининская, 9, строение 1 (метро «Павелецкая»).

Случайные статьи

Вверх