Что значит отдельно выделенная строка суммы ндс. Покупатель не выделил ндс в платежке

К.Ю. Гусев, В.Н. Горностаев, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Организация розничной торговли применяет общую систему налогообложения. Ее подотчетное лицо на основании доверенности приобретает канцелярские товары для последующей перепродажи клиентам организации.
В бухгалтерском учете, согласно учетной политике, такие материальные ценности оцениваются по стоимости их приобретения. Продавцы выдают подотчетному лицу кассовый и товарный чеки. При этом в некоторых чеках суммы НДС выделены отдельной строкой, в других – не выделены (просто указано «В том числе НДС»), в третьих об НДС даже не упоминается.
Каков порядок бухгалтерского и налогового учета таких сумм НДС? Можно ли их списать на прочие расходы в бухгалтерском учете?

Учет НДС по чекам, в которых выделена сумма налога отдельной строкой

В общем случае организация-покупатель имеет право на вычет суммы НДС, предъявленной продавцом, при одновременном выполнении следующих условий:

  • приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных Налоговым кодексом РФ случаях – иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ)).

Нормой пункта 3 статьи 168 НК РФ для хозяйствующих субъектов при реализации товаров установлена обязанность по выставлению соответствующих счетов-фактур не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки таких товаров.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ в счетах-фактурах, так же как и в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива и первичных учетных документах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Несколько иной порядок документооборота предусмотрен, в частности, для организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли. Так, согласно пункту 7 статьи 168 НК РФ, при реализации товаров за наличный расчет организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли требования, установленные пунктами 3 и 4 статьи 168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

В статье 492 ГК РФ сказано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, норма статьи 492 ГК РФ в части реализации товаров организациями розничной торговли применяется только в том случае, если указанные товары приобретаются для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Отметим, что Минфин России применение данной нормы связывает только со случаями, когда реализация товаров (работ, услуг) осуществляется непосредственно населению, то есть лицам, не являющимся плательщиками НДС и не предъявляющим этот налог к возмещению из бюджета (письма Минфина России от 19.03.2004 № 04-03-11/42, от 15.08.2012 № 03-07-09/120).

Финансовое ведомство не раз выражало мнение, что налоговым законодательством РФ не предусмотрены особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретаемых в организациях розничной торговли, что подразумевает применение вычетов по НДС только при наличии счетов-фактур (письма Минфина России от 03.08.2010 № 03-07-11/335, от 09.03.2010 № 03-07-11/51, от 19.03.2004 № 04-03-11/42).

Кроме того, Минфин России выразил позицию, согласно которой продавец может не выставлять счет-фактуру при одновременном выполнении следующих условий: покупателем является физическое лицо; покупатель осуществляет оплату товаров (работ, услуг) наличными средствами; продавец выдает покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. При этом, по мнению Минфина России, в таком случае не подразумевается применение вычета по НДС, так как физические лица не являются плательщиками НДС и этот налог к вычету не принимают (письма Минфина России от 25.05.2011 № 03-07-09/14, от 03.11.2011 № 03-07-09/37).

В то же время судебная практика по рассматриваемому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17718/07 суд, основываясь на норме пункта 7 статьи 168 НК РФ, пришел к выводу, что отказ в получении налогового вычета НДС на основании кассового чека является неправомерным. Такая позиция была основана на том, что оплата товара производилась наличными денежными средствами, включая сумму НДС, подтверждена кассовыми чеками, а товар использовался для осуществления предпринимательской деятельности, то есть для операций, признаваемых объектом обложения НДС.

Этот вывод согласуется с позицией, изложенной Конституционным судом РФ в определении от 02.10.2003 № 384-О, разъясняющей, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Право на вычеты может подтверждаться и другими документами, свидетельствующими об уплате налога.

Кроме того, в соответствии с позицией ВАС РФ сформировалась и арбитражная практика в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Московского округа от 23.08.2011 № Ф05-6832/11, ФАС Центрального округа от 05.08.2010 № А64-3986/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.2009 № Ф04-4134/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2006 № А29-8205/2005а).

Таким образом, принимая во внимание позицию Минфина России, полагаем, что применение права на вычет НДС при отсутствии счета-фактуры с большой долей вероятности вызовет претензии налоговых органов. При этом в случае, если суммы НДС выделены в чеках отдельной строкой, шансы организации отстоять свою позицию в суде достаточно велики.

Если организация примет решение не предъявлять суммы НДС, выделенные в чеках отдельной строкой, к вычету, ей необходимо иметь в виду следующее.

В бухгалтерском учете суммы НДС, указанные в чеках, не подлежат включению в стоимость приобретенных товаров на основании пункта 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). Поэтому такие суммы налога следует учитывать в составе прочих расходов (пункты 2, 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Указанная операция отразится в учете записями:

– оприходованы товары, приобретенные подотчетным лицом;

Дебет 19 Кредит 71

– выделена сумма НДС на основании первичных документов, представленных подотчетным лицом в составе авансового отчета;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 19

– сумма НДС, выделенная в чеках, с товаров, при приобретении которых не выставлялся счет-фактура, отнесена в состав прочих расходов.

Таким образом, в бухгалтерском учете суммы НДС, выделенные в чеках отдельной строкой, могут быть учтены в составе прочих расходов.

В налоговом учете закрытый перечень случаев, когда суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, учитываются в стоимости таких товаров, приводится в пункте 2 статьи 170 НК РФ (письмо ФНС России от 18.01.2007 № САЭ-20-02/32). Отсутствие у налогоплательщика счетов-фактур указанным перечнем не предусмотрено.

Кроме того, суммы НДС, выделенные в чеках, также не подлежат включению в состав расходов на приобретение товаров на основании пункта 19 статьи 270 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, в налоговом учете у организации отсутствуют основания для включения рассматриваемых сумм НДС в стоимость приобретаемых товаров. Учет таких сумм в составе расходов в целях налогообложения прибыли также неправомерен.

Учет НДС по чекам, в которых сумма налога не выделена

Отсутствие в чеках выделенных сумм НДС лишает организацию права на вычет. Это следует из пункта 4 статьи 168 НК РФ.

Отметим, что арбитражные суды при реализации в розницу принимают в качестве документов, подтверждающих право на вычет НДС, кассовые чеки, даже если в них НДС не выделен (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № Ф02-5093/12 по делу № А19-5831/2012, ФАС Уральского округа от 20.11.2007 № Ф09-9527/07-С2, Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 № Ф04-6361/2007(38155-А46-14), Северо-Кавказского округа от 28.11.2008 № Ф08-7171/2008, от 20.10.2008 № Ф08-6336/2008).

В то же время по данному вопросу существует и отрицательная для налогоплательщиков судебная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2013 № Ф07-6570/13 по делу № А56-4764/2013, ФАС Центрального округа от 08.11.2012 № Ф10-3640/12 по делу № А14-4870/2011).

Учитывая арбитражную практику, полагаем, что отстоять свою позицию по принятию таких сумм НДС к вычету трудно будет даже в суде.

Если организация решит не принимать к вычету суммы НДС, не выделенные в чеках отдельной строкой, ей необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 невозмещаемые налоги относятся к фактическим затратам на приобретение товаров и включаются в их фактическую себе­стоимость. Такая операция отразится в учете записями:

Дебет 41, субсчет «Канцелярские товары» Кредит 71

– оприходованы товары, приобретенные подотчетным лицом.

Таким образом, в случае отсутствия выделенных отдельной строкой сумм НДС, равно как и отсутствие упоминания о нем, вся сумма, указанная в чеках, должна быть учтена при формировании фактической себестоимости товаров.

В налоговом учете (если в чеках сумма НДС не выделена отдельной строкой, а лишь сделана на него ссылка в виде записи: «В том числе НДС» или «Включая НДС») из расходов, признаваемых в целях налогообложения, сумму НДС придется исключить, так как, как было сказано выше, на основании пункта 19 статьи 270 НК РФ суммы налогов не включаются в состав расходов. Определить сумму налога следует самостоятельно расчетным методом по налоговой ставке 18/118 (10/110).

При отсутствии в расчетных документах ссылки на предъявленные суммы НДС вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Такое мнение высказали представители налоговых органов в письме МНС России от 04.12.2003 № 03-1-08/3527/13-АТ995.

Напомним также, что рассматриваемые суммы НДС можно учесть в составе расходов на приобретение товаров только в случае соответствия этих расходов положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ, а товарного чека – требованиям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Ситуация банальная. Вы на традиционной системе налогообложения. Вам приходит выписка из банка и во входящей платежке вы читаете «Без НДС». Между тем вы являетесь плательщиком НДС, не подпадаете под действие ст. 145 НК РФ , а операция не подпадает под ст. 149 НК РФ . Что делать и надо ли что-то делать?

Надо ли что-то делать, зависит от того, какая формулировка у вас в договоре. Здесь могут быть варианты.

Вариант 1. В договоре указан НДС

В договоре указан НДС, а вам заплатили, забыв выделить НДС. Ошибка совершена покупателем при перечислении денег. Из пакета документов по сделке - договор, счет, платежное поручение, счет-фактура на аванс и документы на реализацию - только в документах оплаты не выделен НДС. В таком случае можно ничего не делать, никаких писем не писать. Проблем с такой оплатой у вас не должно возникнуть. Так довольно часто поступают «упрощенцы», как огня боясь упомянуть хоть где-то НДС.

Вариант 2. В договоре ни слова про НДС

В договоре не выделен НДС (техническая ошибка). Далее приходит аванс без договора со словами «без НДС». Вот здесь могут возникнуть проблемы. Какого рода?

НДС - это налог на добавленную стоимость. Читаем пп.1,2 ст. 168 НК РФ .

Смотрите:

  1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

    В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.

  2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).»

Пример

Если в договоре у вас черным по белому написано «Стоимость работ (товара, услуг) составляет 118 000 рублей», то по этому договору ваш поставщик должен заплатить вам 139240 рублей, в том числе НДС (18%) - 21240 рублей.

Большинство судов придерживается именно этой позиции (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12.2010 №А32-2442/2010, от 11.11.2010 №32-1601/2010, ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2010 № А05-1474/2010).

Неперечисление НДС покупателем не влияет на обязанность продавца уплатить налог в бюджет. Поэтому поставщику в данном случае придется заплатить налог из собственных средств. Но нас больше интересует, как защитить себя.

Что делать? В таком случае до возникновения спора с налоговой о размере НДС подстрахуйтесь и сделайте 2 вещи:

  1. подпишите изменения в договор, оставив цену прежней, но указав НДС,
  2. пометьте себе, что на вашей стороне Постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 7090/10, которое содержит важный вывод о том, что НДС является частью договорной цены и Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2011 № А05-6265/2010, ФАС Московского округа от 28.07.2010 N КГ-А40/6536-10.

А. БЕЛОЗЕРОВ, И. ПАСТУХОВ
А. Белозеров, специалист 1-й категории правового отдела Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по г. Москве.
И. Пастухов, начальник правового отдела Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по г. Москве.
Пункт 1 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" гласит: "Реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой".
Несмотря на четко сформулированное требование законодателя, НДС оказывается выделенным в расчетных документах далеко не всегда. Попробуем уяснить, какие последствия для налогоплательщика влечет невыделение НДС в сумме платежа, какова практика налоговых органов в решении этой проблемы и насколько правомерно она ими решается.
Приведенное нами положение Закона в принципе можно толковать двояко. Первый вариант: законодатель презюмирует, что в любой денежной сумме, перечисляемой за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость, содержится сумма НДС (поскольку включать в цену сумму НДС - установленная Законом обязанность налогоплательщика). Второе возможное толкование: товары должны реализовываться по цене, увеличенной на сумму НДС, однако если в расчетных документах сумма НДС не выделена, значит, налогоплательщик нарушил данное требование Закона и в сумме, уплаченной им контрагенту, НДС не содержится.
Требование законодателя о включении суммы налога в цену товара, как нам представляется, означает требование учета суммы НДС при калькулировании цены товара (работы, услуги) наряду с прочими составляющими цены. Сумма налога - необходимая, Законом установленная часть цены товара (работы, услуги).
Данная позиция нашла подтверждение в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость, доведенного до сведения судов письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 1996 года N 9. В указанном пункте Обзора рассматривается случай обращения в арбитражный суд машиностроительного завода с иском о взыскании с покупателя его продукции суммы, составляющей налог на добавленную стоимость, не уплаченной покупателем при расчетах за поставленную продукцию.
Из имеющихся в деле документов следовало, что между заводом и организацией - покупателем был заключен договор купли - продажи продукции, во исполнение которого завод своевременно отгрузил продукцию, а покупатель оплатил ее в установленный договором срок в соответствии с выставленными продавцом расчетными документами. Впоследствии продавец обратился к покупателю с требованием доплатить сумму, составляющую налог на добавленную стоимость и исчисленную от цены продукции, указанной в договоре. По его мнению, на организации - покупателе оставалась обязанность по уплате спорной суммы, поскольку в силу п. 1 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" данный налог подлежит уплате покупателем сверх цены продукции.
Арбитражный суд поддержал позицию истца, приведя следующие доводы. Согласно ст. 454 Гражданского кодекса РФ продавец и покупатель самостоятельно определяют цену реализуемой вещи. Однако в силу императивного указания Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" согласованная сторонами цена подлежит увеличению на сумму налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 7). Стороны в договоре при указании цены продукции не сделали оговорку о включении налога на добавленную стоимость в соответствующую сумму. При таких обстоятельствах, по мнению суда, у покупателя не было оснований в ходе осуществления расчетов за реализованную продукцию отказываться от уплаты суммы, составляющей налог на добавленную стоимость.
Следует обратить внимание на то, что истец по рассмотренному делу неверно изложил положения ст. 7 Закона об НДС, указав, что налог "подлежит уплате покупателем сверх цены продукции". Наоборот, именно благодаря тому, что НДС включается в цену, является частью цены, возможно истребование покупателем у продавца этой недоплаченной части в рамках гражданско - правовых отношений между ними. Требование же продавца о взыскании с покупателя суммы налога, а не части цены выходило бы за рамки гражданско - правовых отношений и не подлежало бы удовлетворению, так как по действующему законодательству с такого рода исками вправе обращаться в суд лишь уполномоченные (налоговые, таможенные) органы.
Представляет интерес также прецедент, изложенный в п. 8 Обзора. В ходе проверки организации - продавца налоговая инспекция установила нарушение порядка исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных сделках по реализации товаров и применила финансовые санкции. По мнению налоговой инспекции, неуказание отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость в расчетных документах на оплату товаров свидетельствовало о неуплате суммы данного налога покупателем продавцу при расчетах за товар. Следовательно, продавец обязан был при определении суммы налога по каждой конкретной сделке исчислять его от всей суммы, содержащейся в соответствующем расчетном документе.
В своем исковом заявлении продавец утверждал, что сумма налога на добавленную стоимость была уплачена покупателями при расчетах за полученные товары и входила в качестве составной части цены товаров в общую сумму, указанную в расчетных документах на соответствующие товары.
Арбитражный суд удовлетворил иск, исходя из следующего. В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Истец представил договоры с покупателями и выставленные последним счета за отгруженные товары. Из сопоставления договоров и счетов было видно, что при выставлении каждому конкретному покупателю счета продавец увеличивал подлежащую уплате покупателем цену за товары (цену по договору) на сумму налога на добавленную стоимость. Поэтому в данном случае продавец имел право исходить из того, что суммы налога покупателями были уплачены независимо от невыделения их отдельной строкой в счетах и расчетных документах.
Суд подчеркнул, что в подобных случаях бремя доказывания включения суммы налога в состав перечисленной покупателем цены ложится на налогоплательщика (покупателя, поставщика).
Нам представляется, что при рассмотрении данного спора суд был не вполне последователен. Исходя в п. 9 Обзора из презумпции включенности НДС в цену, дающей право поставщику взыскать с покупателя недоплаченную последним сумму налога как составную часть цены, суд эту же презумпцию отрицает, возлагая бремя доказывания включения суммы налога в состав цены на налогоплательщика (п. 8). На самом же деле, исходя из положений Закона "О налоге на добавленную стоимость", НДС содержится в цене любого товара (работы, услуги), обороты по реализации которых подлежат согласно Закону обложению этим налогом.
Госналогслужба, уполномоченная в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона об НДС разрабатывать и издавать по согласованию с Минфином России инструкцию по применению Закона, придерживается иного варианта толкования рассматриваемого нами положения ст. 7 Закона: если в расчетных документах сумма НДС не выделена, то в сумме, уплаченной налогоплательщиком своему поставщику, НДС не содержится.
Пункт 20 действовавшей до 30 ноября 1995 года Инструкции Госналогслужбы России от 9 декабря 1991 года N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями от 8 апреля 1994 года) предусматривал: "в случаях, когда в расчетных документах (поручениях, требованиях - поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива), подтверждающих стоимость приобретенного товара, не выделена стоимость налога на добавленную стоимость, то исчисление ее расчетным путем не производится".
Госналогслужба запрещала предприятию исчислять расчетным путем НДС по приобретенным ценностям в том случае, если предприятие не располагало документом (например, платежным поручением этого предприятия обслуживающему его банку), в котором, кроме суммы платежа, отдельной строкой выделена сумма НДС. Соответственно предприятие не могло ссылаться на то, что сумма уплаченного им НДС "сидит внутри" суммы, указанной в его платежном поручении, и не могло, рассчитав сумму НДС по так называемой "расчетной" ставке, поставить себе этот НДС к зачету (то есть отнести его в дебет 68 счета, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость"), уменьшив на рассчитанную им сумму налог, подлежащий уплате в бюджет.
В то же время Инструкцией прямо не воспрещалось исчисление НДС предприятием - покупателем в случаях, когда в первичных учетных документах (например, в счетах или накладных его поставщика, в актах сдачи - приемки выполненных работ), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма налога на добавленную стоимость. Предприятие могло, получив выставленный подрядчиком счет, в котором сумма НДС не указана, исчислить НДС самостоятельно (по расчетной ставке) и поставить этот НДС себе к зачету (то есть отнести его в дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость"), уменьшив тем самым сумму, подлежащую уплате в бюджет.
В пункте 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями от 14 марта 1996 года) запрещение исчислять НДС расчетным путем сформулировано более жестко: "В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах - фактурах, накладных, приходно - кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях - поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Поэтому стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), включая предполагаемый по ним налог на добавленную стоимость, приходуется налогоплательщиком на балансовых бухгалтерских счетах 10 "Материалы" и др. на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства (обращения)".
Таким образом, вся сумма, уплаченная налогоплательщиком за приобретенные им товары (работы, услуги), должна относиться им на себестоимость своей продукции. При этом уплаченного НДС у налогоплательщика по этим товарам (работам, услугам) не возникает, а значит, он лишен возможности поставить себе НДС к зачету. Тем самым Госналогслужба вводит ответственность налогоплательщика за нарушение обязанности указывать в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумму налога отдельной строкой. Делать это она не вправе - Закон подобной ответственности не устанавливает. Более того, здесь ответственность применяется не к налогоплательщику, не указавшему в первичных учетных документах сумму НДС отдельной строкой (то есть к поставщику), а к его контрагенту - покупателю.
Рассматривая последствия соблюдения данного требования Госналогслужбы налогоплательщиками, необходимо учитывать следующее. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
НДС, уплаченный покупателем товара, всегда равен НДС, полученному поставщиком этого товара. Это одна и та же сумма: то, что поставщик относит себе в кредит 68 счета, покупатель позднее относит в дебет своего 68 счета. По мнению Госналогслужбы, если в выставленном счете НДС не выделен, значит, плательщик, оплачивая счет, оплатил цену товара (работы, услуги), не увеличенную на сумму налога, и НДС, им уплаченный, равен нулю. Но тогда для поставщика соответствующего товара (работы, услуги) нулю равен НДС полученный. В этом случае сумма налога, подлежащего уплате в бюджет поставщиком по данной хозяйственной операции, всегда будет равна нулю.
Налоговая инспекция, выявив факт невыделения НДС отдельной строкой в первичных либо расчетных документах налогоплательщика - покупателя, обычно пересчитывает НДС, подлежащий уплате в бюджет покупателем, соответственно уменьшая суммы, отнесенные налогоплательщиком в дебет его 68 счета. Тогда поставщик проверенного налоговой инспекцией покупателя, опираясь на точку зрения Госналогслужбы, вправе в своей налоговой декларации за соответствующий период показать НДС, полученный по конкретной операции, равным нулю. А в случае возникновения спора с налоговым органом этот поставщик сможет, предъявив копию акта проверки своего контрагента, доказать, что его действия правомерны.
Таким образом, позиция, занятая Госналогслужбой и изложенная в п. 19 Инструкции N 39, приводит к ситуации, когда страдают интересы как налогоплательщика, так и бюджета.
Впрочем, в том же п. 19 Госналогслужба "разрешает" проблему интересов бюджета, определяя, что к суммам налога, полученным от покупателей, относятся не только денежные средства, поступившие на счета (в кассу) предприятия, но также суммы налога, начисленные исходя из отраженной по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).
Госналогслужба предлагает налогоплательщику - поставщику исчислять полученный НДС не учетным, а расчетным путем, то есть исходит из презумпции включенности в сумму любого платежа суммы налога на добавленную стоимость. Позиция Госналогслужбы внутренне противоречива. По ее логике возможна ситуация, когда НДС при расчетах за поставленную продукцию (работы, услуги) покупателем не уплачен, но невозможна ситуация, когда НДС поставщиком не получен.
При этом можно отметить, что позиция Госналогслужбы, изложенная в абз. 20 п. 19 Инструкции, соответствует порядку исчисления налога, предлагаемому в проекте Налогового кодекса (как будет показано ниже), но не соответствует ныне действующему Закону.
Порядок составления плательщиками расчетов по налогу на добавленную стоимость, содержащий отсылку к "действующему порядку зачета налога по приобретенным ценностям" (то есть к п. 19 Инструкции N 39), также противоречит требованиям Закона об НДС. Налоговые органы не разрешают налогоплательщику определять уплаченный НДС расчетным путем.
На самом же деле НДС по общему правилу, установленному ст. 7 Закона об НДС, содержится "внутри" суммы любого платежа (конечно, при условии, что данные обороты подлежат согласно Закону обложению этим налогом). Поэтому если налогоплательщик-покупатель в случае невыделения поставщиком в первичных документах суммы НДС расчетным путем определил содержащуюся в сумме платежа сумму налога и занес эту сумму в графу 5 строки 1"а" своего расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость, его действия соответствуют Закону.
Последнее, на чем хотелось бы остановить внимание, - это решение рассматриваемой нами проблемы в части второй проекта Налогового кодекса.
В проекте законодатель использует принципиально иной по сравнению с действующим законодательством подход к исчислению НДС. Обязанность по уплате налога в бюджет возникает у налогоплательщика как результат наличия у него объекта налогообложения, то есть оборота, и не зависит от получения им сумм налога от своих контрагентов (покупателей). Такой подход, представляется, соответствует общим принципам функционирования российской налоговой системы.
В соответствии со ст. 446 проекта сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, осуществляющим операции по реализации товаров (работ, услуг), определяется как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма налога, представляющая собой процентную долю от "единой налоговой базы" (то есть от объекта налогообложения, по терминологии сегодняшнего налогового законодательства).
Согласно проекту налогоплательщик должен будет платить в казну не разницу между НДС полученным и НДС уплаченным, как он это делает сегодня, а сумму НДС, рассчитанную им самостоятельно с выручки от реализации товаров (работ, услуг) по соответствующей налоговой ставке (преимущественно по ставке 22 процента), уменьшенную на "налоговые вычеты", то есть на НДС уплаченный.
При этом согласно ст. 442 проекта при реализации товаров (работ, услуг) продавец обязан дополнительно к цене товара (работы, услуги) предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога. В расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах - фактурах соответствующая сумма налога должна выделяться отдельной строкой.
Налоговые вычеты согласно ст. 445 проекта производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вычетам подлежат, по общему правилу, только суммы налога, предъявленные продавцами при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет соответствующих товаров (работ, услуг).
Итак, решение рассматриваемого нами противоречия в проекте найдено. Независимо от того, получает налогоплательщик НДС от покупателя (заказчика) или нет, он должен будет расчетным путем определить НДС, исходя из оборота по реализации своих товаров (работ, услуг). Для производства же налоговых вычетов, то есть для уменьшения налога к уплате в бюджет на суммы налога, уплаченного поставщикам, налогоплательщик должен будет соблюсти ряд требований, предъявляемых Законом, в числе которых оформление счетов - фактур.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, положение абз. 20 п. 19 Инструкции Госналогслужбы N 39, запрещающее исчисление уплаченного налога на добавленную стоимость расчетным путем, не основано на Законе. Оно должно быть отменено либо Госналогслужбой, либо посредством обжалования его заинтересованными лицами в судебном порядке.
Во-вторых, законодательством не установлена ответственность налогоплательщика за невыделение в расчетных документах суммы налога отдельной строкой. Налогоплательщик - покупатель вправе считать, что сумма НДС содержится внутри цены товара (работы, услуги) (если, конечно, данные обороты подлежат согласно Закону обложению налогом на добавленную стоимость), и выделять ее расчетным путем, руководствуясь при этом непосредственно ст. 7 Закона об НДС, а не положениями п. 19 Инструкции Госналогслужбы, противоречащими Закону. Налоговые органы при обнаружении фактов невыделения НДС в расчетных документах не вправе уменьшать НДС, который налогоплательщик поставил себе к зачету, если НДС уплаченный был исчислен налогоплательщиком с суммы произведенного им платежа по расчетной ставке (на сегодняшний день 16,67 или 9,09 процента соответственно).
В-третьих, налогоплательщик - продавец вправе взыскать с покупателя не уплаченные при расчетах за реализованный товар суммы, составляющие налог на добавленную стоимость, так как НДС является обязательной, Законом установленной частью цены товара (работы, услуги).
Наконец, в-четвертых, рассматриваемая проблема будет, видимо, окончательно разрешена с принятием Налогового кодекса (части второй). По проекту кодекса налогоплательщик будет обязан расчетным путем определять НДС исходя из налогооблагаемого оборота, независимо от фактического получения НДС от покупателя (заказчика). Однако до введения Налогового кодекса в действие налогоплательщик вправе и обязан руководствоваться нормами Закона "О налоге на добавленную стоимость", проанализированными нами в статье.
(Положения настоящей статьи являются частным мнением ее авторов.)
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 06.12.1991 N 1992-1
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 N 1
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 N 9
"ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГЕ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Хозяйство и право, N 1, 1998

Какие риски будут у Общества в случае отсутствия в Акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) НДС, начисленного с суммы затрат?

Описание ситуации:

Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» утверждена форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ». Выделение суммы НДС в форме № КС-2 не предусмотрено.

При этом в «Справке о стоимости выполненных работ и затрат» (форма № КС-З) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС, отдельной строкой указывается сумма НДС, по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

В соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно п. 12 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При документальном оформлении выполненных работ (оказанных услуг) организация может использовать унифицированные формы актов или формы актов, разработанные самостоятельно и утвержденные учетной политикой.

Так, в капитальном строительстве для оформления выполненных работ могут применяться типовые формы первичных документов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», а именно, «Акт о приемке работ» (форма № КС-2) и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (форма № КС-3).

Порядок применения налоговых вычетов регламентирован в ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств. Согласно п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты этих сумм налога производятся в порядке, установленном абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав продавец дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога. Согласно п. 4 ст. 168 НК РФ сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах.

При этом следует отметить, что форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100, не предусматривает выделение суммы НДС. Для расчетов за выполненные работы применяется унифицированная форма № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», утвержденная этим же Постановлением.

При этом в «Справке о стоимости выполненных работ и затрат» (форма КС-3) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС, отдельной строкой указывается сумма НДС, по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС. Справка применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Один экземпляр составляется для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика).

Таким образом, законодательство не требует выделять в актах приемки выполненных работ отдельной строкой сумму НДС. Следовательно, невыделение в актах формы № КС-2 суммы НДС отдельной строкой не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 29.11.2006 № КА-А40/11617-06 суд не принял довод налоговой инспекции о невыделении в представленных актах выполненных работ формы № КС-2 НДС, так как форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ, и выделение суммы НДС в форме № КС-2 не предусмотрено, при условии, что налогоплательщиком соблюден установленный НК РФ порядок применения налоговых вычетов.

При расчетах за товары (работы, услуги) организация не выделила НДС в платежном поручении. Можно ли в этом случае принять НДС к вычету? И как в дальнейшем избежать спорных ситуаций?

А.С. Елин, аудитор

Четыре правила зачета

Налоговый кодекс выдвигает четыре условия, при одновременном выполнении которых НДС можно принять к вычету. Напомним их:

1) товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

2) сумма НДС фактически уплачена поставщику товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) приобретаемые товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

4) имеются надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика, документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Других условий для применения вычетов глава 21 НК РФ не содержит. Но в то же время каждое из этих условий имеет определенный механизм реализации. Например, то, что товары приняты на учет, подтверждает отражение их стоимости по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сумма относящегося к этим товарам входного НДС должна быть учтена по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60.

А что подтверждает то, что сумма НДС фактически уплачена поставщику? В первую очередь, платежные документы, свидетельствующие о погашении задолженности за приобретенные товары (работы, услуги). И как показывает практика, при проведении налоговых проверок контролирующие органы требуют от организаций для вычета по НДС, чтобы сумма НДС в расчетно-платежных документах была выделена отдельной строкой. Насколько правомерно такое требование?

НДС выделять!

В большинстве случаев расчеты с поставщиками производятся в безналичной форме. Правила безналичных расчетов регулирует Центральный банк РФ.

Так, в платежном поручении при заполнении поля "Назначение платежа" требуется отдельной строкой выделять налог (НДС), подлежащий уплате, в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается. Это требование установлено подпунктом "з" пункта 2.10 Положения ЦБ РФ от 03.10.02 № 2-п "О безналичных расчетах", в редакции от 03.03.03. Напомним, что новая редакция Положения вступила в силу 1 июня 2003 года, в нем сохранилась обязанность отражения в поле "Назначение платежа" суммы НДС.

Аналогичное требование установлено и к оформлению кассовых документов. Согласно постановлению Госкомстата России от 18.08.98 № 88, в приходном кассовом ордере по строке "в том числе" указывается сумма НДС, которая записывается цифрами, а в случае, если продукция (работы, услуги) не облагается налогом, делается запись "без налога (НДС)".

Как видим, требования налоговых органов не беспочвенны. Они вытекают из правил заполнения платежных документов.

Но что делать, если бухгалтер в каждодневной суете не выделил сумму НДС в платежном поручении? Можно ли зачесть налог, ведь фактически он был уплачен поставщику?

Суд да дело

Не так давно Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа вынес постановление о правомерности принятия к вычету НДС налогоплательщиком, у которого в платежных документах отсутствовали записи о НДС или ошибочно указывалось "без НДС" или "НДС не облагается" (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.03 по делу № А56-17326/02). Нормы главы 21 НК РФ не содержат указания на то, что невыделение отдельной строкой в платежных поручениях суммы НДС лишает права налогоплательщика на применение налоговых вычетов. Суд указал, что для применения вычета достаточно выделить сумму НДС в счете-фактуре. Таким образом, допущенная в оформлении платежных поручений ошибка не может лишить налогоплательщика права на применение налоговых вычетов, если доказана фактическая уплата им сумм налога продавцам товаров (работ, услуг).

Лучше исправить

Хочется сразу же предостеречь организации, которые, ознакомившись с рассмотренным выше решением суда, не будут выделять НДС в платежках. На наш взгляд, так поступать не стоит!

Во-первых, суд рассматривал и выносил решение по частному случаю. И не факт, что, окажись вы в такой же ситуации, а уж тем более в другом регионе, суд вынесет аналогичное решение в вашу пользу.

Во-вторых, порядок оформления первичных документов регламентирован на уровне подзаконных нормативных актов и организации обязаны выполнять инструкции по документальному оформлению хозяйственных операций.

Если вы случайно пропустили платежку, в которой НДС не выделен, лучше исправить эту ошибку, не дожидаясь встречи с налоговым инспектором. Для этого достаточно написать в обслуживающий банк письмо об изменении назначения платежа. Второй экземпляр письма с отметкой банка лучше подколоть к платежному поручению, в котором ошибочно не была указана сумма НДС. И с этого момента можно считать, что ваше платежное поручение оформлено в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Если НДС не выделен в квитанции к приходному кассовому ордеру, а вы собираетесь принять НДС к вычету, стоит попросить вашего контрагента произвести ее замену. В противном случае вам придется отстаивать свою позицию в суде.

Случайные статьи

Вверх