У «Православной энциклопедии» появилась электронная версия Энциклопедия православия
Дата создания: 10 сентября 1996 г. Описание: Учрежден на базе издательства Свято-Преображенского Валаамского...
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
«Всякий человек сам себя воспитать должен», - уверенно заявляет герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров. Он гордится своей «самоломанностью», тем, что, несмотря на «глухую жизнь» «отцов», которая его окружала, создал себя сам.
Писатель двадцатого века А. И. Солженицын был убеждён, что «главный узелок жизни» «завязывается в самые ранние годы».
Иными словами, и в двадцатом, и в девятнадцатом веках люди понимали, что воспитанием решается всё: и судьба человека, и его счастье – независимо от того, сам ли человек себя воспитывает или его воспитывают среда, быт, условия жизни.
А что думали о воспитании в восемнадцатом веке, в эпоху просвещённого абсолютизма? Не потеряли ли актуальность за двести с лишним лет представления о воспитании, которые тогда существовали?
Восемнадцатый век – это Фонвизин и его «Недоросль» - комедия, о которой сохранилось легендарное высказывание: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Знаменитый спор классицистов и сентименталистов о том, что в человеке должно цениться более и стоять на первом месте – разум или чувство, - в комедии разрешается словами Стародума: «Невежда без души – зверь».
Иными словами, ум человека должен быть просвещён, а сердце наполнено добром и милосердием.
В комедии соблюдаются основные законы классицизма. Действие происходит в доме помещицы Простаковой в течение суток. Конфликт комедии – борьба за Софью и её наследство. Отрицательные герои борются за наследство. Тарасу Скотинину по душе пришлись свиньи в деревушке Софьи. Недоросль Митрофан в женитьбе видит избавление от нудных уроков. Кто же не помнит знаменитого афоризма Митрофанушки: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Положительные герои борются за Софью, спасая девушку от жестокости и грубости Простаковых и Скотинина.
Само название комедии указывает на то, что в центре её находится проблема воспитания. До Фонвизина «недорослями» называли молодых пятнадцатилетних – шестнадцатилетних дворян, ещё не поступивших на службу. После появления комедии на сцене в 1782 году «недорослями» стали называть невежественных юнцов, не получивших образования и не желающих учиться.
Какие же представления просветительской эпохи о воспитании содержатся в комедии Фонвизина? Какими средствами они выражены? Проблема воспитания решается двояко. На примере отрицательных героев показывается, как не нужно воспитывать подрастающее поколение. На примере положительных героев читатели и зрители убеждаются в том, как нужно воспитывать человека.
Имя главного героя – Митрофан. В переводе с греческого языка оно означает «подобный матери». В воспитании недоросля Митрофанушки главенствующую роль играет властная помещица госпожа Простакова. Отец, безвольный и бесхарактерный, никакой роли в воспитании своего сына не играет. «При твоих глазах мои ничего не видят», - заявляет он грозной своей супруге. Он не в состоянии даже самостоятельно решить, «каков кафтанец Тришка сшить изволил». К «дядюшкиному сговору». Хитрый Митрофан быстро усвоил, «кто в доме хозяин». Рассказывая сон о том, как матушка «изволила бить батюшку», он жалеет не отца, а мать, которая «так устала, колотя батюшку».
Простакову заботит лишь физическое здоровье любимого чада, сытость его желудка, и она совершенно не задумывается о нравственном здоровье своего сына, о «насыщении» его души благородными и добрыми чувствами. Госпожа помещица убеждена в том, что науки и образование не нужны. «Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!» - всерьёз возмущается Простакова, увидев в руках Софьи письмо.
Почему же тогда своенравная помещица нанимает учителей для Митрофанушки? Она понимает, что век уж не таков: чтобы выйти в люди, надо знать грамоту. Но уроки Митрофанушки – соблюдение проформы, одна лишь видимость. Она легко отпускает сына на голубятню, следуя совету Вральмана: чтобы головушка «репёнка» не заболела. Итог таких занятий всем известен: дверь у Митрофана «прилагательна», потому что «приложена к своему месту». В ответе Митрофанушки есть своя логика и живой ум, но знаний по грамматике, увы, нет никаких.
В конце комедии неразумная, слепая, животная любовь матери к сыну получает свои «злонравия достойные плоды». Митрофан отталкивает мать, лишившуюся власти, и грубо говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Недоросля отправляют на службу – может, там чему – нибудь.
Каков смысл названия комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль»?
Сначала посмотрим в толком словаре, каково значение данного слова. «Недоросль» — так называли молодого дворянина, который был ещё несовершеннолетним и не поступил на государственную службу. Ещё по указу Петра I нельзя было принимать дворян на службу, если они не получили образование.
Но данное слово со временем получило переносное значение — недоучка, необразованный человек, который не хочет учиться, а само имя главного героя — Митрофанушки- стало нарицательным.
Много отрицательных черт у Митрофана. Это и жестокость, грубость, невоспитанность, эгоизм и многие другие. Но автор особенно подчёркивает его нежелание учиться. Простакова наняла учителей, как это было принято в свете (правда, подешевле, которые сами-то не все могли научить ребёнка). Однако Митрофанушка учиться не хотел. Его знаменитая фраза «не хочу учиться, а хочу жениться» стала крылатой. Умственное развитие его крайне низкое. Он испытывает настоящее отвращение к учёбе, да и труду вообще.
Назвав комедию «Недоросль» Д.И.Фонвизин вкладывал в него следующее значение:
И сегодня «недорослями» мы называем ленивых, глупых, не желающих учиться, познавать мир людей; это ограниченные люди, которые цель жизни видят в материальном благополучии, даже богатстве, престижном положении в обществе. Однако душевно они бедны.
Таким образом, название пьесы имеет важное значение для понимания всего произведения. В нём автор подчёркивает одну из центральных проблем, которую он раскрывает в произведении, -проблему воспитания человека. В слова положительных героев он вкладывает мысли о том, каким должен быть человек: честным, справедливым, истинным гражданином своей страны, воспитанным и образованным, а не недорослем, каким является Митрофанушка. «Ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло »(слова Стародума).Автор показал все уродливые стороны воспитания, образования в дворянских семьях, ужасы крепостничества и бесправия простых людей. А всё это происходит потому, что многие представители привилегированного класса — «недоросли», нравственно низкие, малообразованные люди.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Цитаты из прозы .
Начало баллады
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали…»
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье »
Стародум «В большом свете водятся премелкие души»
«Унижать рабством себе подобных беззаконно »
Простаков
«Без вины виноват»
«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить » - философия невежественного дворянства
«Уж четыре года как учится » – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)
Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день »
Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет? »
Современники о комедии :
Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов »
Катенин «Ума и соли тьма »
Софья «Счастливые часов не наблюдают »
«Он не в своем уме » (о Чацком) - первая распускает слух.
Фамусов «Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой»
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца » (Софье)
«Кто беден, тот тебе не пара » (Софье)
«Что будет говорить княгиня Марья Алексевна! » (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)
Молчалин : «В мои года не должно сметь
Свое суждение иметь » (бесхребетность и подобострастие)
Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья »
«Злые языки страшнее пистолета »
Чацкий «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться »
«Дома новы, но предрассудки стары»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
«Молчалины блаженствуют на свете!»
«А врочем, он дойдет до степеней известных
Ведь нынче любят бессловесных» (о Молчалине)
«Береги платье снову, а честь смолоду » - эпиграф, завет отца Гриневу
«Я приехала просить милости, а не правосудия » - Маша Миронова Екатерине II
Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою »
«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести » - Гринев Пугачеву.
«Неужто ты влюблен в меньшую?
-А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт»
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила» (Ольга )
«Он с лирой странствовал на свете:
Под небом Шилера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем» (Ленский )
«Ни красотой сестры своей,
ни прелестью ее румяной,
Не привлекла она б очей » (Татьяна )
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой »(Татьяна )
«Я вас люблю(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна» (последнее объяснение Татьяны с Онегиным )
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины » (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)
«Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил »(об Онегине , светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
«Уж не пародия ли он? » (Татьяна об Онегине)
«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом? (Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)
Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной
«И здесь, героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго, навсегда »
Предмет сопоставления | ||
Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам. | ||
Природа на Онегина наводит сон. | ||
Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать» | ||
Творчество |
Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его» |
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ВАРИАНТ 7
Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.
Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.
Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.
Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).
Часть 3
включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
ЧАСТЬ 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне). Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною уходят.
(Д.И. Фонвизин "Недоросль")
В
1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль".
В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.
В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
В4. Установите соответствие между персонажами "Недоросля" и их высказываниями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.
В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму ("така дрянь", "обойми меня" и т.п.). Укажите этот вид речи.
В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.
Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
ЧАСТЬ 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.
Есть имена, и есть такие даты, -
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
(А.Т. Твардовский, 1966)
В8. Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.
В9. "Есть
имена и есть
такие даты..." Какой приём использован в первой строке стихотворения?
В10. В словосочетании "славословья музыкою громкой" использовано средство художественной выразительности, в основе которого - перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?
В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) олицетворение
2) гротеск
3) инверсия
4) антитеза
5) анафора
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.
В12. Каким размером написано стихотворение А.Т. Твардовского "...Есть имена и есть такие даты..."?
Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С3. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
С4. Чем близки стихотворению А.Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
ЧАСТЬ 3
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С5.1. Что давало основание современникам А.С. Пушкина называть его "певцом дружбы"?
С5.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина?
С5.3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"?
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе “Недоросль”, является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе.
Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых. До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу и жениться без получения образования.
За образование Митрофана – сына семьи Простаковых –
всегда отвечала мать, которая не смогла привить ему любви к знаниям, поскольку не обладала ею сама и не видела в них никакого проку. Госпожа Простакова знает только одну настоящую ценность в жизни – это деньги, ради которых она без зазрения совести готова пойти на любую подлость. При этом она проявляет излишнюю “заботу” о сыне. Неудивительно, что он пошел весь в мать, вырос ленивым, избалованным и необразованным. Митрофан являлся собирательным образом многих представителей “высшего света общества” в те времена, то есть не знал наук.
После же реформ Митрофану для виду приходится заниматься с учителями.
Учитель Митрофана Цифиркин в отчаянии говорит о своем ученике: “Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет”. Ключевой сценой, высмеивающей уровень образования дворянства в лице Митрофана, является сцена экзамена. Например, его умственное убожество проявляется в том, что он уверен, что слово “дурак” является прилагательным, “потому что оно прилагается к глупому человеку”. Да и учителя Митрофана во многом под стать своему ученику, особенно Вральман, бывший кучер, не имеющий к учительству никакого отношения.
Выполнение матерью любых капризов “дитяти” делают Митрофана грубым деспотом, невежественным крепостником. В этой связи Стародум говорит: “Невежда без души - зверь”. Митрофанушка-недоросль отличается жестокостью, властностью и грубостью и в отношении домашних. Манерой его речи с учителями является “лаяние”, по его словам один из учителей “гарнизонная крыса”, старая няня Еремеева – “старая хрычовка”. Митрофан растет крайне инертным человеком, его кормят, одевают и оберегают от опасности. По словам его матери: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит” Время от времени его озадачивает собственная несамостоятельность, однако ему всегда помогают мама, няня и учителя. При этом он вовсе не чувствует себя неполноценным или недостойным. Не обладая никакой добродетелью, Митрофан уверен, что все его желания и капризы должны быть исполнены в любой момент.
Таким образом, по мнению Д. Фонвизина проблема невежества и деспотизма аристократии принимает государственное значение, и только правильное образование и воспитание является источником спасения от грозящей обществу духовной и интеллектуальной деградации дворянства, ведь именно у них сосредоточена власть в государстве и от них зависит, к чему государство придет.