Познание. Семейное древо профессий – в помощь будущей карьере школьника Наш учитель обладая даром рассказчика объяснял

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

Цель : закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи урока:

1) обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;

2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

3) выработать умение правильно писать «НЕ» с деепричастиями;

4) отработать умение правильно использовать деепричастия в речи;

5) учить правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

6) развивать словарный запас уч-ся;
7) учить составлять предложения с деепричастными оборотами;

Повторение:

1) правописание «НЕ» с другими частями речи;

2) виды глагола;

3) причастие и причастные обороты.

Межпредметные связи: с литературой.

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент.

2. Теоретическая часть.

Учитель: Сегодня на уроке мы подведём итоги по теме: «Деепричастие», обобщим наши знания, полученные ранее на уроках, сделаем выводы о роли и значении деепричастий в русском языке.

Ответы уч-ся на вопросы учителя:

  • Что такое деепричастие?
  • Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
  • Чем является деепричастие в предложении?
  • С помощью каких суффиксов образуется деепричастие?
  • Что такое деепричастный оборот?
  • Как он выделяется на письме?
  • Когда деепричастный оборот не выделяется?

3. Проверка Д/З.

Уч-ся читают предложения с деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

4. Работа у доски и в тетрадях.

Учитель: Кто сможет продолжить строчки…

Под голубыми небесами…

На доске записан отрывок без знаков препинания, 1 ученик расставляет пропущенные запятые, находит грамматическую основу предложения, деепричастный оборот, определяет вид деепричастия, составляет схему.

Остальные ученики выполняют задание в тетради.

5. Составить предложения с данными деепричастными оборотами (устно).

Прочитав интересную книгу…

Хорошо отдохнув летом...

Оглянувшись назад…

6. Физ. Минутка. Чтение стихотворения «Ладорский водопад».

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре!

7. Правописание «НЕ» с деепричастиями.

Работа с карточками и у доски.

«НЕ» слитно «НЕ» раздельно

Негодуя не видя

Ненавидя не читая

Недоумевая не написав

Невзлюбить не встретившись

Невежа не выполнил

Невежда не приготовить

2 ученика работают у доски, выбирают нужные им слова, записывают в свои столбики, а остальные работают с карточками в тетрадях с дальнейшей взаимопроверкой.

Повторение «НЕ» с глаголами и существительными.

Словарная работа: лексическое значение слов «невежа» и «невежда»

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.

НЕВЕЖДА – малообразованный человек.

8. Повторение.

Причастный оборот. Заменить причастный оборот деепричастным.

Работа у доски и в тетрадях. Ученики записывают предложение, выделяют причастный оборот с определяемым словом, составляют схему предложения, затем записывают предложение с деепричастным оборотом, разбирают его, составляют схему.

Пролетевший над садами ветерок зашумел листочками деревьев.

Ветерок, пролетая над садами, зашумел листочками деревьев.

9. Работа по карточкам письменно в тетради – найти причастные и деепричастные обороты.

Уч-ся слушают предложения и записывают в тетради только ответы.

Карточка №1.

Ответы:

1. Д.

2. П.

3. П.

4. П.

Карточка № 2.

Ответы:

1. Д.

2. П.

3. П.

4. Д.

10. Учитель: Всегда ли обороты выделяются запятыми?
Оказывается, нет.
Вне закона стоят такие обороты: Они не выделяются запятыми.

Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, прочитаем следующий рассказ.

Учитель: С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников». «Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича.

Учитель: Почему произошло это забавное недоразумение?

Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро».

Работа по карточкам (устно).





скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

11. Итог урока. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы повторили тему «Деепричастие», но мне хочется сказать, что ещё о роли деепричастия в нашей речи. На уроке мы с вами использовали отрывки из литературных произведений Пушкина, Гоголя и поняли, что деепричастие помогает распространить предложения, сделать их более интересными, богатыми, даёт возможность точно и красочно описать то, о чём идёт речь. В доказательство хочу привести вам такой пример: писатель Григорович написал очерк «Петербургские шарманщики» и одно место в очерке ему не понравилось. Там было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо заговорил писатель Ф.М.Достоевский, которому Григорович читал своё произведение, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…». «Это замечание, - пишет Григорович,- помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, ЗВЕНЯ и ПОДПРЫГИВАЯ – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…».

12. Д/З: подготовиться к контрольному диктанту по теме: «Деепричастие».

13. Подведение итогов. Выставление оценок.

14. Орг.конец урока.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я, … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я, … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я, … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Карточка №1.

Отметив маршрут, туристы устроились на привал.

Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Карточка № 2.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

Поднявшись, он быстро подошёл к окну.

Карточка №1.

Отметив маршрут, туристы устроились на привал.

Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Карточка № 2.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

Поднявшись, он быстро подошёл к окну.



Диагностическая работа в формате ОГЭ

Вариант 6

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1) Я был тогда молодым учителем, только что окончившим педагогический институт и приехавшим в глухую деревушку сеять разумное, доброе и вечное. (2) Не могу сказать, чтобы меня одолевали мысли о каком-то высоком призвании, я не считал себя тем самым пламенным пророком, который откроет детям какие-то неведомые истины… (3) Но мне хотелось, чтобы ученики под моим воздействием изменились, чтобы они стали добрее, внимательнее друг к другу. (4) И мысль о том, что я, двадцатитрехлетний парень, стану чем-то вроде путеводной звезды для подростков, признаюсь, тешила моё самолюбие.

(5) Мне дали классное руководство в шестом классе. (6) Неугомонном, озорном, горластом. (7) И я решил начать своё благодатное воспитательное воздействие с похода. (8) В походе, как я полагал, мы сможем лучше узнать друг друга, сможем сблизиться, найти общий язык… (9) Тут в голове моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение.

(10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда-то отцом. (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в качестве клада. (13) Вечером сходил на место предполагаемой стоянки, у сухой сосны закопал шкатулку, а рядом бросил записку. (14) Она начиналась словами: «Сними у каждого слова голову, и ты узнаешь великую тайну!»

(15) На следующий день мы пришли на это место. (16) Мальчики стали натягивать палатку, девочки пошли к роднику за водой. (17) Я даже подпрыгивал от нетерпения: так мне хотелось, чтобы они поскорее нашли записку и прочли её. (18) Но они ходили туда-сюда, не обращая никакого внимания на сложенный вчетверо листок, который валялся у них под ногами. (19) Потом они стали искать дрова, и кто-то из ребят даже несколько раз наступил на бумажку, но так за ней ни разу и не нагнулся. (20) Я уже упал было духом, как вдруг белобрысый Серёжка Лисицын увидел листок, поднял его, развернул и начал читать. (21) На его лице изобразилось недоумение, он пожал плечами, потом скомкал записку и положил её в кучу хвороста. (22) Вскоре задымился костёр, девочки сварили густой картофельный суп, потом пекли картофель в золе, и уютный запах дома, тепла наполнил всю поляну.

(23) Я смотрел на звёзды, которые, будто малиновые угли, вспыхивали в сумрачном небе, и на фоне красной луны сухая сосна с обломанной чёрной верхушкой казалась похожей на остов избы, сожжённой жестокими кочевниками. (24)Я так и не смог улучить минуту, чтобы выкопать свой клад и спрятать шкатулку в рюкзак. (25) Никому не нужная записка, догорающий костёр, кисловатый запах дыма, печально взирающие на нас с неба звёзды… (26) Мне тогда показалось, что всё происшедшее наполнено глубоким смыслом, как будто прямо на моих глазах жизнь простым и доходчивым языком рассказала мне не очень весёлую, обыкновенную историю о нас, людях, о том, какие мы и почему мы такие.

(По Д.Семёнову)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему герой-рассказчик решил отправиться в поход с учениками? »

    В походе герой-рассказчик хотел завоевать авторитет у ребят.

    Герой-рассказчик с учениками отправился искать спрятанную малахитовую шкатулку.

    В походе была возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, подружиться, найти общий язык.

    Молодой учитель хотел перевоспитать детей, сделать их выносливыми, физически сильными.

Ответ:

3

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот ?

    Я смотрел на звёзды, которые, будто малиновые угли, вспыхивали в сумеречном небе, и на фоне красной луны сухая сосна с обломанной чёрной верхушкой казалась похожей на остов избы, сожженной жестокими кочевниками.

    Я так и не смог улучить минуту, чтобы выкопать свой клад и спрятать шкатулку в рюкзак.

    Потом они стали искать дрова, кто-то из ребят уже несколько раз наступил на бумажку, но так за ней ни разу и не нагнулся.

    И мысль о том, что я, двадцатитрёхлетний парень, стану чем-то вроде путеводной звезды для подростков, признаюсь, тешила моё самолюбие.

Ответ: ___________________________

4

Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки обусловлено её значением " приближения ".

Ответ: ___________________________

5

Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса проверяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени?

6

Замените разговорное слово валялся в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7

Замените словосочетание малахитовая шкатулка (предложение 10), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Ответ: ___________________________

9

Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

10

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И мысль о том, 1 что я, 2 двадцатитрёхлетний парень, 3 стану чем-то вроде путеводной звезды для подростков, 4 признаюсь, 5 тешила моё самолюбие.

Ответ: ___________________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

Ответ: ___________________________

12

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью.

Не могу сказать, 1 чтобы меня одолевали мысли о каком-то высоком

призвании, 2 я не считал себя тем самым пламенным пророком, 3 который откроет детям какие-то неведомые истины, 4 способные изменить их жизнь…

Ответ: ___________________________

13

Среди предложений 2-5 найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

14

Среди предложений 15-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок…». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Н.В. Гоголя.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Мне тогда показалось, что всё происшедшее наполнено глубоким смыслом, как будто прямо на моих глазах жизнь простым и доходчивым языком рассказала мне не очень весёлую, обыкновенную историю о нас, людях, о том, какие мы и почему мы такие» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ПРИКЛЮЧЕНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое приключение» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Одной из важнейших задач воспитания подростков 12-15 лет является развитие у них способности делать выбор. Уже в 9 классе им, пятнадцатилетним, придется делать выбор, который на несколько ближайших лет определит их жизнь. Как же помочь подростку? Что могут сделать родители? Разобраться в этих вопросах поможет психолог Школы Сотрудничества , кандидат психологических наук Татьяна Борисовна Киселева.

Начнем издалека. Часто родители не осознают, что жизненный опыт их детей очень ограничен. Подростки мало знают о профессиях и плохо представляют, что делают специалисты в той или иной области.

Откуда школьник получает информацию

С представителями некоторых профессий можно столкнуться в повседневной жизни: врач, учитель, продавец. Какие-то профессии довольно колоритно показаны в фильмах. Особенно ярко современная киноиндустрия обрисовала работу киллера, тайного агента, обязательно сумасшедшего ученого, следователя по особо важным делам, который ловит киллера, и, конечно, опять врача в лице доктора Хауса.

Нередко о профессии судят по содержанию школьных дисциплин, в которых даются только упрощенные представления о науке. А такие востребованные профессии как фармацевт, экономист, логистик, менеджер по персоналу, оказываются для современного школьника совершенно не наполнены содержанием. Но ребенок не растет в вакууме. Каждый день дома он встречается с членами своей семьи, которые возвращаются с работы.

Однако, часто ребята плохо себе представляют даже то, чем занимаются на работе их мама и папа, дедушка и бабушка. Как показали беседы с родителями, существуют действительно объективные трудности на пути к тому, чтобы объяснить ребенку, чем взрослый занимается на работе. Не все обладает даром рассказчика. Трудно найти понятные слова, заменяющие специальные термины.

С чего начать

Рассказать про дедушек и бабушек. И даже прадедушек и прабабушек. Как они учились. Если есть аттестаты и дипломы, обязательно рассмотреть их вместе с подростком.

Моя коллега позволила записать свой рассказ, обращенный к сыну-подростку. «Моя бабушка, а твоя прабабушка, в 30-х годах мечтала стать летчицей, есть ее фотография в летном шлеме. Это она участвовала в тренировочных полетах. Однако, комиссия по здоровью не пропустила ее в училище. Бабушка поступила в педагогический институт и стала учителем физики. Она была очень ответственным и добросовестным человеком, ее уважали коллеги и любили школьники. В нашем буфете стоит ваза с дарственной надписью, подаренная ее учениками. А способности к преподаванию были еще у отца бабушки. Он был педагогом реального училища. Документы, подтверждающие это, передала мне бабушка, когда я была уже взрослой и сама преподавала. Получается, я педагог в 4-м поколении, а ты можешь стать им в 5-м».

Такой рассказ позволяет подростку многое узнать. Например, то, чем различаются профессия и специальность. Что бывают профессии модные, а бывают востребованные. Узнать, что не всегда способности проявляются рано, иногда надо поменять несколько работ, чтобы найти ту, что станет твоей.

Семейное древо профессий

Чтобы помочь ребенку сориентироваться в разнообразии профессий и ощутить свои «корни», мы советуем построить семейное древо профессий, по аналогии с генеалогическим древом. Вы увидите, что на этом пути вас поджидают неожиданные открытия.

«Вау, папа, я не знал, что ты инженер-электронщик по образованию! А почему ты никогда не работал по специальности? Мам, а ты, оказывается, дважды специалист. А что такое патентное дело? А дед вообще самый крутой, кроме ВУЗа закончил Высшую партийную школу, а чему там учили? Это как менеджмент персонала, да?». Способности нередко передаются по наследству, но не всегда по прямой линии. Девочка из семьи музыкантов увлекается шахматами и математикой. Оказывается, она идет по стопам деда со стороны отца, доктора физмат наук.

Помогите подростку ощутить свои корни

Понять себя можно, только если ты научился понимать других. Ошибки и открытия предыдущих поколений помогут новым поколениям расширить свои представления о мире. Очень важно, чтобы подросток не боялся делать ошибки, понимал, что редко получается выбрать профессию раз и на всю жизнь. А в настоящее время учиться и менять профиль приходится постоянно.

Развиваются и меняются уже известные профессии. Постоянно появляются новые технологии, которые преображают прежние специальности. Рассказ о том, что было давным-давно, помогают сделать шаг в будущее. Опыт прежних поколений как фонарик освещает дорогу тем, кто идет вперед. Удачи всем на этом пути!

Страница 12 из 32

Упражнение 331 (337). 1. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
[== - ], и [== - ].
2. Шел крупный, пушистый снег и красил в бел/spanое мосто­вую, лошадиные спины, шапки извозчиков.

3. Путешествие утомило Каштанку, уши и лапы её озябли, и к тому же ещё она была ужасно голодна.

Когда снег совсем облепил её спину и голову, вдруг подъ­ездная дверь щёлкнула и ударила её по боку. (В конце предло­жения ставится точка, т.к. предложение повествовательное, не­восклицательное. Предложение сложное бессоюзное, простые предложения в составе сложного разделены запятой. Сказуемые щелкнула , ударит разделяются запятой, потому что они явля­ются однородными и между ними нет союза и . Дополнения спину и голову не разделяются запятой, поскольку хоть они и яв­ляются однородными, но между ними есть союз и .)

Упражнение 332 (338). 1. Между камнями бурлила вода. Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде. 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.
1. Между камнями бурлила вода. (Мысль закончена.) Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде - (Логическая связь дейст­вий выделена в отдельное предложение. Предложение - сложное бессоюзное.) 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой. - (По смыслу, интонационно и с точки зрения грамматики - это сложнопод­чиненное предложение с союзом который.)
Не успел - частица не с глаголами пишется раздельно.

(Где?) вдали - наречие, неизменяемое слово, в предложе­нии является обстоятельством.

Упражнение 333 (339 ). Данные высказывания объединены темой могущества слова.

Упражнение 334 (340). 1. В воскресенье мы собираемся на каток, поэтому уро­ки надо приготовить в субботу. В воскресенье мы собира­емся на каток, хотя о времени сбора ещё не договорились.

2. Моя сестрёнка ещё совсем маленькая, но уже всё пони­мает и слушается старших. Моя сестрёнка ещё совсем ма­ленькая, поэтому оставлять её одну в квартире нельзя.

Упражнение 335 (341). Простые.
1. В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшегочтеца и рассказчика.
2. Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники и учителя.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой и грамотой.
Сложные.
1.В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшего чтеца, и я собираюсь в нем участвовать.
2.Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники, и мы им за это очень благодарны.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой, и я собираюсь ее получить.

Упражнение 336 (342). Ученик отвечал на вопрос о синтаксическом разборе слож­ного предложения.

При си нтакси′ческом разборе сложного предложения нужно ука­зать, какое это предложение, во-первых, по цели высказывания, во-вторых, по эмоциональной окраске, в-третьих, по числу грамматических основ, в-четвертых, по средствам связи про­стых предложений в составе сложного.
При си нтакси′ческом (си′ нтаксис) разборе сложного (как |ого| ?) предло же′ния (предло′ г) нужно ука за′ть (ука′ зка), какое это пред­ложение, во-первых, по цели (ж.р., 3-е скл., дат.п.) высказывания, во-вто ры′х (вто′ рник), по э мо циона′льной (эмо′ ции) окраске (ж.р., 1- е скл., тв.п.), в-третьих, по чи слу′ (чи′ сла) грамм атических (грамм а′тика) о сно′ в (осно′вы ). в-чет вё′ртых (че′ тверть), по средст­вам связи прос ты′х (про′ ст) предложений в составе (м.р., 2-е скл., пр.п.) сложного.
Вводные слова выделяются запятыми.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
1. По цели высказывания это повествовательное предло­жение.
2. По эмоциональной окраске это предложение невоскли­цательное.
3. По числу грамматических основ оно относится к слож­ным предложениям (все посмотрели - основа, никто не улыб­нулся - основа).
4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это" предложение является союзным сложносочи­ненным предложением с союзом но .

Упражнение 337 (343). 1. Простое предложение, в котором подлежащее и сказуемое представлены существительными в именительном падеже, поэтому - тире.
2. Простое предложение с обобщающим словом при одно­родных членах, поэтому после обобщающего слова ставится двоеточие, а между однородными членами - запятые.
3. Сложное’предложение с однородными сказуемыми, по­этому запятые, бессоюзное, поэтому запятая между простыми предложениями и однородными членами, соединенными сою­зом но, поэтому запятая перед но.
4. Сложное бессоюзное предложение, поэтому запятая ме­жду простыми предложениями, осложненное вводным словом, которое на письме выделяется запятыми.
5. Вопросительное предложение, поэтому знак вопроса, простое, но осложнено обращением, которое выделяется запя­тыми.

Упражнение 338 (344). На территории лагеря находился большой и красивый клуб. В нем была библиотека, комната для спортивных заня­тий и большой зал со сценой, в котором проводили вечера и по­казывали кинофильмы.

Упражнение 339 (346). 1. Я посадила цветы, которые цветут все лето.
[- =], (которые =).
(я посадила - основа, цветут - осно­ва). По средствам связи простых предложений в составе слож­ного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом которые . )
2. Дубн был стар, и его ствол был могуч.
[- =],и [-=].
(По цели высказывания это повествовательное предложе­ние. По эмоциональной окраске это предложение невосклица­тельное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (дуб был стар - основа, ствол был могуч - основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным слож­носочиненным предложением с союзом и .
3. Ребята! Давайте жить дружно и никогда не ссориться.
(По цели высказывания это предложение является побуди­тельным, по эмоциональной окраске невосклицательным, по числу грамматических основ оно относится к простым предло­жениям. Предложение осложнено восклицательным обращени­ем и однородными сказуемыми давайте жить и не ссориться, которые не разделяются запятой, потому что между ними есть союз и .)
[О ! = и =].

Упражнение 340 (347). 1. Какое предложение называется сложным?
2. Как можно подразделить сложные предложения по сред­ствам связи простых предложений в составе сложного?
3. Какие бывают сложные союзные предложения?
4. Как распознать сложносочиненное предложение?
5. Как распознать сложноподчиненное предложение?
6. Какие пунктограммы, по этой теме, ты знаешь?

Предложения с прямой речью.

Диалог

Упражнение 341 (348). А: «П». - первое предложение.
А: «П?!» - второе предложение.
«П», - а. - третье предложение.
«П?!» - а. - четвертое и пятое предложения.
1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (слова автора): « Тайное всегда становится явным ». (Прямая речь.)
«А это значит , что, если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание » , (прямая речь) - объяснила мама, (слова автора)
2. Глаголы «говорения»: сказала, спросил, объяснила, от­ветил. В четвертом предложении их нет.

Упражнение 342 (349). Между частями предложения более четкая пауза, а голос по­вышается к концу чужой речи при употреблении прямой речи (левая колонка).
1. Прохожий спросил: «Который час?»
А: «П?»
2. «Что это строится напротив вашего дома?» - полюбо­пытствовала гостья.
«П?» - а.
3. «Когда ты идёшь на репетицию?»/span - поинтересовалась мама.
«П?» - а.

Упражнение 343 (350). 1. «Доброе утро, сестричка !» - слышится из соседней ком­наты. «П!»-а.
2. «Тише. Бабушка,кажется спит», - шепчет мама. «П», - а.
3. «Внученька , ты сегодня поздно придёшь?» - беспоко­ится бабушка. «П?» - а.
4. Брат попросил: «Разбуди меня, пожалуйста , завтра в семь". А : «П».
Слышится - слышать, II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Ше′ пчет- шептать, I спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Бесп окоитс я - беспокоить , II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Попро си′л - про′ сить, II спр, прош. вр., ед. ч., м. р.

Упражнение 344 (351). 1. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Большое спасибо».
2. Руководитель группы чётко отдал приказ : «Начинайте эксперимент».
3. Девочка бормотала виновато : «Прости, я нечаянно».
4. Зал восторженно кричал: «Браво! Бис!»
5. Подруга спросила: «Можно я возьму твою книгу?»
Ска за′л (ска′ жет), от дал (приставка от -), бормо та′ла (бормо′ чет), кри ча′л (кри′ к), спро си′ла (про′ сит).

Упражнение 345 (352). «Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека», - подумала Женя. .«П», - а.
«Стой, сумасшедшая собака!» - крикнул Тимур.
«П!»-а.
«Женя, откуда у тебя на плече царапина?» - недовольно спро­сила Ольга.
«П?» - а.
«Ты Тимур?» - недоверчиво воскликнула Женя.
«П?» - а.
Тогда он подошел к ней, взял за руку и ответил: «Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно».
А: «П».
А наблюдатель сообщил снова: «У калитки неизвестная де­вица стоит с кувшином. Это, наверно, хозяйка дачи».
А: «П».

Упражнение 345 (с). Один раз мы с мамой пошли в лес, там было очень красиво: таял последний снег, текли ручейки, на деревьях набухали поч­ки. Я увидела, что валяется веточка, взяла её, принесла домой и поставила в вазочку с водой. Ветка долго не распускалась, и ма­ма хотела её выкинуть, но я не позволила, а через несколько дней у неё появились листочки. Когда ветка пустит корешки, я посажу её возле дома и буду за ней ухаживать.

Упражнение 347 (354). С любовью и нежностью обращался А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне (слова автора): «Подруга дней моих су­ровых, голубка дряхлая моя! » (прямая речь) 2. Обращения поэта к няне проникнуты очень тёплым чувством (слова автора): « Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завы­ваньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» (прямая речь)
Слюбо вью и нежностью о бра щал ся А . С . П ушкин к с воей (сво′ й) няне Ар ине Р одионовне : «Подруга дней мо и′х (мо′ й) суро­вых, голу′б ка (го′луби ), (какая ?) дряхлая моя!».
«Голубка дряхлая моя», «моя старушка», «мой друг» - об­ращения - выделяются запятыми.

Упражнение 348 (355). Эти высказывания объединяет мысль, что поставленной цели необходимо добиваться, несмотря на трудности.
1. Однажды летчик-космонавт Леонов пожелал школьни­кам: «Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите боль­шую цель в жизни. Ищите её уже сейчас, когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и про­исходит рождение человека».
2.В. Сухомлинский писал: «Ты станешь настоящим чело­веком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. Преодо­ление трудностей возвышает человека».

Упражнение 349 (356). Во многих школах проходят олимпиады по родному язы­ку. К ним ведётся большая подготовительная работа: проду­мываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы. Специально созданная комиссия определяет победителей. Их поздравляют, награж­дают, премируют.
Как приятно услышать: «Поздравляем с победой! Желаем и дальше успешно овладевать богатствами родного языка!»
И - сочинительный союз; соединяет однородные допол­нения.
Выста вк и - ста′ вить, вы′ставок .
К ним ведётся большая подготовительная работа: проду­мываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые продумы­ваются, оформляются, предлагаются разделяются запятой, потому что они являются однородными. Дополнения вопросы и задания не разделяются запятой потому что они являются однородными и между ними есть союз и . Дополнения вы­ставки, стенды, журналы, разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и . Предложение осложнено обобщающим словом работа, после которого ставится двоеточие.)

Упражнение 350 (357). В этом диалоге участвуют принцесса и учитель. Этот диалог учит вдумчивому отношению к письму, в частности, где поставить запятую/span в предложении «Казнить нельзя по­миловать».
«Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величест­во!» - сказал учитель.
К реплике пришлось подобрать слова автора.

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.



Сочинение

На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников - они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.

Случайные статьи

Вверх