Как правильно выделять окончание у глаголов. Личные окончания глаголов

Если на окончание глагола падает ударение, то на письме мы без каких-либо затруднений пишем ту букву, которую слышим. Ставим глагол в 3-е лицо единств. числа плыть – он плывЁт , цвести – он цветЕт , это глаголы I спр, но: лететь – он летИт , они летЯт , говорить – он говорИт , они говорЯт - это глаголы второго спряжения. Мы говорим о спряжении, поскольку правописание личных окончаний глаголов зависит именно от того, к какому спряжению относится глагол, то есть какие у него окончания в формах разного лица.

Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме, то есть инфинитиву.

-ать , -оть , -еть и др. (кроме глаголов на -ить и исключений ), относятся к I спряжению: дремать (дремлешь , дремлет , дремлете , дремлют ), бороться (борешься , борется , боремся , боретесь , борются ), колыхать , лепетать , обожать , плакать , шептать , топтать , сыпать , колебаться , удаляться и т.п.

Глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить , относятся ко II спряжению: верить (веришь , верит , верим , верите , верят ), жалить (жалишь , жалит , жалим , жалите , жалят ), хвалить , молить , вялить , ездить , помнить , готовить , тревожить , тащить и т.п.

Как мы видим, проще запомнить, какие глаголы относятся ко II спряжению, повторим еще раз! :

это все глаголы на –ить (кроме глаголов брить , стелить , которые относятся к I спряжению, поэтому пишем он бреет, она стелет ). Также ко II спряжению относятся 7 глаголов на –еть (вертеть , видеть , зависеть , ненавидеть , обидеть , смотреть , терпеть ) и 4 глагола на –ать (гнать , дышать , держать , слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Исключения легко запомнить с помощью простейшей считалки:

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ ,

а еще ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ ,

и ЗАВИСЕТЬ, И СМОТРЕТЬ .

Следует сделать несколько замечаний, которые касаются сложных случаев написания.

1. Во-первых, к исключениям относятся и глаголы с приставками, которые образованы от вышеперечисленных

Глаголы брить , стелить и производные от них: выбрить , побрить и выстелить , застелить , постелить , перестелить и др. - имеют личные окончания I спр.: Он выбреет висок . Ему побреют голову . Зима выстелет белый ковер . Хозяйка перестелет постель .

2. Во-вторых, у многих глаголов приставка ВЫ- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: вылетят – летят , выговорят – говорят (выговорить –говорить ), выспишься – спишь (выспаться – спать ), выстрижешь – стрижёшь (выстричь – стричь ).

3. В-третьих, если сомневаетесь, какой суффикс в инфинитиве, то запомните, что кроме глагола КЛЕИТЬ с суффиксом –И- все остальные заканчиваются на –ЯТЬ : сеЯть, веЯть, реЯть, таЯть, чуЯть, лаЯть, каЯться, маЯться, надеЯться, лелеЯть, затеЯть, а значит, относятся к первому спряжению. Например: крестьянин сеет , ветер вее т , собаки чуют , люди надеют ся .

4. В-четвертых, следует обратить внимание на то, что различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множ. числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множ. числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения типа стукнИте и стукнЕте.

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -И- (2-е л., ед. ч.) и окончания -ТЕ (мн. ч.): сиди-те, пиши-те, прыгни-те. Формы повелительного наклонения легко проверить, если отбросить ТЕ (вышлите вышли!)

В изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения: -ЕТЕ или -ИТЕ.

Поэтому у глаголов I спр. указанные формы различаются; ср.: Пиши"те, пожалуйста, аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пи"шете аккуратно, поэтому ваш диктант проверять легко! (изъявительное наклонение).

А у глаголов II спр. такие формы совпадают в написании; ср.: Держи"те ручку правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно де"ржите ручку, то не устанете, пока будете писать диктант (изъявительное наклонение).

Кроме того, существует два разноспрягаемых глагола, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть и бежать . В разных формах этих глаголов могут быть окончания разных спряжений.

Определение спряжения глагола с ударным окончанием

Глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам, при этом происходит изменение их личных окончаний.

Различают I и II тип спряжения глаголов.

Если окончание глагола ударное, то спряжение определяют по его личному окончанию. Глаголы Iспряжения имеют окончания: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ете(-ёте), -ем(-ём), -ут(-ют); глаголы IIспряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат(-ят).

Например:

Личное окончание этого глагола -ят, находится под ударением.

Следовательно, это глагол II спряжения.

Личное окончание глагола -ёт, находится под ударением.

Значит, это глагол I спряжения.

§2. Определение спряжения глагола с безударным окончанием

А как быть в том случае, когда личное окончание глагола безударное?

Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно определить двумя способами.

Давайте рассмотрим первый способ.

Если окончание глагола безударное, глагол необходимо поставить в неопределенную форму и выделить суффикс неопределенной формы -ть-. Затем выделяем гласную перед -ть- , которая также является глагольным суффиксом.

Например:

(что делать?) заниматься (суффиксы -а-,-ть-);

(что делать?) любить (суффиксы -и-,-ть);

(что сделать?) выпрямить (суффиксы -и-,-ть-).

Если глагол в неопределенной форме имеет перед -ть- суффикс -и-, значит этот глагол относится ко II спряжению.

В остальных случаях (когда в неопределенной форме глаголы имеют суффиксы -а-, -е-, -я-, о-, -у-, -ы- и т.д. перед -ть-) глаголы относятся к I спряжению.

Например: определим спряжение глагола «радует».

Поставим ударение - ра́дует.

Ударение падает на гласную а в корне слова.

Окончание глагола безударное.

Поставим глагол «радует» в неопределенную форму: (что делать?) радовать.

Выделим суффикс глагола неопределенной формы -ть- и суффикс перед ним -а-.

Суффикс -а- указывает на то, что глагол «радует» относится к I спряжению.

Существует еще один способ определения спряжения у глаголов с безударными личными окончаниями.

Для этого необходимо поставить глагол в форму 3 л. мн. ч.

Если глагол в этой форме имеет окончания -ут(-ют), следовательно, это глагол I спряжения. Если глагол в форме 3 л. мн.ч. имеет окончания -ат(-ят) - это глагол II спряжения.

Например: определим спряжение глагола с безударным окончанием «плаваешь».

Поставим глагол в форму 3 л. мн.ч. - они (что делают?) плавают. Глагол плавают имеет окончание -ют. Следовательно, глагол плаваешь первого спряжения. Глагол строите в 3 л. мн.ч. будет иметь окончание -ят (что делают?) строят. Следовательно, глагол строите - это глагол II спряжения.

В русском языке существует ряд глаголов, чью принадлежность к тому или иному спряжению необходимо просто запомнить. К I спряжению относятся глаголы: брить, стелить, ко IIспряжению: гнать, дышать, держать, слышать, вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть.

Особо следует выделить глаголы с приставкой вы-: выговорить, выбежать, выстричь и т.д. Эта приставка у глаголов «перетягивает» ударение на себя и окончание при этом у них становится безударным.

Чтобы определить спряжение таких глаголов, необходимо отбросить приставку и рассмотреть глагол без неё.

Например:

выговорить - говорить (глагол II спряжения), выбежать - бежать (глагол I спряжения).

В русском языке существуют также разноспрягаемые глаголы: в одних формах они имеют личные окончания глаголов I спряжения, а в других - II спряжения.

Например:

глагол «хотеть» в ед.ч. имеет окончания глаголов I спряжения - я хочу, ты хочешь, он хочет, во мн.ч. - мы хотим, вы хотите, они хотят - имеет глаголов II спряжения.

ВЫВОД

Когда личное окончание глагола находится под ударением, спряжение глагола определяется по его окончанию.

В случае, когда личное окончание глагола является безударным, спряжение глагола определяют по суффиксу перед -ть в неопределенной форме глагола.

У глаголов-исключений спряжение определяется сразу.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Kak-opredelit-spryazhenie-glagola,-esli-okonchanie-bezudarnoe

Глагол - одна из самых непростых в изучении и написании частей речи, имеющихся в русском языке. Самой сложной орфограммой в данной теме считается правописание окончаний глаголов в безударной позиции. Их правильное написание зависит от такого понятия, как спряжение.

Что такое спряжение?

Спряжение - это лингвистический термин, обозначающий изменение лица и числа глагола. Иными словами, это тот набор личных окончаний, который приобретает слово при изменении лица и числа. К счастью обучающихся, в русском языке всего два типа спряжения. Какой бы глагол из нескольких миллионов существующих ни был взят для примера, при изменении он будет приобретать флексии:

  • У/Ю, ЕШЬ, ЕТ в единственном числе и ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ во множественном.
  • У/Ю, ИШЬ, ИТ, в единственном числе и ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ во множественном.

Проспрягаем глагол спать: я спл-ю, мы сп-им, ты сп-ишь, вы сп-ите, он сп-ит, они сп-ят . Его окончания при изменении показывают, что он относится ко второму спряжению. Другое слово - жить. Я жив-у, мы жив-ем, ты жив-ешь, вы жив-ете, он жив-ет, они жив-ут . Следовательно, это глагол первого спряжения.

Приставка вы- и спряжение глагола

Глаголы, имеющие приставку, относятся к тому же спряжению, что и однокоренные к ним бесприставочные. Эта информация очень важна для слов с приставкой вы- , которая имеет свойство "оттягивать" на себя ударение. Например, чтобы определить спряжение слова вылетит , нужно убрать приставку, и получится глагол летит с ударным личным окончанием, который относится ко второму спряжению.

Таким образом, на принадлежность к тому или иному спряжения указывают окончания глаголов в личных формах, находящиеся под ударением. Но как поступить, если ударным оказывается не окончание, а основа слова? Ведь в этом случае нужная буква слышна неотчетливо, она находится в слабой позиции, и можно допустить ошибку. На помощь приходит правило.

Как определить спряжение, если личное окончание безударно?

Чтобы определить, к какому из двух имеющихся в русском языке типов спряжения относится глагол, если ударение падает не на окончание, а на основу, нужно образовать начальную форму слова. Эта форма называется инфинитивом и к ней можно задать вопросы что делать? (совершенный вид) и что сделать? (несовершенный вид). Далее следует посмотреть, на что оканчивается полученное слово, и применить правило. Иными словами, безударные окончания глаголов можно написать правильно только в том случае, если определить их спряжение.

Ко 2 спряжению принадлежат глаголы, имеющие безударные личные окончания, которые в форме инфинитива оканчиваются на -ить .

К 1 спряжению принадлежат глаголы с личными окончаниями в безударной позиции, которые в инфинитиве оканчиваются на любые буквы, кроме -ить . Это могут быть комбинации -еть, -ать, -оть, -ть, -чь и многие другие.

Например, слово мечтаешь . Ударение падает не на окончание, а на основу слова. Для определения спряжения ставим глагол в форму инфинитива: что делать? - мечтать . Оканчивается на -ать. Значит, этот глагол относится к 1 спряжению, и, изменяясь по лицам и числам, он будет принимать соответствующие окончания.

Пилишь. Образуем начальную форму - пилить . На конце слова -ить , следовательно, это глагол второго спряжения, и набор личных окончаний будет соответствующим.

Итак, чтобы правильно написать гласные в окончаниях глаголов в безударной позиции, нужно поставить слово в форму инфинитива и в зависимости от того, на что оно оканчивается, определить спряжение. Кажется, все просто. Но если бы в русском языке на каждое правило не приходился бы десяток исключений, он не считался бы одним из сложнейших в изучении языков мира. И в простом правиле о спряжении тоже есть коварные слова-исключения.

Глаголы-исключения

Исключения - это те слова, которые не подчиняются общему правилу. В правиле о спряжении есть 14 глаголов-исключений, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании.

Есть 7 слов на -еть, которые, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания глаголов 2 спряжения: это слова обидеть , зависеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть . Например, слово терпеть принимает такие окончания: я терплЮ, мы терпИМ, ты терпИШЬ, вы терпИТЕ, он терпИТ, они терпЯТ.

4 глагола на -ать , которые тоже спрягаются не в соответствии с правилом и имеют личные окончания 2 спряжения: гнать , слышать, держать, дышать . Я слышУ, мы слышИМ, ты слышИШЬ, вы слышИТЕ, он слышИТ, они слышАТ .

И наконец, 3 глагола на -ить - стелить, брить и зиждиться - имеют личные окончания глаголов 1 спряжения: я стелЮ, мы стелЕМ, ты стелЕШЬ, вы стелЕТЕ, он стелЕТ, они стелЮТ .

Окончания этих 14 глаголов нужно знать на память, потому что они не подчиняются общему правилу.

Разноспрягаемые глаголы

Примечательно, что есть в русском языке 2 интересных глагола, которые называют разноспрягаемыми, потому что, при изменении лица и числа, они приобретают в некоторых формах окончания первого спряжения, а в других - второго, не подчиняясь никаким правилам. К счастью, их личные окончания ударны, поэтому ошибок в их написании не возникает. Но все же их нужно запомнить. Это глаголы хотеть и бежать . При их спряжении получается следующая картина.

Хотеть: я хочУ, мы хотИМ, ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ, он хочЕТ, они хотЯТ (в единственном числе глагол изменяется по типу 1 спряжения, во множественном - по типу второго). Бежать: я бегУ, мы бежИМ, ты бежИШЬ, вы бежИТЕ, он бежИТ, они бегУТ (в форме 3 лица множественного числа глагол имеет окончание 2 спряжения, во всех остальных формах - окончания, свойственные 1 спряжению).

Алгоритм выбора окончания глаголов

Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. Для этого следует использовать четкий алгоритм.

1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы : если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).

2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.

3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.

  • Глагол оканчивается на -ить (кроме трех исключений), значит, он второго спряжения. Сюда же отнесем 7 глаголов, оканчивающихся на -еть, и 4 глагола на -ать .
  • Глагол в начальной форме оканчивается на любые другие буквы (кроме вышеперечисленных 11 глаголов), значит, он спрягается по типу первого спряжения. Добавим сюда 3 глагола-исключения на -ить.

4. Глаголы хотеть и бежать - разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.

Подведем итоги

Правописание окончаний глаголов требует знания правил и применения четкого алгоритма. Главное - правильно определить, к какому из двух спряжений относится слово, и в зависимости от этого написать нужную букву в безударном личном окончании. Глаголы коварны, среди них есть множество исключений, которые не желают подчиняться общим правилам, но внимание к слову и применение несложного правила помогут избежать многих ошибок!

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
  • «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
  • «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская обл.

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

Примечания:

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять .

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь) .

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1 . Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2 . Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

№ 3 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у- , -ю- ; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева- , (-ива- )

В переходном глаголе пишется -и- , в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседоват ь – беседу ю

Обви ть – обви -ва-ть

Спортсмена обессили ли (тяжелые тренировки),

Зависе л – зависе ть

Разглядыва ть – разглядыва ю

Запе ть – запе -ва-ть

спортсмен обессиле л (после выступления)

Послыша лся – послыша ться

Примечания:

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею , т.к. глагол сов. в., от развеять ).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю , т.к. глагол сов. в., от разведать ).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед- :
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую ; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю .

3. Запомните написание глаголов: застре вать (хотя застря ть ); затме вать (хотя затми ть ); разе вать (хотя рази нуть ); продле вать (хотя продли ть ); растле вать (хотя растли ть ); намере ваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увеще вать – «уговаривать, советуя» и усовещи вать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потче вать – «угощать» и почи вать – «спать».

Упражнения

№ 1 . Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть .

№ 2

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

Настоящее время

(от несов. в.)

Прошедшее время

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завеси ли
Дверь навеси ли
Покупателя обвеси ли
Чай развеси ли
Мусор вывали ли
Тесто замеси ли
Бочку выкати ли
Кабана пристрели ли

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завеша ли
На стенах навеша ли
Корабли обвеша ли
Белье развеша ли
Полушубок вываля ли в снегу
Замеша ли в неприятную историю
Воду выкача ли
Пристреля ли ружье

Упражнения

№ 1 . От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить .

№ 2 . Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять : 1) на чем-либо, 2) наливку .

Ответ : это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3 . Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый .

Примечание . Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ : слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю) .

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2

допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки .

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание причастий

Тест № 1

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк) .

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

решенный

решающий

решавший

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Тест № 2

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я .

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 4

е .

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 5

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я) .

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Тест № 6

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ :

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание : причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар , т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар , т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др . М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

Случайные статьи

Вверх