Как правильно делать земной поклон?
1:502 1:512 Вопрос: Поясните, пожалуйста, чем отличается земной поклон от поясного. 1:658 Отвечает Иеромонах Иов...
имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома , книга - книги, озеро - озёра .
В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.); В саду служанки, на гряда х, сбирали ягоду в кустах (П.).
Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева , веселые времена (ср. вологодское кружево , веселое время ).
Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни .
Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.
Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:
1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь .
Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали , технические масла , газированные воды . Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;
2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество ;
3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.
Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины , недоступные высоты , местные власти ;
4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы ? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы , бритья Киреевские , род Толстых .
К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:
1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;
2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;
3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;
4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;
5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки .
Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы . - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот . - Во двор ведут двое ворот .
Категория числа имени существительного - выражение противопоставления одного предмета или явления раздельному множеству тех же предметов или явлений: дом - дома, песня - песни, окно - окна. Все существительные имеют значение либо единственного числа (один предмет) либо множественного (несколько тех же предметов). Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам. Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют, как правило, реальные предметы (события, факты), подвергающиеся счету, и относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных существительных. Существительные, обозначающие предметы, понятия и явления, не имеющие противопоставления один – несколько, по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа - единственного или множественного. К словам, имеющим форму только одного числа, относятся собирательные, вещественные, абстрактные существительные и небольшая группа конкретных существительных. Парадигма таких существительных является неполной.
Основной способ выражения грамматического значения числа - окончание. Кроме этого, значение числа может выражаться:
а) при помощи суффикса -ј- (брат - брат -ј- а, колос - колос- ј -а) ,
б) заменой суффикса (котёнок - котят а ),
в) изменением места ударения (рука - ру ки, ве к - века ) ,
г) чередованием звуков (друг - друз ья),
д) супплетивным способом (ребенок - дети) .
В современном языке формы множественного числа именительного падежа могут иметь окончания –ы (-и) (более продуктивный способ) или –а (я) (менее продуктивный способ). Варианты окончаний закреплены нормой.
Некоторые слова-омонимы имеют в именительном падеже множественного числа разные окончания в зависимости от значения: тоны (музыкальные) - тона (цветовые), цветы (растения) - цвета (окраски), ордены (рыцарские, монашеские) – ордена (награды, знаки отличия).
Существительные, употребляющиеся в форме только одного числа
(singularia tantum и pluralia tantum )
Существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа
– singularia tantum ( s . t .), обозначают предметы, понятия, котолрые нельзя сосчитать, к ним относятся:1. Вещественные существительные: аспирин, железо, кожа, молоко, ртуть.
2. Собирательные:существительные молодежь, мошкара, периодика, сырье .
3. Абстрактные (отвлеченные) существительные: бездуховность, волейбол, горе, желтизна .
4. Имена собственные: географические наименования: Енисей, Гродно, Монблан; астрономические названия: Вернера, Марс и т.д.
5. Названия художественных произведений: «Шинель», «Война и мир».
Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа -
pluralia tantum (pl . t .) представлены следующими группами слов:1. Вещественные существительные: дрожжи, опилки, сливки.
2. Собирательные существительные: деньги, джунгли, промтовары.
3. Абстрактные (отвлеченные) существительные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; состояния природы: заморозки, сумерки.
4. Имена собственные: Альпы, Васюки, Жигули .
Конкретные существительные (небольшая группа), слова, типа: сани, брюки, прятки и.т.п.
§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значенияФормы ед. ч. могут иметь:
1) значение единичности- Белеет
п
арус од
ин
о
к
ий
(Лермонтов), Се-
дой мудре
ц
младому другу Кричит вослед Сча
стл
ив
ы
й пут
ь"
Прос
т
и, лю-
би свою су
п
ругу
.
Сове
т
ов старца
не забудь
1
(Пушкин);
2) значение совокупности (множественности, класса). Вчераш
н
ий ве-
чер
п
ом
н
ю жи
в
о Синели глуб
ь
ю небеса. Лис
т
трепетал,
к
расноречиво
Глядели звезд
ы
нам в глаза
(Фет); Читатель, расскажу ль
т
ебе
.
К
уда кра-
сав
и
ца девалась
?
(Пушкин); Ведь совершенства
т
оже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умн
ы
й желает б
ы
ть умнее, учен
ы
й -
ученее, добродетел
ь
н
ы
й - добродетел
ьн
ее, ну, а бога
ты
й желает б
ы
т
ь
еще богаче
(А. Островский); Изведал враг в тот день немало
.
Ч
т
о значит
русский бой удал
ы
й
(Лермонтов);
3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилас
ь
В светлой горнице, кругом Лавки, кр
ы
т
ы
е ковром
(Пушкин) -
каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волос
ы
Глаза Замутила,
затуманила слеза
(Ахматова);
4) форма употребляется безотносительно к счету: То змейкой, свер-
нув
ш
ис
ь
клубком, у самого сердца колдует
<...> (Ахматова).
Примечание.
Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-
мы числа нетождественны по лексическому значению (у
м /ум
ы
, х
л
еб 1
хлеба, тр
а
ва 1 трав
ы
,
к
ол
к
ость 1
к
олкост
и
, посадка 1 посадки)
так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золо
т
ом
и лесо
м)
,
однако формы множественного числа в таких случаях грам-
матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-
ченных существительных оно обнаруживается регулярно (к
опче
н
ос
ть
1 копчености, посадка 1 посадки),
в вещественных - нерегулярно
(ср 1) с
н
ег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льд
ы
и 2) трава 1 трав
ы
)
Формы множественного числа выражают:
1) значение неопределенного множества дискретно существующих
предметов: Вед
ь
ест
ь
Такие праздн
ы
е счастлив
цы.
Ума недал
ь
него ле-
нив
цы
, котор
ы
м жизн
ь
куда л
е
г
к
а
1
(Пушкин); Цел
ы
й ден
ь
спя
т
ночн
ы
е
цве
ты
<...> (Фет);
2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толст
ы
й, а
т
олст
ы
е много едя
т
(В. Токарева); И не знать, ч
т
о от
счаст
ь
я и слав
ы
безнадежно дряхлею
т
сердца
(Ахматова);
3) форме мож
н
о
п
р
ипи
сать и значе
ни
е е
ди
нс
т
ве
нн
ого, и значе
ни
е
множес
т
ве
нн
ого ч
и
сла (немарк
и
рова
нн
ое
употребление форм
ы
):
Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно б
ы
т
ь
, ее в
ы
бросили санитар
ы
(Пау
ст
овс
кий
)
К тому же у него дезертир
ы
шинел
ь
уперли
(Н.
Ос
т
ров-
с
кий
) -
п
р
и
мер
ы
Е.
Н.
Прокопович;
4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-
вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено
Ах,
боже мой, еще фикус
ы
с собой возят Куда же он с н
и
м денется
(Катаев) - пример Е. Н. Прокопович.
Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-
тивного значения не имеют.
§ 31. Продуктивные тенденции в развитии категории числа
Продуктивные тенденции в развитии категории числа существи-
тельных связаны, во-первых, с образованием форм множественного чис-
ла от отвлеченных существительных, которые частотно по лексическо-
му значению полностью не совпадают с формами единственного числа,
во-вторых с расширением немаркированного употребления форм мно-
жественного числа у личных существительных 44 .
§ 32. Понятие о морфологическом падеже.
Методика выделения одного падежа
и определение общей системы падежей
Падежом называют и словоизменительную грамматическую кате-
горию существительных и те формы, которые эту категорию образуют.
Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам
в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологиче-
ская форма образуется окончаниями.
В современной лингвистической науке принято пользоваться еще
понятием семантического падежа, которое было введено американским
ученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж -
это единицы соотносительные, но нетождественные.
Семантический падеж - это языковая универсалия. Понятие се-
мантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическим
устройством. Семантическим падежом называют роль предметного
имени (или семантического актанта) в препозитивной структуре пред-
ложения. Например, в предложении Ребенок спит
есть один семантиче-
ский падеж (субъект состояния), в предложении О
т
ец подарил с
ы
ну ги-
тару -
три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект
действия), в предложении Бабушка крючком вяжет внучке берет -
че-
тыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресат
и инструмент).
Семантические падежи в разных языках обозначаются разными
средствами (необязательно флексией). В русском языке они выражаются
44 См Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под ред
М В Панова С 144-175
прежде всего морфологическими падежами. При этом один и тот же се-
мантический падеж может передаваться разными падежными формами,
например, семантическому субъекту (субъектному актанту) в русском
языке соответствует И. п. (море шуми
т)
,
Д. п. (мне думается),
Т. п.
(п
исьмо
н
а
п
иса
н
о женщино
й
),
Р. п. (шум ветра).
В то же время один
и тот же морфологический падеж не всегда равен семантическому паде-
жу. Так, именительный падеж может называть ситуацию в целом: Ран-
нее утро. Ти
ш
ина,
может иметь значение признака: Даша - красав
и
ца 1
к
расивая,
значение количества: Хлопот март
ы
шке - полон рот
(Крылов).
Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех,
в которых у имени существительного в разных условиях употребления
изменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствие
словоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако вы-
ражаются падежи не только окончаниями , но и лексико-синтаксически-
ми средствами, предлогами и согласованием (у
р
ы
бацкой сети -
Р. п.,
к р
ы
ба
ц
кой се
т
и-
Д. п., в р
ы
бацкую се
ть
-
В. п., в р
ы
бацкой сети-
П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функ-
ция может быть приписана и несклоняемым словам (в
к
усное рагу -
И. п., в
к
усного рагу -
Р. п., вкусному рагу -
Д. п. и т. д.). Не имея па-
дежной морфологической формы, несклоняемые существительные выра-
жают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можно
сказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре-
чи в целом.
Вопрос о методике выделения одного падежа связан с тем, что раз-
ные типы существительных имеют разное количество словоизменитель-
ных форм, например, в единственном числе слово ст
рана
имеет пять из-
меняемых форм (с
т
рана, с
т
ран
ы
, стране, страну,
ст
рано
й)
,
слово ар-
мия -
четыре формы (армия
,
армии
,
армию, армие
й)
,
слово нежность -
три формы (нежнос
ть,
нежности, нежность
ю
).
Поэтому существует
традиция выделять один падеж на двух основаниях, морфологическом
и синтаксическом.
Одним падежом называют совокупность морфологических форм,
обладающих свойством в одних и тех же синтаксических условиях вы-
ражать одно и то же синтаксическое значение. Так, совокупность форм,
выражающих объект лишения при глаголе лиши
ть
ся (лиши
ть
ся дома,
с
т
ран
ы
, добра, любв
и
),
образует один падеж, а другая совокупность
форм, выражающих объект эмоционального отношения при глаголе
гордиться (горди
ть
ся домом
,
ст
раной, добром, любов
ь
ю),
образует дру-
гой падеж. Таким способом были получены шесть падежей, называемые
Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный
и Предложный. При этом признается, что одна и та же совокупность
форм, т. е. один и тот же падеж, может использоваться для выражения
нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образую-
щие винительный падеж, выражают значение объекта (и
мет
ь
огурец.
гру
ш
у, яблоко, канифоль)
и значение меры (работа
ть
год, неделю, ле
т
о,
осен
ь
).
Данная методика выделения падежей предопределяет очень важные
последствия: 1) количество падежей у всех лексем оказывается одинако-
вым, 2) каждый выделенный падеж является формально выраженным,
т. е. каждый падеж имеет свой набор окончаний. На уровне части речи
нет падежной омонимии - омонимичные падежи представлены только
в типах склонения и, следовательно, в конкретных лексемах; 3) каждый
падеж в принципе характеризует часть речи в целом (каждое слово час-
ти речи), 4) система падежей не может быть открытой, так как словоиз-
менение конечно; 5) коррелятивность падежей предполагает синтакси-
ческое распределение.
Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные
формы: количественный падеж (стакан чаю, табле
т
ка аспирину),
мест-
ный падеж (в лесу, на печ
и)
,
который отличают от объектного или соб-
ственно предложного падежа (вспомни
т
ь о
т
оварище, рассказа
т
ь о по-
ездке, о п
е
чи),
счетный падеж (два карандаша, три с
т
олов
ы
х),
зватель-
ный падеж (пап
!).
Морфемным основанием для их выделения являются параллельные
окончания: 1) -у
в Р. п. у слов мужского рода (кваса 1 квасу), 1) -у
в пред-
ложном падеже у слов мужского рода (в лесу 1 о лесе)
и ударяемая флек-
сия в предложном падеже у слов женского рода третьего склонения (о
кр
о
в
и
1 в кров
и)
,
3) ударяемое окончание у некоторых слов мужского ро-
да в сочетаниях с числительными два, три, четыре (нет ш
а
ра 1 два ша-
р
а)
,
4) нулевое окончание в И. п. у существительных женского рода
в позиции обращения (Тан
ь,
мам).
С
точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделение
счетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числи-
тельных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом
срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука
при
числительном три
должно быть в единственном числе - три рук
и
,
а су-
ществительное столовая -
во множественном числе - т
ри с
т
олов
ы
х
(прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множест-
венном числе - т
ри про
т
янут
ы
е руки. три нов
ы
х с
т
олов
ы
х.
Но мор-
фемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, что
слов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительными
наблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой -
потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:
два шар
а
,
но два больших ш
а
ра.
У счетного падежа нет опорной
флексии.
Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основ-
ных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд)
избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом сти-
листически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно ска-
зать в
ыпи
ть чаю,
но нельзя сказать к
у
п
ит
ь
хлебу
или вс
ы
па
т
ь овсу
;
н
а
н
осу -
это нормативная форма, а н
а подбород
к
у-
нет, говорят Та
нь!,
но не говорят Тат
ь
ян
Евгенъевн.
Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и это
закрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому при
описании типов склонения они подаются как вариантные окончания
основных падежей.
§ 33. Понятие о значении падежа
Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традицион-
но называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выра-
жает. Например, И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого ре-
гулярно имеет значение субъекта действия: С гор
ы
беж
и
т пото
к
провор-
н
ы
й, В лесу не молкнет пт
и
чий га
м
(Тютчев); если сказуемое выражено
формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: К
осмос
изучается люд
ь
ми
;
когда именительный падеж употребляется в качестве
приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула
з
лоде
й
ка-за-
падня
(Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения
И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное зна-
чение: Н
очь, улица, фонарь, аптека
(Блок); в функции названия исполь-
зуется именительный назывной: «
Анна
К
аренина
»,
в функции обраще-
ния - именительный вокативный: Красуйся
,
град
П
е
т
ров.
..
(Пушкин);
при выражении количественных отношений выделяется именительный
количественной семантики: М
ало слов, а горя речен
ь
ка, горя речен
ь
ка бе
з
-
донная
(Н. Некрасов).
Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической се-
мантики числа значение падежа не формируется противопоставлением
разных падежных форм (сочетания типа съ
ес
т
ь хлеб,
съ
ес
ть
хлеба
,
в ко-
торых наблюдается контрастивное употребление двух объектных паде-
жей в одной синтаксической позиции , являются своего рода исключени-
ем). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связа-
но с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими
синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют та-
кие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосо-
четания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной являет-
ся позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) авто-
номная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного
предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так назы-
ваемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существи-
тельного в форме того или иного падежа.
§ 34. Типы падежных значений
Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоя-
тельств: от падежной формы, от лексического значения существитель-
ного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих
обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грам-
матические (абстрактные) и семантические (конкретные).
Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксически-
ми) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической
особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего
от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или слово-
формой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа
говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеет-
ся
называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выра-
жается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом
подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола,
окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот
поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической
семантики слова при словоформе с
мее
т
ся
выражает значение субъекта
действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа.
Лексема по-
ходит
ь
в значении б
ы
т
ь
похож
и
м,
релятивная по своей знаковой функ-
ции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложно-
падежная форма имеет значение объекта, которое формируется только
семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого су-
ществительного: походит
ь
на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую
и т. п.
Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они на-
зываются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их
значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями
(а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они
меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать лю-
бую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом,
(ранн
и
м) у
т
ром, (поздн
и
м) вечером, к обеду
,
в июле, для храбрости, без
дождя, в крапинку, с ул
ы
бкой, из-за гроз
ы
и т. п. могут быть определены
и вне структуры предложения.
Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднород-
ны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и при-
знаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа,
предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойст-
вом употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически неза-
висимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности
глаголов и существительных: пи
сат
ь
мел
ким
п
очер
к
ом, п
и
сать с ошиб
к
а-
ми,
п
ал
ь
то
н
а меху, чулки в рези
н
ку, верхушки дерев
ь
ев, голоса п
т
и
ц
.
Кро-
ме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференци-
рованного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения
и др.: писа
ть
другу
,
ударить копьем, накорми
т
ь кашей
,
купить ручку для
двери).
Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так назы-
ваемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим
и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения воз-
никают в подчинительных словосочетаниях с информативно недоста-
точными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами
(обернуться бедой, отличаться в
ы
носливостью, закатиться смехом).
Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, ко-
торое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раз-
дельности» 45 . У восполняющих падежей в семантической структуре
предложения нет своей роли.
Выделение грамматических, семантических и восполняющих паде-
жей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосоче-
тания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.
Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложе-
ния (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретаци-
онное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но
и выражают отношения между ними. Если в предложении М
аша схва-
тила рукой собаку
поменять местами падежи: Собака схва
тил
а
М
ашу за
руку,
образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного
большинства русских предложений не может быть организовано без
интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отме-
чена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именитель-
ным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становит-
ся источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.
Существительные, имеющие только формы единственного числа
Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:
1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.
Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;
2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;
3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.
Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;
4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы, бритья Киреевские, род Толстых.
Существительные, имеющие только формы множественного числа
К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:
1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;
2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;
3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;
4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;
5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.
Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двое ворот.
26) Как проявляется системность частей речи в явлении перехода из одной части речи в другую?
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) - субстантивация. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведующий заведовать, заведующий - ‘тот, кто заведует".
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
- существительных (дома, весной),
- прилагательных (попусту, в открытую),
- деепричастий (сидя, лёжа),
- числительных (вдвое).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой зима, леж-а лежать, по-пуст-у пустой.
Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
- отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
- отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
- наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство(деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.
27) Почему склонение русского существительного систематизируется по 3 типам?
Склонение существительных
1. Изменение существительных по падежам.
2. Класс слов, объединенных общностью словоизменения.
3. Отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса.
В вузовской грамматике выделяются следующие типы склонений:
1) субстантивный тип склонения , включающий три подтипа:
а) первое;
б) второе
в) третье;
2) адъективное склонение ;
в) смешанное склонение ;
г) нулевое склонение .
Склонение – это изменение существительных по падежам, а также класс слов, объединённый общностью словоизменения. Критериями распределения слов по типам склонения в современном русском языке являются род и система падежных окончаний. Типы склонения существительных строго различаются только в падежных формах единственного числа, так как во множественном числе родовые различия стёрты (в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа окончания одинаковы для всех типов склонения).
В академической грамматике выделяется 7 типов склонения существительных.
К 1 субстантивному склонению относятся:
· существительные мужского рода с нулевым окончанием, например: стол, конь, край, нож, иней, мяч, шалаш, плач, ворон;
· существительные мужского рода с окончанием -о (-е) , например: домишко, хлебушко, заборишко, носище, голосище;
· существительные среднего рода с окончанием -о (-е, -ё) , например: здание, ружьё, небо, остриё, поле, бельё, окно, знание.
Ко 2 субстантивному склонению относятся:
· существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а (-я) , например: папа, забияка, туча, мужчина, судья, зайчишка, сирота, плакса.
К 3 субстантивному склонению относятся:
· существительные женского рода с нулевым окончанием, например: болезнь, тень, мышь, глушь, помощь, рожь, ночь, мать, дочь.
В зависимости от характера конечного согласного различают твёрдый и мягкий варианты склонения, например:
1 субстантивное склонение – твёрдый вариант клён-, дн-о ; мягкий вариант дождь-,
2 субстантивное склонение – твёрдый вариант гор-а, звезд-а ; мягкий вариант стихиj-а, аллеj-а ;
3 субстантивное склонение – твёрдый вариант мышь-, молодёжь -; мягкий вариантшерсть-, тень- .
Изменение слова по падежам называется склонением. Склонением называется также класс слов, объединенных общностью словоизменения, и отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. Как сказано в современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье, различающиеся системами падежных флексий. Типы склонения строго различаются только в падежных формах ед. ч. Во мн. ч. различия между типами склонения не столь определенны, а в дат., тв. и предл. падежах различия флексий вообще отсутствуют. К первому склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол , конь , край , нож , шалаш , мяч , товарищ ) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о , -ё и -е ) (окно ,ружьё , поле ) и -|е| (бытие ). Ко второму склонению относятся существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я ) (труба ,земля , стужа , туча ) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (мужчина , староста , зайчишка , домина , судья ) и к общ. р. (сирота , обжора , плакса ). К третьему склонению относятся существительные жен. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. и с основой на парно-мягкую согласную или на шипящую (ткань , кровать , мышь , ночь , рожь , мощь ). К третьему склонению по системе падежных флексий относятся также существительные сред. р. на -мя с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -я ) (бремя , время , вымя , знамя , имя , пламя , полымя [устар.], племя ,стремя , семя , темя ), существительные сред. р. дитя и муж. р. путь .
Склонение существительных связано с морфологической категорией рода, но не определяется ею последовательно. В I скл. входят существительные муж. и сред. р. и не входят существительные жен. р.; во II скл. входят существительные жен., муж. и общ. р. и не входят существительные сред. р.; в III скл. входят в основном существительные жен. р., а также двенадцать слов сред. р. и одно слово муж. р. Первые два склонения по отношению к роду характеризуются следующим образом: I скл. – неженское (т. е. мужское и среднее), II скл. – несреднее (т. е. мужское и женское); III скл. – преимущественно женское. С орфографической точки зрения, т. е. в зависимости от написания флексий, в первых двух склонениях выделяются две разновидности: а) существительные с основой на парно-твердую согласную, шипящую и ц (так называемая твердая разновидность); б) существительные с основой на парно-мягкую согласную и |j| (так называемая мягкая разновидность). Различия в написании флексий обусловлены качеством конечной согласной основы существительного. В III скл., в основном состоящем из слов жен. р. с основой на парно-мягкую согласную и шипящую, первая разновидность не представлена. О склонении существительных муж. р. на -ишко и -ище , в котором могут объединяться падежные флексии первого и второго скл.
28) Какие отклонения от этой системы существуют?
Наряду с указанными типами склонения в современном русском языке встречаются группы существительных, имеющие самостоятельную, отличную от других систему словоизменения. К ним относятся:
· разносклоняемые существительные;
· существительные адъективного склонения;
· существительные смешанного склонения;
· существительные нулевого склонения.
К разносклоняемым существительным относятся слова, которые совмещают при словоизменении падежные окончания разных типов склонения:
· 10 существительных среднего рода на -мя : бремя, время, знамя, племя, пламя, вымя, темя, стремя, семя, имя;
· существительное мужского рода путь ;
· существительное дитя , имеющее в словарях стилистические пометы книжн .,устар ., поэт .
Существительные на -мя в родительном, дательном, творительном, предложном падежах прибавляют к корневой морфеме сегмент -ен- : врем-я – нет врем-ен-и, дорожить врем-ен-ем .
Существительные на -мя и существительное путь в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание -и , как у существительных 3 субстантивного склонения, а в творительном падеже – окончание -ем , как у существительных 1 субстантивного склонения: им-я, имен-и, имен-и, им-я, имен-ем, имен-и.
Существительные бремя, пламя, вымя, темя не имеют форм множественного числа. Остальные существительные изменяются по числам: время – времена, имя – имена, семя – семена; знамя – знамёна; племя – племена; стремя – стремена . Ударение в единственном числе всегда падает на основу, во множественном числе – на окончание; исключение составляет слово знамя , которое во множественном числе имеет ударение на основе – знамёна .
При склонении во множественном числе существительные на -мя изменяются как существительные среднего рода на -о , а существительное путь – как существительные мужского рода 1 субстантивного склонения.
Существительное дитя в настоящее время в косвенных падежах заменяется падежными формами существительного ребёнок . Однако в XIX веке оно изменялось следующим образом: дитя, дитяти, дитяти, дитятю, дитятей, о дитяти .
К адъективному склонению относятся субстантивированные прилагательные и причастия, то есть существительные, которые являются по происхождению именами прилагательными или причастиями, например: прохожий, перевязочная, пельменная, больной, раненый .
К смешанному склонению относятся собственные имена существительные с суффиксами -ов (-ев), -ин(-ын) , обозначающие фамилии людей, например: Пушкин, Пушкина, Пушкину, Пушкина, Пушкиным, о Пушкине .
При склонении собственных существительных, обозначающих фамилии людей мужского пола, в именительном, родительном, дательном, винительном, предложном падежах наблюдаются окончания существительных 1 субстантивного склонения, а в творительном падеже – окончание имени прилагательного: гордимся великим Пушкиным .
Собственные имена существительные с суффиксами -ов (-ев), -ин (-ын) , обозначающие фамилии людей, следует отличать от омонимичных собственных имён существительных, обозначающих населённые пункты (города, сёла), которые изменяются по 1 субстантивному склонению: город Пушкин, Пушкина, Пушкину, Пушкин, Пушкином, о Пушкине.
К нулевому склонению относятся несклоняемые существительные, например:метро, такси, депо, бюро. Несклоняемыми называются существительные, не имеющие форм падежа и числа, но выражающие их грамматические значения формами согласуемых слов: новое пальто, новым пальто, о новом пальто.
29) Каковы количественные характеристики системы частей речи в академической, вузовской и школьной программе?
Виноградов выделял 12 частей речи, что отображается в академических грамматиках