Новая экономическая политика (нэп). Нэп в оценках населения

Главным предметом споров был вопрос: какие экономические рычаги может использовать государство для получения средств, необходимых для развития промышленности, в условиях, когда сельское хозяйство почти целиком находится в руках частных собственников и нет никакой перспективы получить иностранные кредиты?

В шумном хоре различных мнений постепенно определились две противоположные точки зрения. Первая была наиболее отчетливо сформулирована Е. А. Преображенским, крупным финансовым руководителем страны. Он заявил, что Октябрьская революция произошла в стране, в которой не было создано необходимой промышленной базы для претворения в жизнь социальных программ коммунизма. Все капиталистические страны создавали свою промышленность за счет средств, полученных от эксплуатации колоний. Социалистическую индустрию в нашей стране можно создать только за счет эксплуатации «внутренней колонии» -- крестьянства.

Вторую точку зрения отстаивал Н. И. Бухарин, главный редактор «Правды». Он считал, что война с крестьянством чревата для Советского государства пагубными последствиями, как экономическими, так и политическими. Поэтому развитие экономики страны необходимо базировать на союзе с крестьянством, обеспечивая крестьянам возможность повышения производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая формы рыночного обмена. В 1925 г. Н. И. Бухарин произнес свои знаменитые слова, обращенные к крестьянам: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут».

Эти две конкурирующие программы не были лишь плодом теоретических, кабинетных изысканий их авторов. Они отражали противоречивую ситуацию, сложившуюся в стране. С одной стороны, стало зримо проявляться недовольство рабочих новым социальным неравенством, порожденным нэпом. С другой -- предпринималась попытка более полно учесть интересы крестьянства, из-за позиции которого в конечном счете и был затеян когда-то нэп.

ДОКУМЕНТЫ

О голоде 1922 г.

Сообщение из Симбирской губернии:

«Голодающие питаются березовыми сережками, корой деревьев и желудями. Но есть такие, которые ничего не имеют, так как сережки, лебеда и желудевая мука -- это пища состоятельных людей».

О необходимости замены продразверстки натуральным налогом

Из письма крестьян Панфиловской волости Вологодской губернии:

«В настоящее время у крестьян нашей волости взято почти все: хлеб, скот, сено, сырье. Кустарничество захирело. Крестьянину оставлено продовольствия от 18 до 30 фунтов в месяц.

К весеннему севу мы остались почти без семян. Купить их где-либо для нас очень трудно -- очень уж дорого...

Вся посевная кампания будет ни к чему, если вместо разверстки не обложить крестьян податью, только не денежной, а хлебной.

Налог надо рассчитать согласно почвы земли, например от 10 до 15 пудов с каждой засеянной десятины в нашем северном крае. Когда каждый крестьянин будет знать свою норму налога и время его сдачи, тогда нам не нужно будет держать в волости десятки продагентов».

Нэп в оценках населения

С тех пор как объявлена новая экономическая политика, мы, т. е. я, как и другие буржуа-специалисты, работающие в Народном комиссариате путей сообщения, почувствовали, что наконец-то можем выпрямиться и делать полезное для страны дело. После всего нами пережитого меня совсем не страшит и не смущает, что Советское правительство национализировало огромную часть хозяйства страны. У нас всегда, и в прошлое время при царском режиме, очень значительные отрасли хозяйства принадлежали государству... Конечно, есть пределы национализации, и новая экономическая политика, возвращая прежним владельцам ряд зря и необоснованно отнятых у них мелких предприятий, сама ясно намечает эти пределы. Многое в советском строе долгое время мне было и неприемлемо, и непонятно, и даже дико. Но вот однажды... я как-то сразу понял, что новое, никогда не существовавшее ни в какой стране, создается и у нас в России. Как это назвать: коммунизмом, социализмом -- не знаю. Только вижу, что это новое имеет право существовать и каждый из нас должен этому содействовать.

Вопросы и задания

1. В чем состояли причины перехода к новой экономической политике? Согласны ли вы с мнением о том, что введение нэпа было решением вынужденным? 2. Охарактеризуйте основные мероприятия нэпа. Что нового появилось в экономической политике большевиков по сравнению с периодом «военного коммунизма»? 3. Согласны ли вы с характеристикой нэпа как простого отступления? как возврата к элементарным нормам рынка и рыночной экономики? 4. Охарактеризуйте результаты нэпа в экономической сфере к 1927--1928 гг. 5. В чем вы видите «парадоксы» нэпа? Какие противоречия порождала нэповская модель развития страны? 6. В чем состоял смысл разногласий между Е. А. Преображенским и Н. И. Бухариным? Чем они были вызваны?

Расширяем словарный запас

Концессия -- договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности; само предприятие, организованное на основе такого договора.

Метаморфоза -- превращение; полная, совершенная перемена.

Пауперизация -- процесс обнищания отдельных слоев населения.

Класс: 11

  • Опираясь на изученный материал 9 класса, расширить представление учащихся о НЭПе, используя основные умения и навыки учащихся.
  • Развитие учебной мотивации.
  • Развитие интереса и уважения к прошлому своего Отечества.

Тип урока: проблемный

Оборудование:

  • Запись видеосюжета: “Что такое НЭП”?
  • Архивные документы: “Из писем в ЦК ВКП (б) накануне “великого перелома”; “Из воззвания Временного революционного Комитета г. Кронштадта”; “Из обращения ВЦИК и СНК “К крестьянству РСФСР” 23 марта 1921 г.; “Из революции XII съезда РКП (б), апрель 1923 г.”; “Из плана работы ВЧК по ликвидации белогвардейских организаций в 1921-1922 гг.”

Иллюстрации:

    Репродукция картины художника Наседкина “Продотряд”.

  • Иллюстративный материал: “И.В. Сталин”, “Болезнь Ленина”, “Троцкий”, “Голод” и др.
  • Схема “Социальная структура общества”.
  • Схема “Нэповская общественная модель”.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Геннадьевна. Сегодня я проведу у Вас урок истории.Какой будет тема нашего урока?

Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте посмотрим видеосюжет. Просмотр видеосюжета .

Так о чем мы будем говорить на уроке? (О НЭП .)

Проблема урока: Несостоявшийся “термидор” (нам ее подсказала малышка в видеосюжете).

Что означает это слово? Термодорианский переворот – контпереворот, свергший якобинскую диктатуру и положивший конец ВФР.

Давайте и мы попытаемся в конце урока ответить на вопрос: "А мог ли Нэп быть тем “термидором”, который был способен свергнуть диктатуру большевиков?"

Проблема очень сложная, во многом дискуссионная. Возможно у некоторых из Вас появится к этой теме особый интерес, и я Вам порекомендую книги, представленные на выставке.

Эпиграфом к уроку послужат слова Игоря Губермана

Век принес уроки всякие,
Но один - венец всему,
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму.

Итак, какое противоречие, вы увидели в этом четверостишье? (Светят факелы - но! -Уводят во тьму )

Вы знаете, вся жизнь состоит из противоречий. Иногда эти противоречия оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества. И работая на уроке над нашей проблемой, мы будем исходить из противоречий. Вся работа на уроке будет проходить в группах. Пусть обсуждение проблемы строится по следующему плану :

  1. Почему большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “военного коммунизма”?
  2. НЭПовская общественная модель.
  3. А что же после НЭПа?

При ответах на эти вопросы используйте следующие термины . Вы их знаете: диктатура, авторитарный, концессии, денационализация, либерализация, инвестиции, аренда, продразверстка, продналог, ПЛЮРАЛИЗМ. А к понятию плюрализм будем обращаться не один раз. Давайте вспомним, что оно обозначает.

Итак! С переходом нашей страны от войны к миру перед партией встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы. "А что же дальше?" Этот вопрос задавал себе и тот, кто с оружием в руках в годы гражданской войны и интервенции защищал Сов. Власть. Март 1921 г. X СЪЕЗД РКП(б) принял решение об отказе от “военного коммунизма”. Смысл нового курса партии заключался в том, чтобы выполнить экономические требования крестьянства и одновременно закрепить политическую диктатуру большевиков.

1 вопрос: Почему же большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “ВК”?

ЗАДАНИЕ (БЛОК 1):

Обратимся к опорной схеме! В стране наступил тотальный кризис общества и власти.

Что означают слова тотальный кризис? (Кризис охватил все сферы общественной жизни ).

(Предмет - иллюстрация - текст). Используя это, приведите доказательства того, что в стране был действительно тотальный кризис

гр 1 - в экономике

гр 2 - в политике

гр 3 - внутрипартийный

гр 4 - теоретически, нравственный

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что недовольство в обществе растет.

Давайте представим, что мы оказались свидетелями происходящих реальных исторических событий и хотим выразить свое недовольство. Что мы требуем?

- “Долой, продразверстку”, “Даешь свободу торговле!” “Советы без коммунистов”, “власть Советам, а не партиям”.

И вновь противоречие. Многие лозунги и сегодня актуальны. А почему?

А можно ли бы подавить общественное мнение силовым путем?

А почему?

Военнокоммунистические методы руководства в политике и экономике были хороши и приемлемы для какого периода времени?

Для гр. войны, они были необходимы для победы над врагом, а в мирных условиях - НЕТ. Это было очень опасно. Кризис “ВК”

ЗАДАНИЕ: СРАВНИВАЕМ “ВК” и НЭП.

Политика “ВК”

Введение продразверстки Замена продразверстки продналогом
Непосредственный продуктообмен между городом и деревней Торговля - основная форма экон. смычки между городом и деревней
Национ. всей крупной, средней мелкой промышленности Сохранение в руках гос. круп и средней промышленности. Допуск частного капитала в промышленности: концессии, аренда мелких гос.предприятий, частные (мелкие) предпр.
Запрещение аренды земли, применения наемного труда в

с/х Запрещение частной торговли

Гос. распределение продовольствия и товаров народного потребления по карточкам и кл. принципу

Разрешение аренды земли и применения наемного труда в с/х.

Разрешение частной торговли под контролем гос. развитие гос. и кооперативной торговли.

Введениетрудовой повинности; создание трудовых армий Отмена трудовой повинности упразднение трудовых армий Обеспечение промышленности раб. силой через биржи труда
Натурализация з/п вследствие обесценения денег, бесплатность гос. услуг (квартиры, транспорта) Укрепление денежной системы, переход к денежной з/п; отмена бесплатных услуг

ВЫВОД: Противоречие вновь - Не напоминает ли это наше время?

2 вопрос. НЭПовская общественная модель

Троцкий - Ленин (в жизни воплощена модель Ленина).

А теперь давайте посмотрим в чем суть нэповской общественной модели.

Была ли Нэповская модель идеалом? Почему мы говорим о модели, а не о системе? Вы будете об этом говорить на последующих уроках. А мы вновь остановимся на противоречиях.

БЛОК 2. Опираясь на БЛОК 2 четко обозначьте эти противоречия:

гр 1 - эконом

гр 2 - полит

гр 3 - духовная сфера

гр 4 - социальная сфера

Для группы 4 индивидуальное задание. Вы будете представлять ЦК. Будете работать с письмами, поступившими от населения от представителей разных соц. групп. Подчеркните в письмах главное, важное. Постарайтесь кратко сформулировать их основное содержание.

Работа в группах

Выступление групп. После каждой делаем мини-вывод, опираясь на слово плюрализм. (Учитель прикрепляет к Нэповской общественной системе буквы П.)

После выступления группы по социальной сфере, делаем вывод, что представители разных соц. групп по разному относились к НЭПу (обратить внимание уч-ся на изменения соц. СТРУКТУРЫ об-ва - схема).

Можно сказать о точке зрения Ленина

Начало 1921 г - временный тактический ход, вынужденное отступление, передышка для штурма высот “коммунизма”, экономического Бреста.

Осень 1921 г - всерьез и надолго. Ленин понимал, что это один из возможных путей перехода к коммунизму Делаем вывод по 2 вопросу – Нэповская общественная модель (противоречия “+” “-”).

ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ

ПЛЮРАЛИЗМ дозированный.

Либеральная ломка: экон. либерал - полит.либер Радикальный большевизм: экон.Плюрализм должен компенсироваться ужесточением политич. и эконом. Режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы. В Нэповской общественной модели политический плюрализм отсутствовал и политика доминировала над другими сферами жизни. К сожалению историческое прошлое России не опровергает эту мысль, а лишь доказывает ее. Вспомним предмет обществознание тема политическая система общества (Эпоха Петра. “Медный всадник” (Пушкин) “Железной уздой Россию поднял на дыбы”).

Когда возникает такое противоречие между элементами системы, можно говорить о ее стабильности, мобильности, талетарности. Нет! Такое противоречие не может длиться долго. Наступает кризис. Наступает кризис НЭПа.

3 вопрос. А что же после НЭПа?

Вновь противоречие, какой путь выбрать? Преображенский (эксплуатация “внутренних колоний”) крестьянства. Бухарин (союз с крестьянством: “Обогощайтесь, развивайте свое хоз-во и не бойтесь, что вас прижмут!). Жизнь, история нам показала какой путь был выбран (смерть Ленина, приход к власти Сталина, тоталитарный режим)

Давайте вернемся к проблеме нашего урока. Мог ли НЭП быть “термидором”? Нет! НЭП был обречен едва появившись на свет. Опасения Ленина насчет “термидора” были явно преждевременны. А к осени 1927 г. обрушили его, доказав и обреченность “рыночного социализма”. Мы разрешили проблему сегодняшнего урока?

Сегодня много говорят о путях преобразования России, ведут разного рода дискуссии, часто касаются проблем НЭПа. Актуальна эта тема и сегодня.

Так было ли будущее у НЭПа? (При условии политического плюрализма ). И, возможно, другим путем развивалась бы наша страна. Вот вам противоречия. Возвращаемся к эпиграфу.

1. Тесты для самопроверки (см.Приложение).

2. Подумайте! Можно ли назвать нынешние реформы в стране НЭП. Попытайтесь определить противоречия нынешних преобразований и их судьбу!

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Разноуровневые тесты
  2. Вариант – “А” - “5”, “Б” - “4”, “В” - “3”.

  3. Опора (блок I, блок II)
  4. Схема (изменение соц. структуры и образа жизни людей)
  5. Письма населения в ЦК.

ВАРИАНТ - “А” - “5”

1. Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:

а) рост числа чиновников;

б) рост населения в городах;

в) рост цен на промышленные товары;

г) аграрное перенаселение;

д) резкая нехватка промышленных товаров;

е) низкая квалификация государственных служащих.

2. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производительной деятельности;

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования;

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков с/х продукции по твердым ценам;

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.

а) Аренда, б) денационализация, в) концессия, г) продналог, д) продразверстка.

3. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации “внутренней колонии” - крестьянства - в 20-е гг. выдвинул:

а) Бухарин Н.И.

б) Преображенский Е.А.

в) Сталин И.В.

4. Свои знаменитые слова: “Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут” - Н.И. Бухарин адресовал:

а) крестьянству 4 в целом;

б) кулакам;

в) НЭПманам.

5. Всю нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья:

а) И.А. Бунин;

б)М. Горький;

в) А. Франс.

ВАРИАНТ “Б” - “4”

1. Значительные темпы экономического роста страны период НЭПА объяснялись:

а) широким привлечением иностранного капитала;

б) успехами частнокапиталистического сектора;

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

2. Созданные в годы Нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:

а) кооперативами;

б) синдикатами;

в) трестами.

3. В период НЭПа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий /концессий/, так как:

а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной;

б) советские рабочие не желали работать под началом “империалистов”;

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.

4. Существо НЭПа составлял комплекс мер, которые предусматривали:

Замену продразверстки продналогом;

Продолжите ответ.

5. В 1922 г. В.И. Ленин послал телеграмму, в которой, в частности, говорилось:” Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии...” Это послание было адресовано:

а) Я. Серковскому;

б) А. Хаммеру;

в) Г. Форду.

ВАРИАНТ - “В” - “З”

1. В период нэпа были осуществлены следующие меры:

а) введение продразверстки;

б) денационализация промышленности;

в) создание концессий;

г) формирование рынка рабочей силы;

д) введение продналога;

е) сплошная национализация промышленных предприятий.

2. В годы НЭПа частный каптал преобладал в:

а) тяжелой промышленности;

б) легкой промышленности;

в)торговле.

3. В период НЭПа в деревне обозначился рост хозяйств:

а) кулацких;

б)середняцких;

в)бедняцких.

5. Продналог –

1 БЛОК. ТОТАЛЬНЫЙ КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ В 1920 году

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВНУТРИПАРТИЙНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ
- Сокращение нац.дохода в 3 раза; объема валовой продукции в 7 раз;

Упала ведущая роль крупнейших промышленных центров;

Упадок транспорта;

Сокращение численности раб. класса в 2 раза;

Рушились экономические связи, падала дисциплина и ответственность, снижалась производительность труда и материальная заинтересованность;

Росли бюрократизм, взяточничество, карьеризм;

Сократились посевные площади, урожайность;

Потребительский характеркрестьянскогопроизводства;

Рост цен;

Потери населения 20 млн.человек.

- Потеря доверия к партийным и советским органам власти;

Недовольство разверсткой, уравниловкой населения;

Требования созыва Учредительного Собрания;

Активизация эсеров и меньшивиков;

Отрыв советской власти от народных масс.

- Перерождение партии;

Партия оказаласьна пороге внутреннего раскола;

Появление оппозиционных групп: демократического централизма, рабочей оппозиции;

Появление новых лидеров: Троцкого, Сталина. Болезнь Ленина прогрессировала.

- Недовольство злоупотреблениями властью новых чиновников и их привилегиями;

Крах попытки перехода к коммунизму

Несостоятельность идеи близких пролетарских революций в мире.

Массовая демобилизация армии 1921 г. до предела обострила все трудности.

П БЛОК. НЭПОВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ

ЭКОНОМИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДУХОВНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
- Либерализация эконом.жизни при сохран. командных высот в руках партии-государства;

Замена продразверстки продналогом.

Отход от насаждения коммун на селе;

Допущение рыночных отношений;

Отмена трудовой повинности;

Переход от натур. оплаты труда к денежной;

Введение элементов хозрасчета на уровне гос.трестов и объедин. (“хозрасчет для начальников”);

Введение тарифной системы оплаты труда;

Относительная стабилизация финансов;

Развитие внешней торговли;

Создание концессий.

- Сохранение и укрепление авторитарной диктатуры;

Завершение разгрома оппозиционных политических партий;

Относительная демилитаризация общества;

Сужение сферы непосредственного гос. вмешательства в гос.жизнь;

Политические процессы над оппозицией.

- Насильственное внедрение в создании марксистской идеологии;

Реформирование системы образования (ограничение к образованию “бывших”/;

Ужесточение идеологического контроля;

Введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения;

Усиление борьбы с неграмотностью;

Активизацияантирелигиознойкампании;

Высылка за границу виднейших представителей интеллигенции.

Я - крестьянин Кочергин

… О ножницах между бедняком и середняком в центральном Комитете идет ряд обсуждений, чтобы восстановить бедноту в хозяйственном масштабе. Я, бедный середняк, довожу до сведения о бедняцком и середняцком хозяйстве. Я имею лошадь, корову и 3 овцы, за что меня беднота зовет буржуем, а никто не осудит, сколько приходится середняку работать, тяжелее, чем бедняку.

Мне своего корма на содержание скота не хватает, что я должен занимать у бедняков, за что я им землю обрабатываю. А бедняцкое дело побольше поспать… Я-то и сам замечаю - пойдешь в лавчонку, смотри, идут бедные, бедным называется который только коровенку, а другой коровенки не имеет, идет стройно, чистенький, штанишки, сапожки и рубашка по форме, и фуражка, из-под которой опрятно волос торчит. Вдруг середняк побогаче меня – сапоги в грязи, голенища перекосовурились, галкам ночлег, только рубаха без пуговиц, наверное, еще в воскресенье лицо умывая, которое напоминало вид его - схватил махорку, керосинку и скорее домой, чтобы лошадь не была голодной. Бедняки к заведующему - одолжите папирос - на двугривенный. Тут же садится и раскуривает, и думаю, какая привилегия есть, потом одумался, правда, налогу нет, лошадь не тратит, словом, повинностей никаких, что зарабатывает - все на себя, а помню я ему обработаю, но для меня обидно, что меня еще буржуем называют, у тебя лошадь, корова, но я и думаю, чего ж не забогатели, помещечье все вам роздано, у богатых мужиков отымали, тоже вам отданы лошади, коровы, словом, все ихнее добро, наверное, не работавших ничего не будет.

Р.О неправильном начислении сельхозналога, почему так, если кто сможет с натяжением всех своих энергетичных сил, чтобы удержать лишнюю телочку, но тут как тут сейчас же ее и облагают сельхозом с ног до головы, хоть со двора сгоняй… Я продал и держать больше не буду, пока будут обкладывать сельхозом.

Я - Славин Павел Евстигнеевич

дер.Скрылевщина, Хохловской

волости, Смоленского уезда и губернии

Дорогие товарищи! Я крестьянин-бедняк из глубин теленой, забитой кулачеством деревушки скрылевщина, обращаюсь к вам со своим письмом, в котором я описываю все то положение, в котором мы живем в настоящее время…

Вот я вам приведу небольшой пример, как легко достается крестьянину свободная земля. Моя деревня окружена кругом кулаками, которые давят со всех сторон и желают задушить в окончательной форме бедняка- крестьянина. С одной стороны, сын помещика Ивана Снопкин, у которого 91 десятина на 10 душ, с другой стороны, братья Буевичи, которые имеют земли 86 десятин на 19 душ. Они имеют леса местного значения, сданные в их пользование, и они распоряжаются ими, как хотят, кому захочут продадут, а кому и так дадут. У Мартына Буевича сыновья служат коммунистами, а он обрабатывает землю чужими руками и говорит, что я культурно умею работать, и к нему бедняк не подступится, если поймает, в лесу крестьянина, собиравшегося сучья без его разрешения, начнет стрелять, и нередки случаи были избиения самосудом, и говорит, что застрелю, я имею права в лесу стрелять, и таким образом эта троица живет до сего времени и блаженствует, для них революция не сыграла никакой роли, а наша деревушка, стонущая под их игом, имеет своей земли на 96 едоков 56 десятин, вот здесь и разводи культуру и на нас говорят: “а вы, лодыри, не умеете работать”...

С тех пор как объявлена новая экономическая политика, мы, т. е. я, как и другие буржуа - специалисты, работающие в народном комиссариате, путей сообщения, почувствовали, что наконец – то можем выпрямиться и делать полезное для стороны дело.

После всего нами пережитого меня совсем не страшит и не смущает, что Советское правительство национализировало огромную часть хозяйства страны.

У нас всегда, и в прошлое время при царском режиме, очень значительные отрасли хозяйства принадлежали государству… Конечно, есть пределы национализации, и новая экономическая политика, возвращая прежним владельцам ряд зря и необоснованно отнятых у них мелких предприятий, сама ясно намечает эти пределы. Многое в советском строе долгое время мне было и неприемлемо, и непонятно, и даже дико..

Но вот однажды… я как - то сразу понял, что новое, ни когда не существовавшее ни в какой стране, создается и у нас в России, как это назвать, коммунизмом, социализмом - не знаю.

Только вижу, что это новое имеет право существовать, и каждый из нас должен этому содействовать.

Я - рабочий Хачатуров Л.К

г Армавир, Северо- Кавказского края

Руководителю ВКП \б \ И.В. Сталину

… Жизнь сейчас есть не что иное, как болезнь. Так жить - долго нельзя! И я думаю, что нужно предпринять какие - то меры для того, чтобы дать трудящимся кое- какие возможности жить…

Мы выросли немного! Дайте нам, что обещали и обещаете уже долгое время.

Аппетиты зарвавшихся нэпманов, партийцев и спецов нужно сократить, так как такая несправедливость в пролетарском государстве нетерпима, такого мнения большинство рабочих, которые также в трудный момент для республики советов не щадили своей головы.

Дайте работу! Дайте хлеба! Дайте справедливости!

Литература

1. Островский В.П., Уткин А.И. История России XX век. 11 класс. “Дрофа”. 1999.

2. Хрестоматия по истории (1900 - конец 1930-х гг.). “Просвещение”. 1988.

3. Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX век. “Просвещение”. 1996.

5. История Отечества в документах 1917-1993 гг., № 2. М.: “Илби”. 1994.

14 апреля 1925 года в «Правде» была напечатана статья Бухарина с лозунгом, обращенным к крестьянству: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут». Страна вздохнула с облегчением: с падением Троцкого явно наступали добрые перемены. Но лозунг ошарашил старых партийцев: богатый крестьянин – это нокаут Великой утопии! Каменев потребовал объяснений у Сталина, тот молчал, загадочно курил свою трубку. Зиновьев и Каменев решили: пора попытаться одернуть Бухарина. Уничтожая его, они припугнут и Сталина.

Так он заставил этих глупцов выступить открыто. Теперь Зиновьев и Каменев все время обстреливают Бухарина. А Сталин помалкивает. Ждет.

Окончательное сражение развернулось на XIV съезде. Зиновьев объявил: «В партии существует опаснейший правый уклон. Это недооценка опасности кулака, деревенского капиталиста. Кулак, соединившись с городскими капиталистами-нэпманами и буржуазной интеллигенцией, сожрет партию и революцию».

Все эти мысли Зиновьева Сталин почти дословно выскажет через несколько лет, когда уже сам будет уничтожать Бухарина и правых... Но сейчас – очередь Зиновьева и Каменева. И он страстно защищает Бухарина: «Крови Бухарина требуете? Не дадим вам его крови!» (Аплодисменты.)

Через тринадцать лет идущий на расстрел Бухарин вспомнит эти слова...

Но уже тогда прозвучала грозная для правых реплика Сталина: "Если спросить коммунистов, к чему готова партия... я думаю, из 100 коммунистов 99 скажут, что партия более всего подготовлена к лозунгу «бей кулака».

Да, защищая Бухарина, он отлично знал: партия жаждет продолжения революции и расправ с ненавистными капиталистами, с ненавистным нэпом – изменой Великой утопии... Так что уже тогда, думая о будущих ходах, он не сомневался: с правыми он расправится при овациях партии.

А пока все забавно повторялось: беспощадных репрессий, которых вчера Зиновьев и Каменев требовали против Троцкого, нынче потребовал против них самих интеллигентнейший Бухарин.

Весь XIV съезд прошел под удивительный аккомпанемент.

Когда-то, при разгоне Учредительного собрания, Ленин использовал орущий зал. Теперь Сталин успешно применяет его опыт.

Вот Каменев тщетно пытается перекричать беснующийся зал: «Вы меня не заставите замолчать, как бы громко ни кричала группка товарищей... Сталин не может выполнять роли объединителя большевистского штаба. Мы против теории единоначалия, против того, чтобы создавать вождя».

Зал в ответ орет: «Неверно! Чепуха! Сталина! Сталина!» Вся стенограмма – это постоянный голос зала, как бы олицетворяющего народ, низы партии.

Съезд, набранный Генсеком, не просто послушен. Делегаты уже не верят в убеждения спорящих на трибуне. Еще вчера Зиновьев и Каменев со Сталиным выступали против Троцкого, сегодня Зиновьев и Каменев с Троцким выступили против Сталина. Диктатор Ленинграда кровавый Зиновьев, требующий сейчас демократии, так же странен, как требовавший демократии диктатор Троцкий. Хитрый Микоян все это сформулировал так: «Когда есть большинство у Зиновьева, он за железную дисциплину, когда нет – он против».

Делегаты уже поняли: это просто борьба за власть.

С идеями покончено. Зал с готовностью демонстрирует свое единство со Сталиным – оно хотя бы выгоду приносит.

Крупская попыталась быть независимой – она выступила в поддержку Зиновьева и Каменева, говорила о том, что большинство не всегда право, вспоминала поражение Ленина на стокгольмском съезде... Сталин вежливо возразил ей с трибуны и куда менее вежливо выразился в кулуарах: «Если она ходила в один нужник с Лениным, то это еще не значит, что она понимает ленинизм».

Но на трибуне он – воплощение миролюбия, умеренности. «Метод отсечения, метод пускания крови заразителен. Сегодня одного отсечем, завтра другого... А что же у нас останется от партии?» – так говорил он, добрый и терпимый, на XIV съезде партии.

Вот он цитирует написанную Лениным резолюцию XI съезда, где говорится о мерах против функционеров вплоть до исключения их из партии. «Надо осуществить! Сейчас же!» – неистовствует зал. Но он: «Подождите, товарищи, не торопитесь»... Это его нынешняя роль – умиротворителя, мудрого, спокойного, отнюдь не жаждущего крови руководителя. Собственноручно написанная роль в поставленном им же зрелище.

Счастливый Бухарин и его единомышленники, победившие своих врагов, славили эту систему, как еще совсем недавно славили ее Каменев и Зиновьев, победившие на предыдущем съезде своего врага Троцкого.

Все они ничего не поняли... Только потом станут ясными правила игры Сталина: он делился властью, но не более чем на один съезд. На один ход.

Троцкий в полемике не участвовал, насмешливо наблюдал, как Сталин «ловко напялил колпак оппозиционеров на своих вчерашних союзников». Во время партийных заседаний он теперь демонстративно читал французские романы.

ПРИМЕРКА ШАПКИ МОНОМАХА

На съезде Сталин впервые выделен среди других членов Политбюро – он уже вне алфавита. Каменев убран им с поста председателя Совета Труда и Обороны. В Политбюро у него стойкое большинство – новыми членами стали покорные слуги Ворошилов, Молотов, Калинин. Сталин милостиво оставил пока в Политбюро Зиновьева, он перестал быть главой опасного Ленинграда, его сторонники беспощадно изгоняются из ленинградского руководства. Чисткой руководит новый глава города – Сергей Киров, до революции – рабочий, в партии при Ленине – на вторых ролях. Он не искушен в интригах, крепкий организатор, скромный исполнительный провинциал. Настало время людей исполнительных...

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «обогащайтесь»

Мы нашли 22 предложения со словом «обогащайтесь». Также посмотрите синонимы «обогащайтесь» .
Значение слова

  • Словом, бросить в крестьянскую Россию лозунг «Обогащайтесь !».
  • Ведь не один Бухарин призывал: «Обогащайтесь !», это было целое течение мыслей и дел.
  • Обращаясь к крестьянину-единоличнику, Бухарин бросил лозунг: «Обогащайтесь , накапливайте, развивайте свое хозяйство».
  • Попытки подменить русскую идею лозунгом «обогащайтесь кто как может» (а могут, естественно, не те, кто трудится) привела державу к развалу.
  • Бухарин, тогдашний теоретик правящей фракции, бросил по адресу крестьянства свой пресловутый лозунг: «обогащайтесь !».
  • Лозунг «обогащайтесь !», как и теория безболезненного врастания кулака в социализм, были с запозданием, но тем более решительно осуждены.
  • Бухарин предложил альтернативный курс, бросив призыв: «Обогащайтесь !», обращенный к середнякам и кулакам.
  • Крестьянам, всем крестьянам, надо сказать: «обогащайтесь , развивайте свое хозяйство и не бойтесь, что вас прижмут».
  • Девизом его царствования стал лозунг «Обогащайтесь !».
  • В 1925 году он обратился к крестьянам с лозунгом «Обогащайтесь !» и предполагал, что «мы должны двигаться вперед со скоростью улитки».
  • И теперь, глядя на них с высоты прошедших веков, мы не только пополняем исторические знания, но и обогащаемся накопленным тогда опытом.
  • Чаще всего люди хотят обогащаться не ради самих богатств, а чтобы другие знали, что у них денег больше и, следовательно, они лучше.
  • Власти можно советовать, можно ей помогать и за ее счет обогащаться .
  • Гребя веслами, я обогащаюсь в ожидании отдыха, с каждым гребком завоевываю мили.
  • Или поглощен возможностями поприща, позволяющими лично обогащаться , что само по себе тоже превращается в профессию.
  • Надобно было ему случиться в Париже и три года обогащаться сими сокровищами!
  • А это, в свою очередь, помогает обогащаться .
  • Они обогатили знаниями и более реальными взглядами на вещи тех людей, которые хотят обогащаться .
  • Он постоянно боролся с теми правилами биржи, которые не позволяли ему обогащаться за счет других членов биржи.
  • Это трудно, а то и невозможно совместить со стремлением сделать карьеру, обогащаться , а уж тем более угодить начальству или бизнесмену.
  • Вы можете не любить их, но не восхищаться ими нельзя, ибо они явились на Землю, чтобы жить и обогащаться .
  • Московская сцена продолжала обогащаться выдающимися певцами.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

И / 11 / 16(а)


I – вариант


  1. События весны 1921 года были оценены В.И.Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти», так как:
а) против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций

б) была создана крупная эсеро-меньшевистская организация

в) против политики большевиков выступили крестьяне, питерские рабочие и моряки Кронштада


  1. В период НЭПа были осуществлены следующие меры:
а) введение продразверстки

б) денационализация промышленности

в) создание концессий

г) формирование рынка рабочей силы

д) введение продналога

е) сплошная национализация промышленных предприятий


  1. В годы НЭПа частный капитал преобладал в:
а) тяжелой промышленности

в) легкой промышленности

г) торговле


  1. В период НЭПа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий (концессий), так как:
а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной

б) советские рабочие не желали работать под началом «империалистов»

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм


  1. Созданные в годы НЭПа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:
а) кооперативами

б) синдикатами

в) трестами


  1. Значительные темпы экономического роста страны в период НЭПа объяснялись:
а) широким привлечением иностранного капитала

б) успехами частнокапиталистического сектора

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала

И / 11 / 16(б)

Тест по теме «Новая экономическая политика»
II- вариант


  1. Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:
а) рост числа чиновников

б) рост населения в городах

в) рост цен на промышленные товары

г) аграрное перенаселение

д) резкая нехватка промышленных товаров

е) низкая квалификация государственных служащих


  1. В период НЭПа в деревне обозначился рост хозяйств:
а) кулацких

б) середняцких

в) бедняцких


  1. Свои знаменитые слова: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут» - Н.И. Бухарин адресовал:
а) крестьянству в целом

б) кулакам

в) нэпманам


  1. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» - крестьянства в 20-е годы выдвинул:
а) Н.И.Бухарин

б) Е.А. Преображенский

в) И.В. Сталин


  1. Всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. В фонд помощи голодающим Поволжья:
а) И.А.Бунин

б) М.Горький

в) А. Франс


  1. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков сельскохозяйственной продукции по твердым ценам

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств
а) аренда; б) денационализация; в) концессия; г) продналог; д) продразверстка.

И / 10 / 20(а)


I – вариант


  1. Возникший в 1925 г. Хлебозаготовительный кризис Сталин объяснял:
а) кулацким саботажем хлебозаготовок

б) нехваткой сельскохозяйственной техники

в) отсутствием резервного фонда промтоваров
2. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:

а) иностранные займы и инвестиции

б) эксплуатация национальных окраин страны

в) энтузиазм советских людей

г) перекачка средств из деревни
3. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:

а) комплексное развитие народного хозяйства

б) высокие темпы развития тяжелой промышленности

в) интенсивное развитие легкой промышленности
4. Главными итогами индустриализации в СССР были:

а) создание мощного военно-промышленного комплекса

б) значительное повышение уровня жизни населения

в) интеграция страны в мировую экономическую систему

г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу

д) обретение экономической независимости
5. Последняя биржа труда в СССР была закрыта в:

в) 1936 г.
6. Укажите главную цель политики сплошной коллективизации:

а) перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы

б) обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации

в) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства

И / 10 / 20(б)

Тест по теме «СССР в 1928-1938гг. Экономическое развитие»
II – вариант
1. Экономическая цель политики раскулачивания:

а) обеспечить продуктами городское население

б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис

в) создать материальную базу коллективных хозяйств
2. «Подкулачники» - это:

а) наемные сельскохозяйственные рабочие

б) крестьяне, не желавшие добровольно вступать в колхозы

в) дети кулаков
3. Главными социально-экономическими последствиями политики сплошной коллективизации были:

а) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда

б) ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства

в) ликвидация эксплуататорских элементов в деревне

г) решение проблемы перенаселения
4. Сталин, опубликовав в марте 1930 г. Статью «Головокружение от успехов», ставил цель:

а) признать собственные ошибки

б) возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти

в) предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы
5. Первый тракторный завод был построен в:

а) Минске

б) Челябинске

в) Сталинграде
6. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были:

а) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции

б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства

в) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволяло обходиться практически без импорта товара

г) преимущественное развитие легкой промышленности

д) второе место в мире по абсолютным объемам промышленного производства

е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции

Случайные статьи

Вверх