Самостоятельные и служебные части речи 5. Конспект урока на тему:"Самостоятельные и служебные части речи" (5 класс)

08.01.2016 6669 641 Гиря Татьяна Александровна

Тема урока : Самостоятельные и служебные части речи

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных.

Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, карточки с заданиями

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку.

Готовы наши глазки? - Да. Готовы! (Хлопают глазками 4 раза).

Готовы наши ушки? - Да. Готовы.

Готовы наши ручки? - Да. Готовы.

Готовы наши ножки?- Да. Готовы.

Мы все готовы!

Проверка д.з.

2. Актуализация знаний и умений.

А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.


Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем … (части речи).


- Правильно. Тема нашего урока – части речи.

Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

3. Работа по теме

1) Слово учителя

- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

«В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

Помогали словам в предложении принять нужную форму;

Связывали слова в предложении и части предложения;

Вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?»

Скажите, на какие группы делятся части речи?

Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

Назовите, какие относятся к служебным?

Давайте, ребята, посмотрим таблицу.

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

2) Тренировочные упражнения

Помогите словам правильно встать в колонну

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии обучающихся).

Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Физкультминутка.

- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.


Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.


4. Закрепление учебного материала .

Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

1) Работа с учебником

Стр. 64 упр.131, упр. 134.

2) Загадки

- А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске).

Загадки про части речи


Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное).

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...(Глагол).

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное).

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное).

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие).

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение).

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это? (Предло г).

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это? (Союз).


- Молодцы! Вы справились с заданием.

3) Тест

1. Что обозначает имя существительное?

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Взаимопроверка по ключу:


1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б


Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

5. Итог урока

Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

6. Д/З стр. 64 упр. 133.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: урок-диалог.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия:

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2.Формировать ключевые компетентности:

Регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

Познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

Коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;


Открытие новых знаний

– Послушайте внимательно сказку

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

О чём в ней идёт речь?

Скажите, на какие 2 группы делятся части речи?

Как вы назовете тему урока – «Самостоятельные и служебные части речи». Запишите тему в тетради. Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).

Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

Дайте определение этой части речи.

Назовите, какие относятся к служебным?

А теперь, давайте посмотрим на экран. Все ли части речи отображены на слайде?

Почему междометие попало на слайд? Что такое междометие?

Давайте, ребята посмотрим на таблицу; поможем частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.

Человек, любить, ты, птица, добрый, пять, я, гав-гав, смелый, улыбаться, семь, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!

Проверьте и сравните с эталоном.(Слайд № 5).


Оценка работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Вы должны подумать и ответить на вопрос: чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

Давайте посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопрос.

Работа с таблицей. (Слайд 6). (Таблица на доске).


Давайте выполним задание и докажем правильность нашего утверждения.

Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд 7).

Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба

Работа с текстом.

Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

Попробуйте составить предложение из данных слов:

в, от, про, с, к, по, за, из, о

но, а, когда, и

не, разве

Удалось ли вам это? Почему? (Слайд 8)

Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.

Предлоги употребляются с существительными и и связывают их с другими самостоятельными словами.

Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.

Союзы связывают члены предложения и части сложного предложения.

Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др.

Частицы придают оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Физкультминутка. (Слайд 10)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Моя любимая часть речи»

Упр. 145 (уч. слова)

Закрепление

Обращаемся к упр.143. стр. 53

Подведение итогов

Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

Являются членами предложения самостоятельные части речи? А служебные?

Можно определить лексическое и грамматическое значение у самостоятельных частей речи? А у служебных?


Памятка для учащихся

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Признаки:

Признаки:

Употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи;

Называют предметы, признаки, действия, количество;

Являются членами предложения.

Не употребляются без самост. части речи;

Не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества;

Не бывают членами предложения;

Не изменяются.

имя существительное

    Кто? (собака, мальчик, ребёнок, турист);

    Что? (книга, счастье, цветок, река)

предлог

в, под, к, по, на, через, перед, за, около

имя прилагательное

Какой? (красивый, смелый, зелёный);

Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий).

союз

а, но, да, и

имя числительное

Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь);

Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвёртый, пятый, двенадцатый).

частица

же, не, ни

глагол

Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить);

Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать).

местоимение

она, эту, несколько, я, мы, ты, её, его

наречие

Как? (красиво, грустно, весело, хорошо);

Когда? (вчера, сейчас, давно);

Где?, куда?, откуда?(сверху, рядом, спереди,);

Почему? (сгоряча, поневоле);

Зачем? (назло).

причастие

летящий самолёт; забытая книга.

деепричастие

Как? (шёл прихрамывая) ;

Когда? (уходя, попрощался);

Почему?(упал, споткнувшись );

При каком условии?(не поссорившись, не помиришься );

Несмотря на что?(встретились, не договариваясь);

междометие

Ах, как хорошо! Ой , больно!

5 класс ФИ_______________________________________________________

1.Прочитай. 2.В пустые графы таблицы впиши примеры из текста.

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.

« Кабы я была царица, - Говорит одна девица,-

То на весь крещёный мир» Приготовила б я пир».

« Кабы я была царица, - Говорит её сестрица,-

То на весь бы мир одна Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки – царя Родила богатыря».

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

крещённый

3.Определи части речи.

м., сущ.,

Сам барабан Чтоб она текла –

Не забарабанит, Камень сдвинь руками

Медная труба

Сама Делай,

Трубить Делай

Не станет! Дело

Не течёт вода Всё цвело, и пело,

Под лежачий камень, И пенилось вокруг.

Ю. Яковлев.

Измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевлённое имя существительное.

одушевлённые неодушевлённые

лис а лип а

к отр от

коз а кос а

ц апля к апля

щ укар ука

Игра «Найди лишнее». Объясни свой выбор.

1. Пальто, ножницы, собачка.

2. Кошка, автобус, яблоко.

3. Ножницы, баран, корова.

Работа с текстом

(По Д.Зуеву.)

Вопросы и задания к тексту:

Стиль, тип речи (Художественный, описание).

Словарная работа:

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.


в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

(По Д.Зуеву.)

Вопросы и задания к тексту:

Определи стиль, тип речи _____________________________________

Выпиши существительные. Определи одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.

Cлайд 1

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» Выполнила: Таскина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 183 имени Р. Алексеева

Cлайд 2

Задание 2: Подумайте, какой союз можно вставить на месте пропуска. Ответ выберите из списка. а Небо нахмурилось, но пошёл дождь. и а Все ждали дождя, но его всё не было. и а Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. и Правильный ответ

Cлайд 3

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1: прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы) изучает… Правильный ответ

Cлайд 4

Союз! Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения: Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе – грушу. Таблица

Cлайд 5

Имя прилагательное! Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый); Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий). Таблица

Cлайд 6

Имя числительное! Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь); Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый). Таблица

Cлайд 7

Местоимение! Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

Cлайд 8

Предлог! Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании: Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица

Cлайд 9

Наречие! Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро) или признак признака (очень быстро) и отвечают на вопросы: Как?(красиво, грустно, весело, хорошо); Когда?(вчера, сейчас, давно); Где?, куда?, откуда?(сверху, рядом, спереди,); Почему?(сгоряча, поневоле); Зачем?(назло). Таблица

Cлайд 10

Глагол! Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить); Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать). Таблица

Cлайд 11

Причастие! Причастия – часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета по действию: летящий самолет; забытая книга. Таблица

Cлайд 12

Частица! Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки: Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица

Cлайд 13

Деепричастие! Деепричастие – неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? (шел прихрамывая); Когда? (уходя, попрощался); Почему?(упал, споткнувшись); При каком условии?(не поссорившись, не помиришься); Несмотря на что?(встретились, не договариваясь); Таблица

Cлайд 14

Междометие! Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах, как хорошо! Ой, больно! Таблица

Cлайд 15

Задание 6: Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – самостоятельная часть речи (выбрав из списка необходимые утверждения). не отвечает на вопрос отвечает на вопрос является членом предложения не является членом предложения обозначает предмет не обозначает предмет Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать. Правильный ответ

Cлайд 16

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк Задание 7: определите какой частью речи являются выделенные слова Правильный ответ

Cлайд 17

Cлайд 18

Имя существительное! Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист); Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица

Cлайд 19

Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол), явлений (гроза) , отношений (кит больше слона) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие. Назад Словарь лингвистических терминов!

Cлайд 20

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад Страничка истории

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Самостоятельные и служебные части речи» Цели урока: - знакомство учащихся с разделом лингвистики – морфологией; - обучение детей распознать самостоятельные и служебные части; - формирование орфографических и пунктуационных навыков; - патриотическое воспитание учащихся. Оборудование: таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, карточки со словами; запись на доске; доска; мел; учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе

на тему

«Самостоятельные и служебные части речи»

Плиевой Малики Идрисовны – учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Знакомство учащихся с разделом лингвистики – морфологией;

Обучение детей распознать самостоятельные и служебные части;

Формирование орфографических и пунктуационных навыков;

Патриотическое воспитание учащихся.

Оборудование: таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, карточки со

словами; запись на доске; доска; мел; учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запиши сегодняшнее число, и приготовьтесь к беседе.

Скажите, пожалуйста, какие разделы науки о языке мы изучали на протяжении многих уроков?

Что изучает лексика, фонетика, морфемика?

Сегодня мы начинаем новый раздел науки о языке «Морфология».

Сегодня у нас на уроке новая тема «Самостоятельные и служебные части речи». О ней мы поговорим немного позже, а пока предлагаю написать небольшой объяснительный диктант.

II. Объяснительный диктант по разделу «Морфемика».

Бесшумный, чернеть, вырасти, предлагать, лекция, раздать, пришел, выросла, изложение, огурцы.

III. Словарно-орфографическая работа

Сегодня мы добавляем в свой лексикон слово «патриотизм». Это слово греческого происхождения, состоящее из двух корней: «Патрис» - «Родина, Отечество».

Что включает в себя понятие «патриотизм»?

Как называют человека, любящего свою родину, живущего для ее блага?

Запишите в словарь это слово, составьте предложение с этим словом.

IV. Изучение новой темы.

«Морфология», Морфе – «форма», логос – «учение» (греч.)

Морфология – раздел науки о языке, в котором изучается все части речи.

Опираясь на предложение, учитель объясняет тему.

«Зайчик передернул ушами и весело запрыгал по зеленой траве»

Все самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет.

Самостоятельные части речи имеют грамматические значения, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Служебные части речи связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного.

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет , - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж .

А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением .

Становитесь под знамя "Имя существительное" , - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым ! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя "Глагол" , - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

V. Закрепление изученной темы.

Упражнение №462, стр. 179

Для слабых учеников даются карточки с заданиями для закрепления темы.

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
Предлоги, союзы, частицы-

Все встали в один хоровод,

Служебные важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет

А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

VI. Итог урока.

Что такое «Морфология»?

На какие три группы делятся все части речи?

Чем мы отличаем самостоятельные части речи от служебных?

VII. Объяснение домашнего задания.

$87? Упр. 462.

Привести к каждой части речи по пять примеров.

VIII. Оценки за урок.


Случайные статьи

Вверх