Где находится образовательный центр сириус. Образовательный центр "Сириус" (Сочи) для одаренных детей

В нашей стране не уделялось должного внимания. Специфика образовательных программ не предполагала развития индивидуальности, выделения «звездочек» среди остальных ребят. Настоящим прорывом в решении вопроса о выявлении одаренных школьников стал образовательный центр «Сириус» (Сочи).

Проект, которому нет аналогов во всем мире

По инициативе Президента РФ В. Путина был создан фонд «Талант и успех». Он и стал председателем Попечительного совета данного Фонда. Какие задачи должен решать данный фонд? Основной целью его создания было выявление по всей стране талантливых ребят, помощь им в интеллектуальном росте, раскрытии своих творческих, умственных, физических способностей. Чтобы решить поставленную задачу, был открыт образовательный центр «Сириус» (Сочи). Даже в европейских странах нет подобных центров, поэтому России есть чем гордиться!

Новая «Звезда» зажглась в Сочи

Образовательный центр «Сириус» (Сочи) был назван в честь самой яркой звезды. Он объединяет талантливейших педагогов и школьников из самых удаленных уголков Российской Федерации. Лагерь с середины июня 2015 года находился в экспериментальном режиме работы. 1 сентября глава государства официально объявил, что образовательный центр для одаренных детей «Сириус» (Сочи) открыт.

Навстречу талантам

Почему именно Сочи был выбран для организации площадки для одаренных детей РФ? Именно здесь проходила олимпиада, на базе объектов, оставшихся после ее закрытия, и был создан образовательный центр «Сириус» (Сочи). Координируют данный проект Министерство науки и образования, культуры, спорта.

Образовательный центр «Сириус» г. Сочи должен открывать новые горизонты пред одаренными российскими школьниками. Здесь ждут ребят независимо от социального положения, места проживания, финансовых возможностей, социального статуса. Программа пребывания в данном центре бесплатная для детей. Что предлагает школьникам «Сириус» - образовательный центр Сочи? Фото, представленные ребятами, которые в нем побывали, свидетельствую о том, что возможностей для реализации личностного и интеллектуального потенциала здесь множество. мастер-классы, интересные развлекательные мероприятия способствуют выявлению лидерских качеств, развитию творческого мышления, формированию коммуникативных навыков, повышению образовательного и культурного уровня.

Оценка Президента РФ

Владимир Путин отметил, что сама идея не только благородная, но и очень красивая. Он выразил надежду на то, что здесь дети смогут получать дополнительные знания, общаться. Посетил Президент РФ и новый медиацентр. «Сириус» - образовательный центр (Сочи), свидетельствующий о том, что правительство уделяет огромное внимание развитию молодого поколения.

Как оказаться в «Сириусе»

Попробуем выяснить, как попасть в «Сириус» - образовательный центр (Сочи). Право на поездку сюда имеют российские школьники с 10 до 17 лет, которые демонстрируют выдающиеся успехи в биологии, химии, физике, математике, имеют достижения в спорте (фигурном катании и хоккее), проявили себя в классическом балете. Двери «Сириуса» открыты для ребят, увлекающихся академической музыкой, живописью.

Центр помогает развиваться ребятам, играющим на следующих музыкальных инструментах:

  • кларнете;
  • фортепиано;
  • фаготе;
  • гобое;
  • фаготе;
  • трубе;
  • валторне;
  • тубе;
  • тромбоне.

Условия проживания

Обитатели «Сириуса» проживают в комфортных номерах гостиницы, которая располагается вблизи красивейших гор и уникального по красоте Черного моря. Помимо «гранита наук» ученикам данного центра предлагается шестиразовое питание в виде «шведского стола», специальный бар с мороженым, десертами и даже с шоколадными фонтанами. В свободное время ребята занимаются на спортивных площадках, посещают кинотеатры. Одаренные российские школьники ездят в парки развлечений, для них организуют экскурсионные программы по достопримечательностям г. Сочи. В летнее время ребятам могут купаться в Черном море, ведь у лагеря есть свой собственный оборудованный пляж.

Есть в «звездном лагере» и закрытый и открытый бассейны, специальный термальный комплекс с русской, финской, турецкой баней. На территории лагеря есть филиал Национальной электронной библиотеки, где можно в любой момент отыскать нужную книгу или научный журнал.

Чем так хорош образовательный центр «Сириус» (Сочи)? Отзывы, оставленные теми счастливчиками, которых удалось здесь побывать, являются прямым доказательством важности и своевременности проекта, поддержанного Президентом РФ. В лагере не предусмотрен родительский день, но те фотографии, которые ребята посылают своим родителям во время нахождения в «Сириусе», демонстрируют мамам и папам полезность нахождения здесь их детей.

Смена для «умниц» и «умников»

Продолжительность смены составляет три недели. Каждый день наполнен интересными событиями, которые помогают ребятам не только получать знания, но и с пользой проводить время в «Сириусе». Творческие встречи и мастер-классы сочетаются с оздоровительными процедурами, развивающими играми. Помимо занятий по определенной специальности, ребята занимаются изучением дополнительных предметов, помогающих расширять кругозор: истории, английского языка, литературы. При желании ребята могут заниматься психологией, журналистикой, фотографией.

Обучение с пользой

Начинающие хоккеисты тренируются на арене олимпийского комплекса «Шайба». Артисты балета посещают залы ледового олимпийского дворца «Айсберг». В учебных аудиториях есть видеосистемы, аудиодоски, выход в Интернет, поэтому уроки с преподавателями из иностранных учебных заведений, онлайн-конференции - для «Сириуса» привычное явление. Данное является идеальной площадкой для старта талантливой молодежи. В стране появился настоящий уникальный город будущего. Главным фактором успеха является вера в собственные силы, в себя. Президент РФ, «опекающий» место скопления талантливых детей, отмечает важность помощи ребятам в поиске своего места в жизни.

Работа в образовательном центре «Сириус» (Сочи) считается престижной, сюда приглашают только самых лучших российских педагогов, преподавателей лицеев, профильных школ, высших учебных заведений РФ.

Юных спортсменов сюда отбирают на командной основе, согласно рекомендациям, которые дают Департаменты и Министерства спорта субъектов РФ по результатам участия школьников в региональных и всероссийских соревнованиях. Экспертный совет Фонда проводит финальный отбор команд. Заявку от клуба либо спортивной школы на участие в отборе в образовательную программу «Сириуса» направляют в региональный департамент образования. После рассмотрения заявки региональным спортивным ведомством составляется письмо на имя руководства Фонда «Талант и успех», в котором указывается просьба включить данную команду в смену.

Направление «Наука» в «Сириусе»

По данному направлению в лагерь для одаренных ребят отбирают по следующим критериям:

  • Отличные результаты в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах регионального, российского, международного уровня, которые признаны Экспертным советом Фонда как значимые мероприятия.
  • Обладатели документа, который подтверждает одаренного школьника на продукт его интеллектуальной деятельности. В качестве такого результата может служить собственный либо командный проект.

Для работы с такими детьми приглашаются только лучшие преподаватели ведущих российских и зарубежных учебных заведений.

Направление «Искусство»

Чтобы попасть на данную профильную смену, юные художники и музыканты предоставляют на суд Экспертного Совета видеозаписи со своими выступлениями либо образцы собственных картин. Проводится индивидуальный отбор в Санкт-Петербургском Доме музыки. Для юных художников также предусмотрен дистанционный просмотр работ, фотографии прилагаются к онлайн-заявке.

Творческий групповой отбор юных представителей российского балета осуществляется по представлениям, которые предоставлены хореографическими училищами РФ. Просматриваются видеозаписи выступлений, в заявке на них должны быть сделаны дополнительные ссылки.

Претенденты на посещение лагеря по литературному творчеству выбираются на основании специальных критериев. В первую очередь анализируются произведения, написанные юным поэтом или писателем.

О правилах пребывания в «Сириусе»

Располагается центр по адресу: Адлерский район, г. Сочи, Олимпийский проспект, дом 40. Принимает центр для талантливых и одаренных детей круглый год. Существуют специальные профильные смены, поэтому при подаче заявки важно указывать, какими талантами обладает школьник, чтобы правильно выбрать направление.

Заключение

Идея по созданию центра для обучения и отдыха молодежной элиты России, предложенная Президентом РФ, была поддержана Министерством образования, культуры, спорта. Попадают сюда те талантливые российские ребята, которые действительно имеют на это право, хотят развиваться дальше в интеллектуальном либо физическом направлении. Помимо учебных занятий, школьники отдыхают, знакомятся с местными достопримечательностями. Есть у обитателей лагеря «Сириус» и определенные обязанности. Помимо соблюдения правил внутреннего распорядка, режима дня, которые утверждены администрацией, ребята обязаны уважительно относиться друг к другу, руководству Центра. Нет у них права на курение, распитие спиртных напитков, нецензурную брань. Запрещено в лагере и унижение достоинства других людей, любые противоправные действия. Если ребята нарушают правила внутреннего распорядка, их незамедлительно отправляют обратно, ни о каком вторичном посещении Центра речи уже не пойдет.

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 июля 2017 г. президент РФ Владимир Путин посетит Всероссийский образовательный центр для одаренных детей "Сириус" в Сочи и встретится с его воспитанниками. Встречу в прямом эфире (название передачи - "Недетский разговор с Владимиром Путиным") будет транслировать телеканал НТВ.

История Центра

Всероссийский образовательный центр для одаренных детей "Сириус" создан по инициативе президента России Владимира Путина. В марте 2013 г. глава государства предложил передать часть объектов в Олимпийском парке, расположенном в Имеретинской низменности на берегу Черного моря, новому детскому спортивному центру. Это планировали сделать после окончания XXII зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г. 11 ноября 2013 г. было подписано распоряжение правительства РФ о создании федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский детский спортивно-образовательный центр" и последующей передаче ему малой хоккейной арены "Шайба" и тренировочной ледовой арены. 11 октября 2014 г. спортивный центр в Сочи посетил президент Владимир Путин.

Однако в 2014 г. было принято решение создать не просто спортивную образовательную организацию, а более масштабный проект для поддержки одаренных детей в России.

Для организации работы Центра 24 декабря 2014 г. под патронажем Владимира Путина был учрежден фонд "Талант и успех", глава государства возглавил его наблюдательный совет.

Фонд был создан на основе добровольных взносов. Его учредители - российские деятели науки, искусства и спорта: математики Иван Ященко и Станислав Смирнов; народные артисты РФ - балерина Светлана Захарова и виолончелист Сергей Ролдугин; дирижер Юрий Темирканов; олимпийские чемпионы - фигурист Александр Горшков и хоккеист Валерий Каменский. Спонсорскую поддержку Фонду оказывают российские предприниматели Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Вагит Алекперов, Владимир Потанин и др.

Руководитель образовательного фонда "Талант и успех" - Елена Шмелева, председатель правления - Сергей Ролдугин.

Название для Центра было выбрано в начале 2015 г. По словам Путина, "его "Сириус" - по имени самой яркой звезды, потому что сюда, в этот центр, приехали и будут в будущем приезжать интересные, увлеченные своим делом ребята".

Образовательный центр "Сириус" был открыт 1 июня 2015 г. На День знаний 1 сентября 2015 г. Центр посетил президент РФ Владимир Путин. В 2016 г. оргкомитет Олимпийских и Паралимпийских игр безвозмездно передал центру компьютерную, бытовую, видео- и фототехнику, а также спортивный инвентарь на сумму в 234,9 млн руб., оставшиеся после соревнований 2014 г.

Цели и задачи

Согласно концепции проекта, центр "Сириус" создан для содействия развитию талантов и способностей детей. В первую очередь, в тех областях, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире - в точных науках (математике, физике, химии, биологии), искусстве (классическом балете, живописи, академической музыке) и спорте (хоккее, фигурном катании, шахматах). Школьники каждого образовательного направления отличаются друг от друга цветом одежды. Так, учащиеся научного направления носят футболки фиолетового цвета, "Искусства" - оранжевого, спортивного - синего.

Центр призван охватить максимальное число одаренных детей из всех регионов РФ независимо от социального и материального положения их семей, а также создать систему "социальных лифтов", объединяющую профориентационные, образовательные, спортивные, творческие и иные ресурсы.

Особое внимание уделяется формированию лидерских навыков детей, умению управлять своими проектами, развитию математического и творческого мышления и др. В Центре школьники получают не только специализированную подготовку, но и посещают занятия по истории отечества, литературе и др.

"Сириус" и его инфраструктура

Центр действует на базе четырехзвездочной гостиницы "Азимут", которая была переоборудована в спально-учебный корпус "Сириуса". В распоряжении школьников - ледовая арена "Шайба", дворец зимнего спорта "Айсберг", олимпийская тренировочная арена, бассейны, спортивные площадки, теннисные корты и др.

В перспективе рядом с отелем планируют возвести еще три здания Центра: корпус "Школа" с учебными классами и лабораториями; "Спорт" со спортивными залами и крытым бассейном; корпус для занятия музыкой, хореографией и живописью с концертным залом на 350 мест и двумя репетиционными залами. Проектирование ведет архитектурное бюро "Студия-44" из Санкт-Петербурга.

Работа Центра

Образовательный центр для одаренных детей "Сириус" работает круглый год. Ежемесячно он принимает порядка 600 детей из различных регионов РФ - по 200 школьников по каждому из трех образовательных направлений (наука, искусство, спорт). Смены длятся по 24 дня.

Право приехать в сочинский центр имеют талантливые российские школьники в возрасте от 10 до 17 лет (учащиеся 5-11 классов). Отбор детей в области естественных наук и спорта проводится по результатам всероссийских и региональных соревнований - олимпиад, конкурсов, турниров; в области искусства - на основе оценки выступлений и работ школьников экспертами фонда "Талант и успех". Заявки и окончательное решение по кандидатам принимает экспертный совет фонда "Талант и успех", в который входят учредители фонда и руководитель, а также член-корреспондент РАН Виктор Быковский, ректоры Московской консерватории Александр Соколов, Московской государственной академии хореографии Марина Леонова, народный художник РФ Сергей Андрияка, шахматисты Марк Глуховский и Сергей Яновский, заслуженный тренер по фигурному катанию Елена Чайковская и др.

Проезд до Центра и пребывание в нем школьников оплачиваются фондом "Талант и успех". Дети проживают в 2-, 3- и 4-местных номерах. Питание - шестиразовое по системе "шведский стол" (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин).

Кроме того, в "Сириусе" организованы курсы повышения квалификации для педагогов и тренеров, работающих с одаренными школьниками. Занятия проходят в формате семинаров длительностью от двух до восьми дней и объемом до 72 часов.

Центр издает журнал "Я Сириус". На сайте Центра размещаются записи лекций знаменитых ученых, ведущих педагогов.

С начала работы Центр принял около 14 тыс. школьников из всех 85 регионов РФ.

Образовательные программы

Занятия и мастер-классы по направлению "Наука" проводят профессора и члены РАН, ведущие педагоги российских вузов. Базой для проведения занятий с 2017 г. является научный парк "Сириус", который одновременно может вместить до 500 детей. Научный парк располагает лабораториями биохакинга (для проведения исследований в области биологии и экологии), нанотехнологий, космических систем, а также мастерскими "Прототипирование", "Схемотехника и электроника", мастерской керамики, интерактивно-выставочным пространством "Полигоны".

Направление "Искусство" включает подразделы: "Академическая музыка", "Живопись", "Искусство балета" и "Хореографическое творчество", "Литературное творчество". На направления "Академическая музыка" и "Живопись" принимаются юные музыканты и художники в возрасте от 12 до 16 лет, на "Литературное творчество" - школьники от 14 до 17 лет.

Для участия в программе "Спорт" необходимо получить рекомендацию от спортивных организаций: Российской шахматной федерации, Федерации хоккея России, Федерация фигурного катания на коньках России.

Досуг

Центр "Сириус" также является местом отдыха и оздоровления детей. В частности, он имеет кинотеатр, детский пляж, термальный комплекс с турецкой, финской и русской банями. Для школьников организуются различные развлекательные мероприятия, в том числе экскурсии по сочинским достопримечательностям. Каждую смену для желающих проводятся занятия по обучению катанию на коньках под названием "Первый лед".

В 2017 г. в здании бывшего медиацентра Олимпиады-2014 был открыт культурный центр "Сириус" с двумя залами - "Оранжевый форум" на 400 мест и Большой, рассчитанный на 1,2 тыс. зрителей.

Каждый ребенок уникален: он обладает своими талантами и увлечениями, определенным способом мышления и получения знаний. Образовательный центр «Сириус» призван раскрыть потенциал одаренных детей и помочь им добиться новых побед в различных областях науки, искусства и спорта. Уже более двух лет современный детский лагерь «Сириус» в Сочи принимает ребят в возрасте от 10 до 17 лет со всей России, предлагая оригинальные программы обучения, способствующие гармоничному развитию молодых талантов.

Мы поможем вам разобраться в том, как попасть в «Сириус» - образовательный центр Сочи, который по праву считается одним из лучших лагерей для одаренных детей.

Расположение центра «Сириус» и условия проживания

«Сириус» лагерь для одаренных детей, расположенный на территории олимпийского парка Сочи, неподалеку от стадиона «Фишт» и Большого Ледового дворца.

Территория центра включает в себя просторный и ухоженный парк с бассейнами и спортивными площадками, хорошо оснащенные учебные аудитории, а также ледовые арены для проведения занятий по хоккею и фигурному катанию.

Проживание осуществляется в современных, комфортабельных номерах на 2–4 человека со всеми удобствами. «Сириус» лагерь в Сочи который предоставляет шестиразовое питание по системе «шведский стол». При наличии особых медицинских показаний дети обеспечиваются специальным питанием. На территории комплекса работает Wi-Fi, что позволяет ребятам всегда оставаться на связи с родителями и школьными друзьями.

Какие задачи решает центр «Сириус» для одаренных детей?

Детский образовательный центр «Сириус» в Сочи создан на базе образовательного фонда «Талант и успех», учрежденного на базе олимпийской инфраструктуры по предложению президента России. Главная цель лагеря - реализация углубленных образовательных программ для детей, которые обладают незаурядными талантами в различных областях науки, искусства и спорта.

Программа обучения в лагере абсолютно бесплатна и включает в себя проезд, питание и проживание . Таким образом, независимо от финансовых возможностей семьи ребенок может попасть в список участников исключительно благодаря своим талантам.

Детский центр «Сириус» работает круглый год, ежемесячно принимая 600 детей из разных регионов России.

Образовательная программа состоит из занятий по базовым направлениям подготовки, развивающих мероприятий, оздоровительных процедур и мастер-классов признанных специалистов. Таким образом, проект «Сириус» для одаренных детей решает сразу несколько важных задач: развитие таланта ребенка, поощрение его успехов, формирование лидерских качеств и полноценное физическое развитие.

Какие направления предлагает лагерь «Сириус» и как туда попасть?

Образовательный центр «Сириус» предлагает три базовых направления, каждое из которых содержит несколько образовательных программ, соответствующих определенным талантам и умениям. Один из наиболее популярных вопросов, возникающих у родителей, которые узнают о существовании лагеря «Сириус» в Сочи: как попасть в этот центр и каковы критерии отбора? Участниками проекта могут стать дети определенных возрастов, способные подтвердить свои достижения в различных областях.

Остановимся подробнее на каждом из доступных направлений обучения и разберемся, как попасть в «Сириус» - образовательный центр, созданный для одаренных детей со всех концов нашей страны.

«Наука»

Детский лагерь в Сочи «Сириус» предлагает углубленное изучение предметов для школьников, демонстрирующих успехи в математике, информатике, физике, химии и биологии. Научные программы включают в себя подробное изучение профильных дисциплин под руководством лучших педагогов ведущих российских университетов, тематические мастер-классы, постановку научных экспериментов и развитие собственных проектов.

Отбор участников осуществляется экспертным советом фонда на основании следующих достижений:

  • призовые места на всероссийских и некоторых региональных олимпиадах;
  • успешная реализация собственных проектов с подтверждением права интеллектуальной собственности на результат проектной деятельности;
  • публикации в научных изданиях.

Обязательным условием является возраст от 10 до 17 лет.

«Искусство»

Лагерь для одаренных детей «Сириус» в Сочи предлагает несколько программ для юных талантов в области искусства.

  • Академическая музыка для детей от 12 до 16 лет. Доступны программы для детей, играющих практически на любых музыкальных инструментах: струнных, духовых, ударных, а также фортепиано. Помимо занятий по основному профилю, ребята познакомятся с историей искусств, теоретическими основами музыки, смогут потренироваться в артистическом мастерстве. Высококачественные музыкальные инструменты на время проживания в лагере предоставляются бесплатно.
    Для участия в программе необходимо пройти конкурсный отбор, который осуществляет Московская консерватория им. П.И. Чайковского. Отбор проводится на основании видеозаписей выступлений, которые необходимо приложить к онлайн-заявке .
  • Живопись для детей от 12 до 16 лет. Также, как и в музыкальной программе, предполагается не только обучение профессиональному написанию картин, но и проведение занятий по смежным областям, знание которых необходимо для полноценного развития настоящего художника.
    Образовательный центр осуществляет отбор участников по программе «Живопись» посредством оценки фотографий работ, которые необходимо отправить вместе с онлайн-заявкой.
  • Балетное искусство для детей от 10 до 17 лет. Лагерь «Сириус» обладает просторными залами со специальным покрытием и балетными станками. Лучшие преподаватели хореографии со всей страны проводят обучение искусству бального танца, а известные танцоры дают мастер-классы.
    Отбор участников программы производится путем оценки видеозаписей выступлений экспертным советом . Ссылки на видеозаписи необходимо приложить к онлайн-заявке.

«Литературное творчество»

Как следует из названия, программа создана специально для юных поэтов и писателей. Она предполагает углубленное изучение русского языка (в первую очередь, его лексических и стилистических особенностей), а также уроки практического применения полученных знаний для создания настоящих литературных шедевров.

Принять участие в программе «Литературное творчество» могут подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Отбор осуществляется на основании следующих критериев:

  • наличие призовых мест на всероссийских и некоторых университетских олимпиадах по русскому языку и литературе;
  • публикация творческих работ;
  • рекомендации работников творческой сферы (поэтов, писателей, литературных редакторов, критиков).

«Спорт»

К участию в программе «Спорт» приглашаются дети, добившиеся успехов в хоккее и фигурном катании. Занятия проводятся на стадионе «Шайба» и тренировочной ледовой арене. Профессиональные тренеры проводят занятия, направленные на совершенствование собственных физических возможностей, тактических и лидерских навыков.

На данный момент к участию в программе допускаются призеры и победители юношеских соревнований, а также одаренные воспитанники спортивных школ, получившие соответствующие рекомендации.

Проектная смена 2017

«Сириус» - детский образовательный центр, второй год подряд реализующий специальную программу «Проектная смена». В 2017 году она будет проходить с 1 по 24 июля .

К участию в программе будут допущены 400 учащихся 8–10 классов, представившие наиболее интересные проекты по одному из 13-ти направлений:

  • сельское хозяйство и биотехнологии;
  • беспилотные системы управления и логистика;
  • бионические роботы;
  • BigData;
  • IT-безопасность;
  • когнитивные исследования;
  • исследования микромира;
  • нанотехнологии;
  • изучение перспективных материалов;
  • исследование мирового океана;
  • персонализованная медицина;
  • исследования в области энергетики;
  • спутники и пилотируемые полеты в космос.

Таким образом, создателям программы удалось охватить большинство научных дисциплин, связанных с перспективными разработками. Участники смены получат возможность улучшить собственные проекты, предложить полезные для современной науки и техники решения, прослушать более 50 лекций признанных специалистов.

Документы для поездки в «Сириус» - детский лагерь в Сочи

Для того, чтобы попасть в «Сириус лагерь Сочи», необходимо заранее подготовить полный пакет документов:

  • медицинская карта Ф №159/у-02 (выдается в поликлинике по месту жительства);
  • справка для посещения бассейна Ф № 083/4-89;
  • заявление родителей на зачисление в «Сириус» - лагерь в Сочи для одаренных детей;
  • согласие с условиями пребывания в лагере;
  • паспорт (по достижении 14 лет) или свидетельство о рождении;
  • копия полиса ОМС;
  • справка об отсутствии контактов с инфицированными;
  • заявление на проезд до территории лагеря без сопровождения (если необходимо).

Контакты

  • Официальный сайт образовательного центра «Сириус» в Сочи ― https://sochisirius.ru/
  • Официальная страница «ВКонтакте» образовательного центра «Сириус» ―

С 1 по 24 апреля 2016 года сын был в образовательном центре «Сириус» в Сочи. На сайте центра полезной информации очень много, фотографии, разные памятки для родителей, мы всем этим активно пользовались. Попал ребенок туда как призер олимпиады Максвелла - аналог Всероса по физике для 7-8 классов. Ребят собирали со всей страны.

Совершенно классное место! Ребенок, когда звонил домой, чтобы что-то рассказать, просто пищал от восторга, и правильно - дали человеку попробовать правильной физтеховской жизни - много физики и много физкультуры (сын считает, что нужно было бы еще больше), чтобы здоровья хватило на эту самую физику. Ну и в качестве маленького бонуса - 6-разовый шведский стол.

А когда возвращался - уже ехал с папой из аэропорта - я ему как раз позвонила. Спрашиваю: «ну как, доволен?». Отвечает: «нет, не доволен». Ну, думаю - опять сейчас будет плакаться, что пролетел мимо призерства. «Нет», - говорит, - «это я из «Сириуса» уехал».

Домой приехал - часов пять, наверное, вещал непрерывно, рассказывал обо всем: и о занятиях физикой, и о спортивных занятиях, об экскурсиях, о других событиях, о ребятах. Показывал сувениры, показал пачку домашних заданий, показал общую тетрадь в 48 листов, полностью исписанную физикой, еще и поместилось не все. Фотографий было не много, зачем-то он догадался взять с собой неадекватный фотоаппарат.

Вставали они в 7:00, шли на зарядку: или бег 3.5 км, или турники, или просто зарядка - по выбору. Сын предпочитал бег, но и подтягивался тоже иногда, во всяком случае, после «Сириуса» подтягиваться стал больше. Потом в 8:00 завтрак... Ну, я уже говорила - шведский стол. Когда Данила перечислил мне, что он съедал на завтрак, я задумалась - а, может, я его недокармливаю? Может, он недоедает? Потому что объемы домашнего и тамошнего завтраков совершенно несопоставимы.

Кормили их хорошо - всякие йогурты, актимели, соки, каши, готовили тоже вкусно, выпечка разная и вообще все, что угодно, только пиццы не было. Никаких конфет и газировки, даже на экскурсиях покупать не разрешалось. Я с таким подходом согласна - респект и уважуха.

Потом в 9:00 занятия. На сайте что-то писали насчет табелей с оценками, но обычной школьной учебы не было, табеля тоже, соответственно, не привез. Возможно, она предусмотрена для спортсменов и разных музыкантов, чтобы они хоть как-то учились. А про яйцеголовых, наверное, считают, что они и так справятся. Ну, в принципе, правильно, сын, как приехал, за неделю подогнал домашку.

Так вот, их учили в основном физике. Зато много. Часов по 6 в день. А как-то в субботу, кажется, поближе к олимпиаде, они занимались физикой, по его подсчетам, около 10 часов. Мы ему как раз в этот вечер позвонили в 23:15. Он уже спал - единственный раз, когда разговаривать с нами особо не хотел, хоть сам и велел звонить после 23:00, он в это время включал свой мобильник, пользовался им в только в качестве будильника - ну, понятно, подустал наверное.
И еще иногда были лекции по биологии, истории, химии, литературе. И было одно занятие по английскому.

В перерыве был 2 завтрак. Занимались до обеда. Обед с 13:25 до 15:00, вот в обед была и пицца тоже, кроме всего прочего. Но в детских интересах было поесть побыстрее, чтобы сбегать на площадку, потому что в перерывах был спорт - волейбол, большой теннис, баскетбол, футбол, один раз сыграли в пионербол. Еще можно было играть в настольный теннис или сидеть в библиотеке.

В 15:00 начиналось следующее занятие и шло до 17:00. Потом полдник, потом еще одно занятие до 19:00-19:30. Потом ужин. Потом могла быть еще лекция, а если было свободное время, то шли на площадку или могла быть экскурсия. Т.е. реально был занят весь день всякими интересными занятиями, хотя сын хотел бы, чтобы больше оставалось времени на спорт.

Там есть СПА - разные бани, в рамках этого были занятия в бассейне, плавали, играли в водное поло. Регулярно ходил на массаж - он это любит после спортивных занятий.

Еще он побывал в медпункте после спортивной травмы. Ему на палец побрызгали охладителем. А еще им меряли температуру в начале смены - не как обычно, под мышкой, а подносили ко лбу и сразу получали ответ.

Еще были экскурсии. Сын пищал от восторга. Они побывали в парке аттракционов (Сочи-парк), в дендрарии, в Красной поляне. Ездил по сочинским олимпийским объектам. Ходил на экскурсию по РЖД.

В день отъезда у сына был день рождения. Как он потом рассказывал, ему говорили комплиментов больше, чем за всю предыдущую жизнь.

Данила жил в двухместном номере, причем его сосед приехал позже дней на 10 - с заключительного этапа другой олимпиады. Среди нетривиального - в комнатах были сейфы, кто-то из ребят хранил там пакетики сока, утащенные из столовой (что запрещалось). Поддержание ребятами порядка проверялось, Данила с гордостью показывал фотографию «экрана чистоты» со сплошными «десятками» за первые четыре дня.

Теперь о технических моментах. Процедура попадания была не простой, но она подробно описана на сайте и у нас сработала без проблем. Надо было зарегистрироваться, подать заявку на апрельскую смену, получить подтверждение о принятии, подписать заявление на прием ребенка в Центр и согласие с условиями пребывания ребенка. Сканы подписанных документов послали по электронной почте, а оригиналы отдали ребенку с собой.

Еще надо было согласиться или отказаться от программы «Первый лед» - занятия на коньках. Я бы не против, но папа наш резко возражал, что вот ребенок получит травму тяжелую и вместо олимпиады будет куковать в больнице, а мне придется к нему спешно ехать. В принципе, у ребенка была неудачная травма колена, только в прошлом году сняли диагноз, так что я не стала настаивать.
Кстати, при регистрации надо было указать размеры ребенка и размер его ноги. Это было нужно для подбора ему футболки и толстовки (привез с собой и носит) и коньков (они так и не покатались).

Надо было оформить медицинскую карту по форме №159/у-02 - это форма для лагерей «Орленок» и «Океан», берется не позднее чем за 10-14 дней до смены. В нашей поликлинике с ней врачи не были знакомы, но мы ее распечатали с сайта «Сириуса», заполнили ее нам по данным последней диспансеризации, выдали еще на всякий случай ксерокопии этой самой диспансеризации, прививки за всю жизнь, анализы разные, включая анализы на энтеробиоз для бассейна, справку об эпидокружении.
В принципе, может быть, и не обязательно было все это тащить, но мы, исходя из соображения «больше бумаги...», решили перестраховаться.

Для нас поездку организовывал наш областной Минобразования, мы регулярно получали рассылки с информацией, область выделила сопровождающего для ребят (он потом вел там занятия), который собирал ребят в аэропорту и вез их до «Сириуса».

На сайте «Сириуса» висит объявление, что теперь перелет для ребят бесплатный, кстати, вообще пребывание там и, скажем, экскурсии - все бесплатно. От нашего города ехали двое ребят, поэтому мы скооперировались с другими родителями и разделили поездки - они везли их в аэропорт, мы забирали оттуда. Доехали туда и обратно благополучно.

Когда Данила заехал (где-то в середине дня, т.е. практически сразу), нам пришла смс-ка, что он заселился. Когда поехал обратно, то тоже пришла, правда уже вечером. Еще на сайте было написано, что если не получается связаться с ребенком, то можно круглосуточно позвонить по телефону, начинающемуся с 800, сотрудники службы свяжутся с ответственным за ребёнка вожатым и перезвонят.

На общем фоне снижения финансирования науки и образования в России ярко выделяется новый образовательный центр в Сочи, на который не жалеют ни ресурсов, ни времени крупные бизнесмены, ведущие университеты, педагоги и ученые страны. О нем рассказал ТрВ-Наука директор Центра педагогического мастерства . Беседовала Наталия Демина .

— История уже стала апокрифической. Рассказывают, что вы со Стасом Смирновым пришли на прием к президенту минут на 10−15, и вдруг он так заинтересовался вашим проектом, что вы полтора часа его обсуждали.

— Это байки. Любые интересные истории обрастают огромным количеством различных слухов.

— Как же тогда появился «Сириус», расскажите…

— Могу рассказать без каких-то красочных деталей. На самом деле это было идеей Владимира Владимировича.
Соавторы создания образовательного центра для одаренных детей «Сириус». Сочи, 19 июля 2016 года. С сайта kremlin.ru — Разве идея создать образовательный математический центр на месте одной из олимпийских гостиниц не ваша?

— Нет. Это лично идея президента. Он позвал нас со Стасом обсудить математическое образование. И у нас возникло ощущение, что есть понимание…

— Получается, есть две версии. Одна — идея «Сириуса» пошла от вас со Стасом. Вы придерживаетесь другой версии — это идея самого Путина.

— Да, это идея Владимира Владимировича. Ясно, что и у меня, и у Стаса было и есть много разных идей, которые мы высказываем, много чего делаем в области математического образования. Я думаю, что нас позвали именно потому, что наша деятельность легла в струю того, о чем думал В. В.

И действительно, в «Сириусе» очень клево. Какие-то недостатки есть, потому что всё только создается… Это же дети. Там не «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», но все-таки.

— «Артек» XXI века?

— Все-таки не «Артек». Основная идея «Сириуса» — учеба. «Артек» был больше отдыхом и развлечением, плюс были какие-то занятия. У нас учеба топовых школьников у первоклассных педагогов — исходный пункт. Естественно, мы стараемся туда впихнуть и какие-то культурные программы, и спорт, и экскурсии. Но надо понимать, что это — дополнение к главному. Организаторы «Сириуса» порой ведут своего рода войну с педагогами, ведь те готовы учить детей круглосуточно, и даже не отпускать их на обед и отдых.

— Вас позвали и сказали: «Хотим построить такой лагерь для математиков»?

— Да. С президентом мы пообсуждали, как идею можно реализовывать. Хочу подчеркнуть, что здесь не тот проект, когда говорят: «Вот, ребята, вам ресурсы и делайте, как хотите», В. В. в этом реально участвует.

— И сейчас участвует?

— Он является председателем попечительского совета нашего фонда «Талант и успех». И заседания совета не какая-то формальность. Это реальный содержательный разговор, продолжающийся иногда не один час, по абсолютной конкретике.

— Вы там обсуждаете проблемы ЖКХ?

— Какое ЖКХ?! Мы обсуждаем, как и что делать, причем часто это сочетается с разговорами с детьми, находящимися в «Сириусе». В. В. приезжает, общается с преподавателями, с детьми. Не для прессы, не для пиара, а просто так, расспрашивает их о жизни и учебе.

— Для него это похоже на Пушкинский лицей? Как при Александре I?

— Знаете, не знаю. Делается хорошее дело, и очень здорово, что оно делается. Причем его идея — совместить три стихии. Во-первых, математику и смежные с ней науки: физику, химию и биологию. Во-вторых, спорт. И в-третьих, культуру и искусство.

Идея «Сириуса» — объединить усилия и развиваться в тех областях, где Россия — лидер. Была и остается. Но не в том, чтобы поднимать области, где Россия не на первом месте. Например, футбол у нас не очень. Конечно, бывает, что сборная по хоккею проигрывает на мировых турнирах, но любой человек в мире скажет, что в России сильный хоккей. В этом году проиграли, а в следующем выиграют.

Точно так же математика. Можно долго рассуждать, что в математике стало хуже или, наоборот, улучшается. Но то, что Россия — ведущая математическая держава, никто не отрицает. Есть много российских математиков — пускай кто-то на Западе, кто-то в России, но они реально включены в математическую жизнь планеты, это факт.

Вы были в Дубне, на Летней математической школе. Так и «Сириус».

Очень важная история, что в областях лидерства России ребята получают возможность поучиться у топовых людей. А еще пообщаться друг с другом.

— То есть вы их перемешиваете? Каким образом?

— Здорово, когда будущий великий хоккеист знакомится с будущим великим математиком или на дискотеке замечательные фигуристки пытаются заставить танцевать наших физиков. Великие фигуристы делают программу «Первый лед» для математиков, ставят их на лед, учат кататься. Сергей Андрияка учит их рисовать. Когда Юрий Башмет играл на концертах, физики сбегались его послушать. Там, в «Сириусе», совершенно уникальная атмосфера. Его идея как бы дополняет идею СУНЦа (специализированный учебно-научный центр. — Ред. ). Идея СУНЦа — найти и переместить одаренного ребенка к месту учебы. «Сириус» же помогает развиваться образованию на местах.

— Как «Сириус» развивает образование на местах?

— Очень просто. Ребенок учится в своей школе. Приезжает в «Сириус» на какое-то время, там есть много

разных программ. Некоторые из них предусматривают приезд ребенка с педагогом. После окончания смены дети и учителя возвращаются домой, но потом могут вернуться на другие виды смен. Понятно, что мы не очень хотим, чтобы в «Сириусе» находились одни и те же дети, так как стремимся к большему охвату. Но если ребенок себя ярко проявляет, то он может вернуться на какой-то другой проект.

Мы создаем для талантливых детей новые возможные траектории их жизни. Мы понимаем, что не каждому одаренному ребенку стоит переходить в высококонкурентную школу. Точно так же, как сейчас в Москве у ребенка появились возможности не только перейти в топовую школу, но и продолжать заниматься в своей школе, ходить на кружки, посещать выездные сборы.

В «Сириусе» есть программа поддержки региональных математических кружков, в мае пройдет смена для матшкол. Топовые матшколы привозят какое-то количество своих учеников, в ту же смену приезжают учителя из математических школ следующего эшелона, из регионов, и они смотрят, как работают лучшие учителя, работают вместе с ними и учатся друг у друга. И потом они продолжают работать вместе.

Сейчас создается электронная среда, чтобы и дети, и педагоги не теряли связь с «Сириусом». Пока она только в стадии запуска. Да и сам «Сириус» работает в пилотном режиме. Ведь от идеи до запуска проекта прошло меньше года.

В каком-то смысле для меня «Сириус» — продолжение того, чем я занимаюсь всю жизнь. Сначала Московский центр непрерывного математического образования, а сейчас Центр педагогического мастерства. Кстати, ЦПМ, где мы сейчас находимся, за несколько лет добился многого. За последние годы 214 московских школ дали победителей и призеров олимпиад. Это в три раза больше, чем несколько лет назад. То есть обычные микрорайонные школы начинают давать возможность школьнику побеждать в олимпиадах. Конечно, топовые педагоги не свалились в обычные школы откуда-то с неба. Но педагоги этих школ начинают работать вместе с нами, обмениваться опытом и у них начинает получаться.

Там, где не хватает их собственных знаний или умений, они подключают нас и ведущие вузы, дети ездят на сборы, в летние школы. Ребенок учится, не вырываясь из своей среды. Ведь кому-то переход в топовую школу необходим, так как в своей ребенок на голову выше всех и «балду пинает»; здоровая конкуренция ему поможет. А другому, наоборот, нравится быть лидером, его там любят, ему там интереснее учиться. У детей могут быть совершенно разные траектории, и теперь у них появился выбор.

Так же и в России. У ребенка есть возможность приехать в СУНЦ, их в стране четыре: при Московском, Новосибирском университетах, Уральском и Северо-Восточном федеральных университетах. Интернат появился и в Санкт-Петербурге при физико-математическом лицее № 239.

Однако теперь можно продолжать учиться у себя, в своей среде, с любящими родителями, с друзьями, играть вечером в футбол и время от времени приезжать в «Сириус». И скоро начнет работать дистанционная поддержка, где ребенок может, вернувшись домой, продолжать общаться с ведущими математиками, биологами и др.

Сейчас мы активно запускаем направления «Биология» и «Химия». «Сириус» привлекает не только ведущих ученых, но и ведущие компании и вузы. Летом построены совершенно суперские, мирового уровня лаборатории. Ребята видят, что они нужны России, видят, куда потом можно пойти работать. Они видят успешных людей. Ведь если Перельмана любят показывать по телевизору, то Стаса Смирнова как-то особо нет, потому что вокруг него нет никаких сенсаций для желтой прессы.

— Он очень скромный человек.

— Во-первых, скромный. Во-вторых, прессе интересен негатив. Великий математик не взял приз в миллион долларов и ходит весь обросший -это интересно. А Смирнов не только талантливейший математик, но еще и успешный, хорошо выглядит, что по телевизору показывать не любят. Дети потом приезжают домой, рассказывают о впечатлениях. Кроме того, это, конечно, еще и мощный посыл для учителей, они понимают, что делают важное и нужное дело.

Год назад появился грант президента для студентов. 20 тыс. руб. в месяц на всё время обучения. И молодой человек понимает, что вот он съездил в «Сириус», потом выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников, получил право на стипендию, соответственно, может совершенно спокойно учиться, а плюс к тому он уже познакомился с ведущими вузами, представителями инновационных компаний. Он понимает, что его талант нужен России.

— Если потом выпускник вуза поедет в аспирантуру Гарварда, ему там понравится и в Россию он уже не вернется, что Вы будете чувствовать? Вы заключаете с ним договор, что он должен отработать в России какое-то время?

— Конечно, это условие подачи гранта. В этой стипендии, так же как и в ряде стипендий в Европе, имеется условие, что если ты берешь деньги от государства или еще откуда-то, то берешь на себя обязательство проработать несколько лет в России. С моей точки зрения, это совершенно нормальная договоренность.

— А если он решит, что всё же хочет уехать, ему придется деньги обратно возвращать? Интересно, есть ли какая-то степень свободы?

— Когда стартовал проект?

— А когда вы разговаривали с Путиным?

— Примерно за полгода до этого.

— Как устроена смена в «Сириусе»?

— Типовая смена — 24 дня. Приезжает 200 человек по каждому направлению: спорт, искусство, наука.

— В потоке около 600 детей?

— Дети могут пересекаться, а могут и нет. У каждого направления свой график, не то что у всех сразу заезд с 1-го по 24-е. Плюс бывают более короткие смены или целевые. Например, там проходят сборы национальной команды, они в этом году проходили в «Сириусе», и не один раз, и я уверен, что золотые медали на международной олимпиаде в том числе и заслуга «Сириуса». Ребята были по нескольку раз в «Сириусе». Не только члены сборных, но и кандидаты.

— Физику и химию пока не берете?

— Физика началась в прошлом году. Химия и биология стартуют сейчас, потому что им нужны лаборатории. Под математику отель переоборудовать просто: доски повесил, аудитории сделал. Занятия по химии и биологии — отдельный процесс. Ребята находятся в очень хороших условиях, настоящий отель 4+, не потерявший своего класса. Адаптированный для детей, с особыми требованиями к технике безопасности. Двухместные номера. Бассейн открытый, закрытый, свой пляж, переданный «Сириусу».

— В каждом номере туалет-ванна, дети питаются в столовой со шведским столом?

— Ну конечно.

— Вы пытаетесь помочь людям, которые могли бы основать свои центры развития математического образования?

— Да. Они и так уже работают своими силами. Но, во-первых, у них появилась возможность передать свой опыт и показать своим ученикам лучшее. Чтобы съездить в Москву или Петербург с детьми, нужно найти деньги, а в «Сириусе» всё бесплатно. Там оплачивают всё: и дорогу, и проживание, и питание.

Одна из самых главных вещей — абсолютно честный и прозрачный отбор. В попечительском совете нашего фонда и в учредителях есть люди, которые за это отвечают в том числе и своей репутацией. Среди учредителей фонда «Талант и успех» по направлению наука — Станислав Смирнов и я. В экспертном совете — Максим Пратусевич, Назар Агаханов и другие. Если проводятся смены по результатам олимпиад, то дети приезжают именно по результатам олимпиад. Если проводится отбор, то мы посылаем наблюдателей, привозим работы, сами их проверяем.

— Но получается, что если вас не будет, то всё грохнется? Всё держится на личностях…

— Честная экспертиза строится на прозрачных принципах и честных независимых экспертах. Здесь Вы правы. Но это не значит, что всё держится на Ване Ященко или Стасе Смирнове. Найдем другого человека, не менее независимого, честного и прозрачного…

— А Вы самый главный по «Сириусу»?

— Нет. Я только один из учредителей.

— Кого можно назвать самым главным в «Сириусе», кроме Путина?

— Нет такого! В. В. предложил идею, а дальше наша задача — запустить жизнь на этой площадке. У нас не вертикальная структура. Выбираются лучшие люди в стране, которые приезжают проводить смены, двигают авторские проекты, они друг другу не конкуренты. Мы иногда делаем парные смены: например, 2007-я школа Москвы приезжает вместе с ФТШ из Санкт-Петербурга. Педагоги учат других педагогов, и такой обмен опытом очень важен.

Административно главной в «Сириусе», его директором является Елена Шмелёва. Яркий, совершенно фантастический человек, отдающая делу всю себя. Замдиректора по науке — Михаил Случ, мы его уговорили туда переехать.

В отличие от обычной школы, где директор определяет всё, основа здесь — запросы лучших учителей. Задача нашего экспертного попечительского совета — искать людей, которые готовы будут учить детей. Проходящей сейчас сменой по биологии руководил Сергей Лукьянов. Величайший ученый, биолог, лауреат Госпремии 2016 года, действительно суперъяркий человек.

— А зачем «Сириусу» нужен Сергей Ролдугин, получивший широкую известность в последнее время?

— Я политикой не занимаюсь. Меня не волнует то, что пишут газеты. Меня интересует, как люди делают дело. Я вижу, как отлично Сергей организует направление «Музыка», лично экспертирует записи ребят, приглашает в «Сириус» замечательных музыкантов. Не берусь оценивать это направление как специалист, я вижу его со стороны. Кстати, не знаю, есть ли запись на сайте «Сириуса», но один раз мы с С. Смирновым прочитали лекцию одновременно для отделений спорта, музыки и искусства. В два микрофона читали лекцию «Что такое математика». Было очень здорово.

— Часто ли рассказывают о «Сириусе» по центральным телеканалам?

— И Первый канал, и РТР, и газеты. Появление «Сириуса» важно для статуса учителей, которые работают по развитию талантов, в том числе в регионах. Ведь в Москве уже всё есть. Руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина и мэр Москвы Сергей Собянин поддерживают одаренных учителей, поддерживают школы, дают гранты за успехи в рейтинге школ, есть и целевая поддержка математических классов. Ее только что раздали по абсолютно объективным критериям, разработанным Московским математическим обществом и Ассоциацией учителей математики. Имеются четкие формулы, придуманные не чиновниками. В свое время работала комиссия, в которую входили академик РАН Виктор Васильев, Александр Музыкантский,

Александр Блинков, Борис Давидович и другие учителя математики, которые разработали критерии оценки, определили, сколько денег нужно на маткласс. И Москва дает гранты учителям, детям, но разные люди к этому по-разному относятся. Москва — единственный пока регион, который кроме олимпийских чемпионов еще дает деньги за победу на международных предметных олимпиадах школьников. По решению Сергея Собянина выданы гранты: 1 млн руб. за золото, 500 тыс. за серебро, 250 тыс. за бронзу. А в регионах, где нет такого внимания к развитию талантов, «Сириус» стал мощным посылом местным властям. У многих моих коллег были финансовые и прочие проблемы, приходилось искать деньги, чтобы ребята поехали на Всероссийскую олимпиаду.

— «Сириус» стал центром национальных олимпиад? Вы координируете олимпиады по математике?

— Нет-нет.

— Вы же сборы проводите. Получается, олимпиадникам нужно подлаживаться под ваши смены?

— Наоборот, мы работаем вместе по кандидатам в команду, подстраиваемся под график подготовки национальной команды. У нас кроме смен, развивающих конкретных детей, школы, кружки, поднимающих слабые регионы, есть отдельные потоки, посвященные национальным сборным. Эти потоки, естественно, выстраиваются вместе с тренерами сборных. Они говорят, когда и чему правильно учить этих детей. Можете спросить у Назара Агаханова, как теперь, благодаря «Сириусу» он может приглашать на сборы не какой-то узкий сегмент детей, а очень большой резерв 8−9-х классов, готовить мощную смену, что важно из регионов, и наконец ставить долгосрочную амбициозную задачу — догнать и перегнать Китай на математических олимпиадах.

С «Сириусом» у талантливого ребенка из региона появилась возможность развить способности. Обычно лучшие ребята появляются на Всероссийке только в 9-м классе. А для международного уровня это часто бывает просто поздно. А если у него не было рядом хорошего кружка, хорошей школы, в регионе не шла математическая жизнь, то уже слишком поздно.

Победители Олимпиады Эйлера, своего рода всероссийской олимпиады для 8-х классов, придуманной Игорем Рубановым (он, я и Назар Агаханов входим в ее координационный совет), приглашаются в «Сириус» во время заезда сборной по математике в качестве младшего отряда. Что дает возможность талантливому ребенку уравнять шансы.

«Сириус» значительно повышает шансы школьника из провинции на успех в олимпиаде. Но не выдирает детей из привычной среды. Не каждому талантливому ребенку хорошо в СУНЦе. Правильнее не собирать лучших в центре, а поднимать образование в регионах. Мы видим, как начинает подниматься математическая жизнь в Хабаровске или на Камчатке, в том числе и благодаря «Сириусу», после обучения в котором контакты не теряются. Дети знакомятся друг с другом, видят ярких ребят и то, что это не только математика, а еще и спорт.

— Нет ли опасения, что это прекрасная, но показуха? Мол, есть что посмотреть президенту и показать иностранцам. А в России так много проблем с наукой и образованием. Ситуация в «Сириусе» может быть очень хорошей, но с наукой и образованием в России всё сложно.

— Во-первых, не помню, чтобы в «Сириусе» был хотя бы один западный человек. Пиар никого не интересует, всех интересует дело. Второе: я вижу, какая движуха пошла сейчас в регионах, где вообще ничего нет. В ноябре прошла смена для Южного федерального округа и Северного Кавказа, такая уже была в прошлом году. Мы с большим трудом отбирали детей.

Кроме работы с топовыми детьми мы, в частности, проводим смены из регионов, где вообще не было ни одного призера олимпиад. Проводим на местах массовые математические мероприятия, отборочную олимпиаду, отбираем детей, они и их педагоги приезжают в «Сириус», возвращаются к себе, и в этих регионах начинается какая-то математическая жизнь.

Уже видно, как за год возродилась жизнь в куче регионов, где с математикой вообще было плохо. «Сириус» — это бесплатная возможность поехать поработать с топовыми преподавателями. Вы можете поговорить с Олегом Южаковым из Кургана или Леонидом Самойловым из Ульяновска. Это энтузиасты, у которых почти не было поддержки, и сейчас они ездят к нам в «Сириус» с детьми или преподавать, и к ним в регионах меняется отношение. Хорошо Игорю Соломоновичу Рубанову из Кирова, он самодостаточен, у него прекрасная работа, он задействован по максимуму. А, того же Южакова в Кургане никто до «Сириуса» не поддерживал.


Беседовала Наталия Демина


зав. кафедрой дискретной математики МФТИ, руководитель отдела теоретических и прикладных исследований «Яндекса»:

1, 2. Замечательных школьников собираем, место прекрасное, удается привлекать в него часто тех, кого иначе сложно привлечь. Бывают бюрократические проблемы, но они решаются.

3. Про оазис. Ну, математические центры всё же есть, и они активно живут во многих регионах. И школ много вне «Сириуса». Так что всё не так плохо.


астроном, лауреат премии «Просветитель»:

1, 2. Я был в «Сириусе» дважды, и мне там понравилось. Великолепный быт (гостиница хорошего европейского уровня), отличное питание (разнообразный шведский стол с «изысками»), удобные аудитории, хорошая библиотека открытого доступа, экзотическая природа (с одной стороны — горы, с другой — море), сильный подбор преподавателей (сказал бы — уникальный, но скромность мешает).

Думаю, большинство детей попадает в такие условия впервые. И это очень важно. Они выносят из «Сириуса» не только знания и навыки (там собираются не только юные интеллектуалы, но и спортсмены, и артисты), но, что еще важнее, — уважение к труду и таланту, представление об обстановке, в которой ты можешь полностью отдаться любимому делу, не думая о быте и прочих обстоятельствах жизни. Такой маленький коммунизм.

Для работы преподавателей условия тоже хорошие: современная оргтехника, компьютеры, проекторы, уютные аудитории. Для моих занятий даже нашлись вполне приличные телескопы. Персонал центра в целом благожелательный, но не всегда расторопный и организованный. Чувствуется, что для них это пока еще гостиница (главное, чтобы было чисто и сытно), а напряженная жизнь учебного центра до сих пор в новинку. Но привыкают и к этому. В целом проблемы с аудиториями и техникой разрешались быстро.


преподаватель математики, педагог южной математической смены (ноябрь 2016 года, направление «Наука»):

1. Я был в «Сириусе» уже дважды, но общий счет моих поездок в разные «детские научные смены» перевалил за четыре десятка, так что есть с чем сравнивать. В целом очень радует тщательная продуманность каких-то базовых вещей — быт, распорядок дня у детей, разумное сочетание занятий и отдыха.

Мне как математику очень приятно, что эта замечательная база не просто отдана для отдыха абы каких детей, а разделена между талантливыми представителями совершенно разных направлений — спортивных, творческих и научных. Здесь каждый ребенок — яркая индивидуальность, и особенно хорошо это проявляется, когда, например, «спортсмены» и «математики» в свободное время занимаются созданием собственных видеороликов под руководством замечательных педагогов направления «Искусство».

2. Безусловно, есть и какие-то недостатки. Организация любого серьезного дела никогда не обходится без ошибок, а публично ругать за ошибки нужно только тогда, когда организаторы не признают их и, следовательно, не способны исправить. Здесь это точно не так, поэтому о конкретике умолчу.

3. Слово «кризис» многозначно. Мне оно кажется уместным в медицинском значении — это такой момент, после которого состояние больного может либо резко улучшиться, либо резко ухудшиться. Да, сейчас образование уже вошло в фазу кризиса, ну или вот-вот в нее войдет, — что будет дальше, совершенно непонятно. Однако, как любил повторять за французами Лев Толстой, «делай, что должен, и будь что будет».

Секрет улучшения после кризиса всегда примерно одинаков: в кризис нужно не распылять силы, а концентрировать их.

Появление «Сириуса», на мой взгляд, способно стать точкой концентрации, которая в полной мере проявится потом. В советское время, о котором сейчас многие ностальгируют в том числе и из-за якобы хорошего образования, «сириусы» были невозможны, потому что лозунг «Всё лучшее — детям» подразумевал вкладывание сил исключительно в «артеки» для всех. Это не значит, что «артеки» заведомо хуже, просто «сириусов» у нас раньше не было. Более того, их, кажется, еще и нигде в мире не было. Насколько «Сириус» способен изменить общий ландшафт образовательных процессов, можно будет судить только через поколение.


руководитель сборной команды России на Международной математической олимпиаде:

1. Идея «Сириуса» и мне, и многим моим коллегам нравится, особенно в той части, которая касается работы с «отсталыми регионами» — в которых нет сильных преподавателей, способных «открывать и зажигать звездочки». Развитию математики в регионах напрямую это не поможет (нужна систематическая работа), а вот поддержке и возможному формированию успешной траектории одаренным детям из регионов — ДА.

2. Проблемы в основном связаны с «внутренним саботажем регионов» при отборе детей: на отборочную олимпиаду в «Сириус» местные чиновники приглашают нередко далеко не самых лучших детей (боятся, что они куда-нибудь уедут?). В чем-то их можно понять: в стране есть учебные заведения, порой пользующиеся поддержкой руководства региона, занимающиеся рекрутированием «легионеров», разрушая тем самым ростки работы с одаренными детьми в других регионах. Понятно, что «Сириус» как раз не занимается подобным бандитизмом — это противоречит его основной концепции поиска талантливых детей и их поддержки.

3. ВДНХ в области работы с талантами… Образовательный центр «Сириус» проходит период становления, и руководство фонда «Талант и Успех» ищет новые направления работы, старается расширить сферу деятельности «Сириуса». Иногда получаются не вполне удачные проекты, что может создать иллюзию показухи. Но правильные решения — закрепляются, неудачные идеи — отмирают. Центр вполне содержательно развивается.

Случайные статьи

Вверх