Опыт создания фуд-трака по-китайски за минимальные деньги. Бизнес-план передвижной закусочной Какое оборудование нужно для фуд трака

Передвижная точка питания – выгодный бизнес. В ускоренном ритме жизни, не оставляющем времени на приготовление домашних завтраков, настоящим спасением становится фуд-трак. По дороге на работу люди покупают что-нибудь вкусное. В выходные возле фургонов с едой выстраиваются очереди из желающих быстро перекусить и утолить жажду.


Огромным спросом пользуется ассортимент мобильных кафе летом, но как выжить в более холодные месяцы, когда клиенты торопятся спрятаться от холода и часто пробегают мимо? Пока погода тёплая и приятная, нет отбоя от поклонников ваших кулинарных талантов, но с наступлением холодов всё меняется. Спад клиентуры заставляет предпринимателя усиленно искать пути и способы привлечения покупателей.

Надеемся, что 6 советов, приведённых ниже, помогут владельцам закусочных на колёсах не только сохранить бизнес в любое время года, но сделать его ещё успешнее.

С чего начать?

Каковы ваши сильные стороны?

Печёте ли вы самые вкусные в городе хот-доги, ароматные пончики, фирменные хрустящие вафли или у вас исключительный подход к клиентам? Важно знать, что именно делает ваш фуд-трак уникальным, – это ключ к разработке стратегии на зиму.

Воспользуйтесь опытом коллег

Поговорите с владельцами других мобильных киосков, об их планах на зимние месяцы. Это может снабдить вас дополнительными идеями. В таких беседах, как правило, обе стороны черпают вдохновение и принимают правильные решения.

Пообщайтесь с вашими клиентами

Ценнейшую информацию можно получить от людей из очереди. В ходе простой беседы с постоянными посетителями вы узнаете, что предложить покупателям, чтобы ожидание на морозе того стоило. Подготовьте и разошлите по е-mail или раздайте в бумажном виде анкеты-опросники, предложите бонусы за их заполнение.

Теперь, когда вы знаете свои сильные стороны и осведомлены о том, каким видят ваш идеальный фуд-трак клиенты, наступает время предпринимать решительные шаги.

  1. Проявите заботу о персонале . Не одни покупатели подвержены воздействию плохой погоды. Продавцы, чьё поведение и внешний вид являются «визитной карточкой» заведения, должны чувствовать себя комфортно и выглядеть счастливыми даже в непростой обстановке. Несмотря на обогрев фургона, холодный зимний воздух настигает людей, проникая через открытые окна и двери. Подумайте о специальной одежде для вашей команды, закажите стильные зимние куртки с символикой вашего бренда. Утепляйте фуд-трак с учётом предложений сотрудников, которые будут находиться в нём долгое время.
  2. Подумайте о кейтеринге . Это отличный способ предложить ваши вкуснейшие хотдоги, гамбургеры, шаурму и другую еду потребителю. Молодёжные вечеринки, детские праздники, дни рождения – всё это даёт возможность реализовывать ваши фирменные блюда круглый год. Между владением фуд-траком и кейтеринговой компанией не так много различий, но так как они всё же существуют, их следует учитывать. Вам и вашему персоналу понадобятся дополнительные умения, чтобы новый вид сервиса пошёл «на ура».
  3. Приезжайте в места, где проводятся массовые мероприятия . Большой ошибкой было бы игнорировать спортивные состязания, народные гуляния и другие уличные праздники, собирающие толпы людей в одном месте. Участники новогодних и рождественских ёлок, проводов русской зимы, выставок-продаж, дней города и других значимых событий охотно и неоднократно перекусывают, утоляют жажду и ищут, чем накормить детей.
  4. Партнёрство с другими предпринимателями . Одним из способов увеличить количество клиентов может стать совместная деятельность с каким-нибудь баром или рестораном. Например, фуд-трак, продающий пикантные закуски, такие, как жареные колбаски с картофелем фри, будет полезен бару, в котором не подаётся еда, а только напитки. Хозяину закусочной на колёсах, которая специализируется на приготовлении и продаже мороженого, пирожных и блинчиков, следует найти ресторан или кафе, в меню которого отсутствуют десерты.
  5. Вводите в ассортимент сезонные блюда . Зимой погода на улице может быть пугающей, но это не помешает вам радовать гостей. Проявите фантазию, запаситесь яркой упаковкой, используйте любую возможность для приготовления сезонных блюд, таких, например, как блинчики на Масленицу.
  6. Найдите постоянное место . На тот период, когда фуд-трак не обслуживает мероприятия, перемещаясь из одного конца города в другой, вам необходима стабильность, чтобы не искать каждый день, где остановиться, и обеспечить себе непрерывный поток покупателей. Поговорите с руководителями различных компаний, возможно, некоторые из них будут рады видеть у себя ваш фургон во время обеденного перерыва. Предложите какие-нибудь стимулы, такие как бесплатный чай при покупке пиццы или скидки для сотрудников.

Мобильный фаст-фуд популярен во все времена: никакие кризисы и экономические катаклизмы не помешают бизнесу успешно развиваться. Поиск новых возможностей помогает продвинуться вперёд и обойти конкурентов.

Бизнес основанный на ежедневных потребностях людей будет приносить значительный доход даже в условиях экономического кризиса. Продажа продуктов питания и готовой еды стоит на первом месте по рентабельности, а если такой бизнес сделать мобильным, то можно будет оперативно менять месторасположения торговой точки для увеличения продаж. Некоторые предприниматели решают купить фуд-трак для организации такого вида деятельности, но прежде чем это сделать необходимо точно знать о всех нюансах такого бизнеса.

Наша оценка бизнеса:

Стартовые инвестиции - от 700 000 рублей.

Насыщенность рынка - средняя.

Сложность открытия бизнеса - 4/10.

Что такое фуд-трак?

Фуд-трак представляет собой фургон, в котором расположена кухня для приготовления еды. Реализация готовой продукции осуществляется непосредственно с машины. Некоторые модели могут быть выполнены в виде прицепа к автомобилю. Прицеп после отсоединения от тягача стационарно устанавливается на одном месте, но при необходимости может снова быть подсоединён к автомобилю и перевезён на новое место.

Преимущества использования фуд-трака

В отличие от кафе или ресторана фудтрак может перемещаться на значительные расстояния в течение короткого промежутка времени, поэтому если в одной точке бизнес перестал приносить доход можно "сняться с якоря" и выбрать более подходящее место для торговли. В отличии от стационарного заведения общепита за фуд-трак не нужно будет платить арендную плату, но только в том случае, если фургон приобретается в собственность. Если есть опасения на счёт успешности ведения данного бизнеса в конкретном населённом пункте, то рекомендуется взять в аренду фудтрак на непродолжительный срок и экспериментально определить рентабельность такого бизнеса. Аренда фуд-трака не обойдётся слишком дорого, а в случае неудачи достаточно будет расторгнуть договор, что значительно проще сделать, чем пытаться продать б/у фудтрак, в случае приобретения его в собственность. Одним из бюджетных вариантов обзавестись фургоном для фуд-трака является приобретения б/у дома на колёсах, который можно без особого труда переделать под мобильное кафе. Недорогим вариантом приобретения фуд-трака также является покупка автомобиля "Газель" с установленным фургоном в виде лавки для торговли продуктами.

Недостатки бизнеса на колёсах

Недостатками использования фуд-трака являются:

  • Фургон является полноценным участником дорожного движения, поэтому потребуется осуществлять постоянный контроль за его техническим состоянием, уплату транспортного налога и выплату штрафов за нарушение ПДД.
  • При движении фуд-трак может попасть в ДТП, что также может изменить в меньшую сторону продолжительность рабочего дня. В крупных городах фуд-трак может простоять в многочасовой пробке, что негативно отразится на эффективности бизнеса. Даже незначительная поломка или пробитое колесо могут внести свои коррективы в рабочий график мобильного кафе.
  • Дополнительные расходы на приобретение бензина или дизельного топлива при частых перемещениях на длительные расстояния могут значительно уменьшить прибыльность такого вида бизнеса. Кроме этого автомобиль требует регулярного технического обслуживания с заменой жидкостей и расходных частей автомобиля.
  • В России отсутствует закон, регулирующий продажу еды с автофургона, поэтому потребуется выполнять все требования законодательства в сфере общепита для стационарных точек торговли.

Перечисленные недостатки хотя и являются довольно серьёзными преградами на пути открытия и ведения бизнеса по реализации еды с автомобиля, многих предпринимателей не пугают возможные негативные последствия, в том числе и при получении разрешения на торговлю с колёс.

Юридическая сторона вопроса

Любой труд должен быть оплачен, а после того как оплата поступит на счёт работника из неё в обязательном порядке удерживается определённая сумма на уплату налогов. Подоходный налог на прибыль обязаны выплачивать все ИП или юридического лица. Если для организации мобильного кафе будет использоваться труд наёмных работников, то кроме подоходного налога с их зарплаты, нужно будет осуществлять необходимые выплаты в Пенсионный фонд РФ и ОМС. Все работники фуд-трака также должны иметь действующие медицинские книжки. Кроме налогового обременения официально зарегистрированного бизнеса, потребуется привести оборудование для фуд-трака в надлежащее санитарно-техническое состояние. Если игнорировать санитарные нормы, то бизнес может быть приостановлен соответствующими проверяющими организациями.

Кроме официальной регистрации потребуется правильно установить фудтрак для торговли. Если разместить автомобиль на автостоянке или вдоль дороги, то крупные штрафы за торговлю в неположенном месте составят большую часть статьи расходов такого бизнеса. Основным легальным способом установки фуд-трака, является размещение его на земле предназначенной для ведения торговой деятельности. Наиболее часто для установка фуд-трака для реализации пищевой продукции производится на ярмарках, рынках и во время массовых мероприятий. Во всех перечисленных случаях необходимо правильно оформлять документы на право торговать в определённых местах. Для размещения фуд-трака можно заключить договор аренды с частными предпринимателями и юридическими лицами, но только в том случае, если по документам земельный участок можно использовать для размещения торговых точек.

Фуд-трак своими руками

При наличии желания и минимальных навыков обращения с сварочным аппаратом и другими инструментами для обработки металла можно сделать фуд-трак своими руками. Самым бюджетным вариантом самодельной техники является фуд-трак, который не имеет собственного мотора, а перемещение торговой точки осуществляется способом присоединения его к автомобилю. Такой фудтрак-прицеп отлично справляется со своим предназначением и при правильном изготовлении "самоделку" можно будет зарегистрировать в ГИБДД.

Изготовление фудтрака собственными силами осуществляется в такой последовательности:

  • На разборке автомобилей приобретаются рессоры, ступицы и колёса.
  • На металлобазе покупается профильная труба 25*25 мм и 50*80 мм
  • Приобретаются необходимые для обшивки корпуса фуд-трака материалы.
  • Из профильной трубы 50*80 мм изготавливают основание, к которому привариваются крепление прицепа, которое будет соединяться с фаркопом автомобиля. Также необходимо приварить в нижней части с разных сторон крепление для рессор, к которым будет крепиться ось с колёсами.
  • Когда основание будет готово из профильной трубы меньшего размера варят корпус фуд-трака. Чтобы внутри было удобно работать людям, необходимо сделать потолок на высоте не менее 2 метров от пола. Также необходимо оставить свободные участки для установки двери и окон.
  • На каркас из профильной трубы устанавливают тонкий металлический листовой материал.
  • Когда стены будут установлены с внутренней стороны их необходимо утеплить пеноизолом.
  • После утепления изнутри стены, потолок и пол обшивают ДСП или любым прочным листовым материалом.
  • Фуд-трак оформляется с внешней стороны. Для этой цели наклеивают цветную плёнку с каким-либо рисунком.
  • Для того чтобы прицеп мог пройти регистрацию в ГИБДД потребуется установить в задней части фудтрака габаритные огни, стоп-сигналы и сигналы поворота.

Таким образом можно изготовить рабочий образец фудтрака при минимальных финансовых затратах. Сколько стоит фуд-трак изготовленный самостоятельно сложно сказать, но затраченная сумма однозначно будет меньше в десятки раз в сравнении с расходами на приобретение заводской модели.

Как открыть фуд-трак по франшизе?

Открыть фуд-трак по франшизе значительно проще чем самостоятельно начинать этот вид бизнеса с нуля. Несмотря на то, что цена фудтрака в этом случае будет немного выше, за счёт приобретения франшизы и выплачиваемому фирме-франчайзеру проценте с прибыли, при таком виде поддержки бизнеса со стороны более опытных коллег очень сложно не выйти на уверенную и значительную прибыльность бизнеса.

На сегодняшний день франшизы реализуются следующими организациями:

  • Кукурай - данная организация работает с 2012 года и имеет более 100 точек уличной торговли на территории страны. Для приобретения франшизы необходим начальный капитал в размере не менее 0,5 млн. рублей.
  • 33 пингвина - компания работает на рынке уличной торговли уже 13 лет. За это время открыто более 1200 точек мобильной торговли. Для начала бизнеса потребуется не менее 700 000 рублей.

Достоинства работы по франшизе заключается в том, что франчайзер предоставляет готовый бизнес-план фуд-трака, а также юридическую и организационную поддержку.

Кафе на колёсах в лизинг

Если для начала бизнеса недостаточного финансовых средств, то можно попытаться приобрести фудтрак в лизинг. Далеко не все производители автомобилей и прицепов для мобильной торговли предоставляют такую услугу, но если принято решение приобрести фуд-трак на колёсах в кредит, то необходимо прежде всего поинтересоваться у менеджеров, реализующих фуд-траки о возможности арендовать его с возможностью последующего выкупа.

Заключение

Как открыть фудтрак с нуля в России в основных чертах описано в данной статье. Для того чтобы продавать бургеры на улице необходимо приобрести фут-трак, зарегистрировать предпринимательскую деятельность и заплатить за стоянку кафе на колёсах в местах, где разрешается такая торговля. Затем нужно грамотно составить "меню" и можно приступать к реализации еды и напитков в самых оживлённых местах населённого пункта.

Durum-Durum - это шаурма. Решили делать, потому что в Москве не было такой шаурмы, какую мы любим. Для начала решили попробовать отработать мобильную версию - сделать ресторан на колесах. Хотели привезти английский двухэтажный автобус double-decker, но из-за многих ограничений (высота 4,4 м, в Россию можно ввозить не выше четырех, проблема с таможней - он оказался старше двадцати лет) и запрета на ввоз в страну праворульного транспорта от этой идеи пришлось отказаться.

Привезли Airstream: купили в Штатах за 10 000 долларов, доставили в порт, дальше переправляли кораблями в Германию и оттуда в Санкт-Петербург, в Петролеспорт, где и растаможили.

Планировали открыться к 1 мая 2013 года, но, понимая, что не успеваем забрать трейлер из ремонта, купили оборудование и поставили дома на кухне: печку, тестораскатку и газовый гриль. Начали придумывать рецепты и читать, как замариновать курицу, как печь лепешки, до этого никогда не готовили (яичница не в счет).

18 мая 2013 года мы первый раз вышли на Городской маркет еды в Парке Горького. В нашем меню были дюрюмы - лепешки с курицей, капустой, огурцами и два самодельных соуса. Потом начались фестивали: работали в саду им. Баумана, в парке на Красной Пресне. Начиная с 2013 года каждый день зимой и летом, в любую погоду.


Документы

Перечень документов для открытия фудтрака, НТО (нестационарного торгового объекта), такой же, как для стационарной точки общепита, кроме тех, что касаются непосредственно помещения. Это договор аренды с собственником земли. Для муниципальной земли (парки) может проводиться тендер, если собственность коммерческая, договор подписывается непосредственно с владельцем здания.

На основании договора аренды открывается обособленное подразделение и регистрируется касса. Если планируется передвижение точки по городу, то надо регистрировать мобильную кассу (есть ряд ограничений) плюс в каждой точке города, где будет стоять фудтрак, должен быть заключен договор на аренду земли.

Также понадобится письмо в Роспотребнадзор об уведомлении о начале деятельности, который проверяет в первый год, а потом раз в три года. Со стороны СЭС: наличие меню в печатном виде, уголок потребителя, медкнижки у всех сотрудников и документы на компанию должны быть внутри трейлера - свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке в налоговую инспекцию (ОГРН, ЕГРН, ИНН). Разрешительные документы оформить несложно, не помню точную продолжительность, но в течение пяти рабочих дней.



Кухня

Все, кто обкатал свою модель и понял, что тот продукт, который он делает, востребован, дальше открываются в помещении. В помещении больше возможностей, чтобы сделать качественную кухню: в трейлере тесно и минимум возможностей, чтобы соответствовать нормам. По законодательству, в точках нестационарной торговли продукт может только доводиться до готовности, то есть поступать туда уже практически готовым, а значит, нужна заготовительная фабрика-кухня. Помещение под нее должно быть арендовано, спроектировано, отремонтировано, сертифицировано, и это серьезная работа.

У нас есть заготовительный цех, где мы делаем заготовки. Каждый день руководитель ресторана дает поручение заготовщику - какой объем заготовок ему нужен. Въезд на «Белую дачу», где стоит наш трейлер, ограничен: привезти надо до десяти утра. Бывают сложности, и нас не пускают, когда опаздываем.

Заготовительный цех оборудован продуманно, по последнему слову техники: холодильная камера, морозильные лари, печи, ванны для мытья гастроемкостей. На заготовке работает разное количество людей: в обычном режиме - один или двое, когда предстоит большое мероприятие - трое-четверо. Понятно, что какие-то вещи в любом случае можно сделать заранее, в зависимости от особенностей продукта, объема и сроков хранения. Например, вакуумировать соус, замариновать мясо. Иногда человек просто выходит на одну смену, если нужно 80 кг баранины зачистить, обрезать и порезать - это 2–3 часа или фарш прокрутить для котлет.

В итоге на точку приезжают завакуумированные пакеты, гастроемкости, это все распределяется по холодильникам, мясо насаживается на вертикальный гриль.


Особенности продукта

Мы можем моментально собрать команду на необходимое количество людей. Но именно в этом и состоит сложность мобильной торговли: в ней нет определенности. Хотя задача любого бизнеса - сделать так, чтобы какие-то переменные в нем стали постоянными, чтобы принять их за константу. Когда ты - ресторан на колесах, то это очень сложно сделать.

Бизнес на колесах не воспринимают всерьез. Арендодатель может в любой момент прийти и сказать: «Ребята, такая ситуация, вы должны были съехать позавчера». А у нас в трейлере человек работает, зарплату получает. Мы ему говорим: ты пока дома посиди. Поэтому это очень сложная работа: в ней есть пики торговли, а есть спад, и моя задача их как-то сглаживать.

Плюс у нас еще специфическое блюдо, и для поддержания качества здесь постоянно нужен клиентский поток. Это бургер можно приготовить, когда появился клиент, а в нашем случае замаринованное мясо насаживается на бобину (вертикальный гриль) и, если потока нет, невозможно остановить процесс: мясо поджаривается и выкидывается, если продать его некому. Поэтому бургерных сетей в мире много, а сетей с шаурмой нет.

Надо правильно выбрать продукт. Идеально - кутаб, если продолжать нашу тематику, то гёзлеме. Энтузиасты на маркетах идут путем: «О, классно, давай лепешку на месте готовить, будет вкуснее!». Но, допустим, на лепешку, приготовленную на месте, привлечешь сто человек, а если будешь покупать готовый лаваш, сможешь увеличить скорость выдачи на 200 человек. Надо постоянно смотреть, что важнее - привлечь дополнительную аудиторию или повысить скорость выдачи. Поэтому логика проста: лучше пусть будет готово сто порций сразу, ко мне придут люди и поедят.

У нас пять позиций в меню, за счет возможных комбинаций начинок и добавок их количество увеличивается. Можно и саму основу дюрюма (лепешки) сделать разной. Есть отдача в ланч-боксе, есть завтрак. При этом меню простое. Дюрюм - это моноконцепт.

Сегодня задача любого массового общепита, по моему мнению, сводится к продаже углеводов по цене белков. Что продает «Макдоналдс»? Не бигмак, а картошку фри и кока-колу, то, что фактически стоит ноль. Это у нас лепешка 80 граммов, а мяса 140. Вес стандартного дюрюма (шаурмы) 350 граммов - хорошая порция. Можно ли на этом заработать и разбогатеть - не знаю, но надеюсь.


Оборудование

У фудтрака одно преимущество - визуальное; он цепляет внимание. И есть масса недостатков: чем красивее внешне, тем неудобнее внутри. Скругленные углы - это нестандартное оборудование. Нельзя просто купить стол, нужен уникальный, на заказ, в два-три раза дороже.

Или надо пол постелить, сделали гофрированный из металла. Когда на него мука и вода попадают, отмыть невозможно. Если наливной пол делать, к примеру; он тяжелый, несколько десятков килограммов добавляет. Таких нюансов рассказать никто не может: опыта еще ни у кого нет. Хотя сейчас вроде появляются конторы, которые хотят профессионально заниматься переоборудованием автобусов; их единицы.

В нашем случае оборудование выходило дороже, мы не всегда знали, каким оно должно быть. Надо было купить гриль, он может и десять тысяч рублей стоить, и сто. В итоге покупали за шесть тысяч; он ломался, и мы уже знали, что нам от этого оборудования нужно - как он жарит, как держит тепло. Тоже было с печью - она развалилась за сезон, но мы начали понимать, что нам нужна печь двухсекционная, раздельная, чтобы тепло держала.

Во многом это объясняется и тем, что мы непрофессионалы. Ну а кто профи по вертикальному грилю? У нас это в принципе не развито. Приходишь в магазин, а продавец говорит: «Давайте откроем инструкцию». Поэтому многие вещи приходится постигать методом проб и ошибок, вникать во все.

В нашем фургоне два вертикальных гриля и один горизонтальный, печь для пиццы, тестораскаточная машина, холодильное оборудование, в том числе сокоохладитель и льдогенератор, мармит, фритюр, кассовый аппарат, VDU (Video Display Unit) монитор для сборщика, подогреваемая поверхность, рожковая кофемашина и вытяжка (внутри трейлера температура может нагреваться до 50°С).

Пока одни ждут на диванах лучших времен, другие исполняют давно задуманное. Паша и Сергей - еще недавно официанты, а сегодня уже создатели одного из первых полностью автономных фуд-траков (закусочная на колесах - ред.) в Украине Obama Burger Truck , за первые три дня работы продали 400 бургеров и столько же напитков (средний чек сразу составил 93 грн).

Путь от задумки до реализации занял 11 месяцев. И хотя новая закусочная бороздит просторы столицы всего пару недель, Сергей и Паша уже планируют сделать еще парочку фуд-траков, но уже другой кухни, основать мастерскую по созданию закусочных на колесах «под ключ», а также открыть стационарное заведение. AIN.UA пообщался с молодыми предпринимателями и узнал, где взять стартовый капитал, как сделать ремонт грузовика своими руками, какие нужны разрешения, как правильно оформиться, есть ли рэкет и почему «Обама».

Как родилась идея закусочной

Тема еды была Паше интересна еще с юности. В 16 лет он пошел учиться в Киевский национальный торгово-экономический университет (КНТЭУ) на «менеджмент отельно-ресторанного бизнеса» и уже с первого курса подрабатывал летом официантом в «Козырной карте». Он всегда хотел узнать как стать идеальным предпринимателем .

Совершенно случайно Паша познакомился с Сергеем, у которого такая же специальность. На этой почве, несмотря на разницу в возрасте, они и сошлись. Когда Паша заканчивал четвертый курс и поступал на магистратуру на заочку, он стал задумывался над тем, что делать дальше. У Сергея на тот момент был опыт директора и администратора в ресторанном бизнесе. Парни подумывали открыть какое-нибудь заведение, но революция внесла свои коррективы.

Глядя на колебания курса, друзья решили, что нужно думать в другом направлении - не ресторан, не стационарное заведение, а закусочная на колесах. В Украине практически нет настоящих (полностью автономных) фуд-траков, так почему бы не стать первыми?

У Сергея была идея делать фургончики с заготовленными холодными сендвичами. Но Паша хотел продавать что-то более основательное. Решили остановиться на бургерах.

Рынок фуд-траков в Украине представлен, в основном, шаурмичными и их вариациями. Это не автономные автомобили, а скорее МАФы на колесах, которые подключены к электричеству и воде на правах «кумовьев». По словам Паши, в Америке такой бизнес организован иначе - там у всех стоят генераторы и запрещено подключаться посреди города в столб или билборд.

Название закусочной родилось совершенно случайно - когда друзья в очередной раз прорабатывали рецепты и пробовали разные ингредиенты, Сергей сказал - а давай назовем этот бургер Обамой. Паша согласился, и в итоге весь проект превратился в Obama Burger Truck. Просто так.

На реализацию задумки Паше и Сергею требовалось $50 000. По их расчетам этой суммы должно было хватить на покупку грузовика ($6000) и все ремонтные и отделочные работы, включая капремонт двигателя, работы по утеплению, установку холодильников, вытяжки и кондиционера.

Прежде чем пускаться во все тяжкие, друзья оформили в печатном виде бизнес-план и приготовились защищать его как диплом. В роли «комиссии» выступали друзья родителей Паши, которые на общепите и ресторанном бизнесе съели не одну собаку. Отстрелявшись на «защите», Паша и Сергей решили не искать инвесторов, а взять денег в долг у друзей. Отбить вложения планируют в течение двух лет.

Приключения на дороге

Подходящий автобус Паша с Сергеем нашли в Днепропетровске через интернет. У владельца был перелом пятки, поэтому он не мог сам перевезти его. Пришлось брать с собой товарища с категорией С1 для грузового автомобиля и ехать в другой город.

Оказалось, что у владельца арест на имущество, в том числе на автомобиль. Выяснилось это уже на стадии оформления, когда инспектор в МРЭО начал цокать языком, глядя на документы. Продавец предложил ребятам забрать машину, а документы получить потом, по почте. Но киевляне решили, что лучше лишний раз смотаться в Днепропетровск, чем потом схлопотать какой-нибудь «сюрприз».

В итоге владелец заплатил все штрафы и снял авто с ареста. Через неделю друзья вернулись в Днепропетровск, чтоб забрать машину. В 200 км от Днепропетровска начались приключения: сначала, при открытии окна, стекло выпало наружу и разбилось, потом в двигателе начало что-то стучать, и машина заглохла. Накрылся стартер. Печка тоже не работала, что при морозе -5 и разбитых окнах было, мягко говоря, неприятно.

Друзьям помогли дорожные строители, которых они случайно обнаружили по дороге на заправку - взяли их на буксир. В процессе буксировки оказалось, что сломался не только стартер, но и двигатель. В итоге за ребятами приехал брат Паши. Дядя Паши помог ему найти в Полтаве эвакуаторную службу, которая влетела парням в копеечку. Пришлось ехать со скоростью 50 км в час. А поскольку у них был «негабарит», до Киева добирались объездными путями.

В столице ребят до самой ночи ждал Андрей - владелец и мастер СТО, с которым они заранее договорились о наружных работах. Преимуществом этой СТО была высота, позволяющая упрятать их 3,5-метровый автобус.

Ремонт и отделка

Капремонт двигателя хлопцы решили оставить на потом, дав приоритет ремонту всего остального. Ребята пришли к выводу, что можно было бы все сделать самим - и внутри, и снаружи.

Начали смотреть открытые каналы на YouTube, о том, как американцы делают фуд-траки, и перенимать их опыт. Зачем что-то изобретать, если есть люди, которые это уже делают на очень высоком уровне?

Но были свои нюансы. Например, фуд-траки в Лос-Анджелесе никто не утепляет, потому что у них тепло круглый год. Поэтому парням пришлось изобретать износоустойчивое утепление самим. Мебель тоже делали сами.

Так Паша с Сергеем научились клеить, резать и придумывать. Когда столкнулись с тем, что зимой в ангаре стало очень холодно, так как не было отопления, построили котельную и поставили батареи.

Когда ребята только купили машину, Сергей работал администратором в ресторане «Прага». Договорились, что Паша работает над автобусом фул-тайм, а Сергей - по выходным. И хотя изначально ребята планировали управиться за пару месяцев, ремонт затянулся почти на год. Самым ужасным были вопросы друзей и родственников: «Привет! Ну что? Когда?», «Сделали фары?», «Решетка готова уже?». Молодые предприниматели даже начали избегать близких и друзей, чтобы не отвечать на неудобные вопросы.

После Нового года, когда примерно вырисовался реальный объем работ, Сергей ушел с работы, и они с Пашей уже вдвоем каждый день работали над автобусом.

Теперь в фуд-траке «Обама» установлен полностью безопасный американский 8-кВт генератор на газу (предназначен для резервного питания загородных домов), который питает электричеством всю кухню, холодильники, кондиционер и вытяжку. Из неэлектрического оборудования в автобусе установлены жарочные поверхности, которые работают на газу. Имеется два бака на 200 литров - один с чистой водой, второй для слива. Проточный нагреватель, который позволяет пользоваться и горячей и холодной водой. Помпа, которая прокачивает давление и дает нормальный напор - все как дома на кухне.

По словам продавца, автобус жрет 13-15 литров дизеля на 100 км. Но поскольку со всем оборудованием он теперь весит 5,5 тонн, расход может быть и выше.

Лишь в самом конце был сделан капремонт двигателя: новые вкладыши, прокладки, новый блок цилиндров, расточка. В итоге со всем фаршем, отделочными работами и дизайном фуд-трак обошелся в $50 000.

Оформление и разрешения

Удобство закусочной на колесах в том, что она не требует разрешения пожарных, как и санитарно-эпидемиологической службы. Подобные разрешения нужны МАФам и выдаются по адресу предприятия. Но какой адрес у водителя? В налоговой Паша указал адресом предпринимательской деятельности Киев. Инспектору ничего не оставалось, как дать «добро», потому что для передвижной кухни больше ничего и не напишешь. Парни указали при оформлении ФОПа свою деятельность (мобильное питание) и можно было начинать работу.

Первый раз - это всегда незабываемо

Когда было покончено с капремонтом двигателя, друзья впервые за долгое время завелись и поехали на заправку. «Когда я сел за руль - это было незабываемо”, - вспоминает Паша. А молодой отец Сергей чувство от первого выезда сравнивает с рождением дочери.

«Я могу сравнить это с послеконцертными чувствами - той эйфорией, когда вы с ансамблем отыграли (Павел также является основателем и барабанщиком группы Mova ) , концерт получился отличный, все аплодируют, всем было весело, и ты стоишь мокрый и счастливый», - продолжил Паша, - Здесь тоже самое, только “концерт” длился год. Это было просто невероятно».

Первых покупателей Паша мог бы даже по именам назвать. При этом, почин продажам был положен не на автобусе, а стационарно. Ребят пригласили в мае на Тату-фест на «Арт-заводе». Первый же полноценный выезд и продажи бургеров случились, когда ребят пригласили на фестиваль Big Apple WKND на Владимирскую горку, который проходил 2-4 октября.

«Когда стоишь в автобусе, который вы перебрали до последнего винтика, и все светится, блестит, рядом жарится мясо и шуршит упаковочная бумага - все то, что мы с Сергеем представляли себе каждый день уже почти год, тебя накрывает перманентно. Целый день как под кайфом», - вспоминает Паша.

Obama Burger Truck за месяц поучаствовал в четырех мероприятиях. Половина оказались убыточными. Причина - плохая организация и высокая арендная плата. Например, на Best Fest в Лавре ребятам обещали, что кроме них там будет одна точка с бургерами, один мангал и фургон с кофе. В итоге там оказалось четыре точки с бургерами, две шашлычные, пельмени, чебуреки и три точки с кофе. И все это на очень небольшой площадке, где и людей было совсем мало. Мало того, что парни за аренду заплатили 2000 грн, так в конце мероприятия с них еще пытались содрать мзду за электроэнергию и подключение. Хотя они подключались сами.

На «Бумбоксе» мы тоже заплатили 2000 грн» - делится Паша, - «Причем сначала они хотели 3000 грн. Концерт длился ровно час, и все люди ушли. Зато на Владимирской горке организаторы действительно большие молодцы. Как и организаторы Финала Чемпионата Украины по американскому футболу. Они честно сказали, кто из участников будет и сколько намечается людей. За аренду мы тогда заплатили вполне адекватную сумму - 500 грн», - делится Паша.

Бизнес во время кризиса

Концепт закусочной на колесах ловко вошел в пазы нынешнего кризиса. Не нужно вбухивать деньги в ресторан, платить за аренду и тратиться на сумасшедший ремонт. Автомобиль всегда можно продать как готовый бизнес. Под ключ. Если ты его припарковал и он год не работал, ты никому ничего за это не платишь.

Не говоря уже о том, что это уличная еда, которая не рассчитана на средний счет в 500 грн, как в ресторане. «Ресторанное качество при в два раза меньшей стоимости - это тот контраст, который цепляет. В ресторане ты не купишь бургер почти в полкило за 75 гривен», - говорит Паша.

С рэкетом ребята пока не сталкивались. Недавно стояли на Терещенковской, возле Парка Шевченко, где стоит мобильная кофейня «Бонапарт». Там им рассказали, как в августе приезжала милиция и просто так, без особых оснований, забрала из авто «Бонапарта» холдера (куда идет кофейная закладка). Сказали: «Заплатите нам столько-то, и мы вернем». Кофейня стоит там почти год, по законодательству ничего не нарушает - оформлены как ФОП, стоят на парковке, никому не мешают.

«Обама Бургер» действуют так же и пока проблем с законом у ребят не было. Недавно полиция вежливо намекнула им, что цвет их автобуса не совпадает с цветом, указанным в техпаспорте. Но закон есть закон - пришлось свернуть торговлю и ехать на переоформление.

Автоматизация и бухгалтерия

Паша с Сергеем пользуются облачной украинского производства со всеми нюансами, вроде складского учета и печати чеков. Удобная штука, особенно если ты собственник бизнеса. «Допустим, ты уехал по делам и тебе стало интересно, что там происходит в твоем фуд-траке. Заходишь на страничку, смотришь - только что продали 10 бургеров», - рассказал Паша. За эту штуку парни платят по 1000 грн в месяц, называется .

Пока Паша и Сергей все делают вдвоем, иногда приглашают Машу, которая в группе с Пашей играет на клавишах. Штат не нанимают, хотят самостоятельно прочувствовать все моменты. «Мы должны знать, чему учить людей. Потому что совсем неправильно, когда делают какой-то проект, открывают бизнес, сразу же пускают туда наемных работников и не знают, чего от них требовать», - говорит Паша.

Проблемы

По словам Паши, В 90% случаев они с Сергеем сталкивались с людьми, которым даешь деньги, а они не хотят работать. Говоришь человеку - «Слушай, ты трубами занимаешься, верно? Мне нужно две нержавеющих», а он отвечает - «Да нет, я сейчас занят, ты мне сначала скинь предоплату, а я потом тебе почтой перешлю».

По ходу своих приключений парни набрали контакты людей, которые действительно хотят работать. С ними теперь только и сотрудничают. «Мы поняли, что главная работа менеджера по продажам абсолютно в любой сфере - это сначала взять предоплату. Когда человек берет предоплату, он пропадает сначала на месяц, а потом еще два месяца делает работу, которую можно было сделать за день», - рассказал Паша.

К сожалению, обслуживать как в ресторане (заказал-покушал-рассчитался) у ребят не получается. Люди могут не со зла забыть заплатить, потому что в заведении ты привык, что уходя нужно попросить счет. Когда же человек на улице, у него немного другая философия - голова чем-то занята. «Шел ты к себе домой, тут оказался у фуд-трака, провал памяти», - моделирует Паша, - «Куда я там шел? Ах да, домой!». Так человек и уходит, не заплатив. Поэтому приходится работать только по предоплате.

Когда ударили осенние дожди и люди вообще перестали выходить из своих домов и офисов, парням стало ясно, что им нет смысла выезжать в город и стоять, ожидая непонятно кого. Поэтому они организовали доставку. Для этого они выезжают со своей ночной стоянки, становятся на парковке на улице, чтоб можно было удобно подъехать на легковушке, включают телефон и принимают заказы. Паша садится за свой легковой автомобиль и развозит заказы. Все просто.

Планы на будущее

У ребят в планах целых три идеи:

  1. Заняться переоборудованием фуд-траков под заказ. Уже есть потенциальные заказчики. Паша и Сергей прошли весь процесс, и утверждают, что так как они - в Украине никто не делает. На вопрос зачем им это нужно, Паша с Сергеем признаются, что хотят развивать этот рынок не только для себя, но и для людей, которые тоже хотят делать фуд-траки, ездить, готовить вкусную еду и кормить людей.
  2. Сделать еще несколько траков. Планируются другие жанры, с иными кухнями и блюдами.
  3. Открыть стационарное заведение. По словам Паши, это будет хорошим дополнением к фуд-траку, так как иногда тяжело делать все заготовки в фуд-траке. Наличие стационарной кухни намного бы удешевило и упростило работу.
Случайные статьи

Вверх