Социальная эволюция — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Движение от более совершенного к менее совершенному называется

Укажите правильное определение понятия «развития»

Развитие - это:

а) количественное изменение объекта;

б) всякое движение;

в) прогрессивное изменение;

г) движение по кругу;

д) движение от менее совершенного к более совершенному;

е) необратимые качественные изменения системы;

ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения в явлениях;

з) тождественное всякому изменению

Развитие - это необратимые качественные изменения системы (вариант е)

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс - направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество.

Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом качественном уровне.

Литература

1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580 с.

2. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства.- М. «Клистар», 2002. - 93с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 544 с.

4. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса // Правоведение. -2006. - № 4.

5. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.

6. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философия экономики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 1998. - 68с.

7. Осипов Ю.М. Философия хозяйства: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 320с.

8. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с.

9. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства.- СПб. Изд-во СПбГУ, 2007 - 272с.

10. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 520с.

11. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики /Под ред. Г.И. Рузавина - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- 319с

12. Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 271с.

13. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с.

14. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

15. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

Данное высказывание Л. Толстого, великого русского писателя, связано с пониманием одного из критериев прогресса - развития человеческого разума. По мнению Толстого, с течением времени, разум становится главным фактором прогресса. Я согласен с автором, ведь раньше человек развивался из-за необходимости выживания, делал оружие из палки и камня для защиты от диких животных, а сейчас человечество добивается прогресса в различных отраслях науки с помощью своих знаний, развитого ума.

Прогресс-это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному. Для прогресса разум очень важен. Если человечество будет следовать животным законам, то может произойти явление, обратное прогрессу-регресс.

За последнее время человечество совершило большой шаг в области прогресса. Еще 1,5 века назад люди не могли представить себя летящими в небе, а сейчас уже активно ведётся освоение космического пространства.

Раньше люди не могли воспользоваться своим разумом в полной мере, сейчас же человек сам придумывает искусственный интеллект, на основе своих знаний.Эти открытия напрямую связаны с прогрессом, совершённым за счёт разума - высшей ступени познавательной деятельности человека.

За свою жизнь человек совершает свой индивидуальный прогресс. Например, в школе мы учим различные дисциплины - совершенствуем свой разум.

Таким образом, можно сказать, что прогресс уже не может осуществляться без разума, иначе он превратится в регресс. Разум необходимо постоянно развивать, если будет существовать развитый разум, то будет существовать и прогресс.

Обновлено: 2019-02-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы» Л. Н. Толстой

«Нормальное» социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. Социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития .

Проблематика революции занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция в его истолковании - это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: «Революции - локомотивы истории».

Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революции , сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государственной власти прогрессивным классом и установлением его революционной диктатуры для подавления других, реакционных классов.

Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии , результатом вынужденных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в «предыстории» общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком, - это «непрерывная революция», постоянная революционизация общества для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма.

Социология М. Вебера: теория социального познания; теория социального действия и теория общества; теория развития; теория капитализма. (Зборовский)

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия - родился в Эрфурте. Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, за­нимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразо­ванной и культурной женщиной, много занималась проблемами религии и социальными вопросами

Основные труды: «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях «понимающей» социологии», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Политика как признание и профессия», «Протестантские секты и дух капитализма», «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке».

Теория социального действия

Понятие «социальное действие» в трактовке Вебера производно от действия вообще, под которым понимается такое человеческое поведе­ние, в процессе которого действующий индивид связывает с ним или, точ­нее, вкладывает в пего субъективный смысл. Стало быть, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.

Вслед за этим суждением сразу же следует разъяснение того, что такое со­циальное действие: «"Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на пего» [Вебер. 1990].

социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы лю­дей); б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет «ожида­нием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное. Его ос­новным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их индивидов. Они (коллективы, группы) представляют собой не самостоятельные ре­альности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов.

Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном.

Целерациональное действие - это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рациональ­но поставленной и продуманной цели»

Ценностно-рациональное действие основано «на вере в безусловную - эс­тетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность оп­ределенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет»

Аффективное действие - это действие, обусловленное аффектами или
эмоциональным состоянием индивида. Как считает Вебер, аффективное дей­
ствие «находится на границе и часто за пределом того, что "осмысленно", осо­
знанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагирова­
нием на совершенно необычное раздражение»

Традиционное действие - это действие, основанное на длитель­ной привычке. Вебер пишет: «Большая часть привычного повседневного пове­дения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систе­матизации поведения...»

Понимающая социология

Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи и исследователи, определяет как понимающую.

специфическим объектом понимающей социоло­гии Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отноше­ние человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.

Раскрывая главные особенности понимающей социологии, Вебер останав­ливается па трех из них, характеризующих наличие объясняемого поведения человека и придаваемого ему смысла. В этой связи он пишет: «Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, кото­рое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным поведением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъек­тивно) предполагаемого смысла, понятно объяснено»

В понимающей социологии Вебера важное место занимает проблема ценности и оценки.

Как видно, понимание в социологии М. Вебера тесно связано с категори­ей идеального типа, выступающей в качестве базовой для всей системы научных понятий, которыми оперирует ученый. Идеальный тип - это проявление своеобразного «интереса эпохи», мыслительная конструк­ция, своеобразная теоретическая схема, которая, строго говоря, не извле­кается из эмпирической реальности. Поэтому не случайно Вебер называ­ет идеальный тип утопией. Он указывает: «По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленно­го усиления определенных элементов действительности»

Идеально-типические конструкции имеют особое значение для эмпиричес­кой науки, и это обстоятельство Вебер подчеркивает специально. Он указывает на необходимость отказаться от претензии идеального типа на выполнение функции долженствования, точно также как от этого отказывается эмпирическая социология. «Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обсто­ятельствах на то, что он хочет совершить»

«"Идеальный тип" в нашем понимании... есть нечто, в отличие от оценивающего сужде­ния, совершенно индифферентное и не имеющее ничего общего с каким-либо иным, не чисто логическим "совершенством"»

Учение о типах господства

М. Вебер внес большой вклад в развитие социологии управления и соци­ологии власти и сделал это прежде всего благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Под господством он понимал взаимное ожидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполнять­ся, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы бу­дут имет ь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуж­дения ученого о господстве - это рассуждения о легитимном господстве, г.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.

Вебер говорит о трех типах легитимного господства, выделяемых в соот­ветствии с тремя основными мотивами повиновения. Первый мотив - ин­тересы повинующихся, т.е. их целсрациональные соображения. Это основа называемого Вебером «легального» типа господства, которое можно встре­тить в развитых буржуазных государствах - Англии, Франции, США и др.Самым чистым типом легального господства является бюрократия. Ве­бер первым в научной литературе разработал это понятие. Он рассматри­вал бюрократическое управление как господство посредством знания, в чем и заключался его (управления) специфически рациональный характер. Второй тип легитимного господства основан на иной мотивации повиновения - вере не только в законность, но даже в священность издавна сущест­вующих порядков и властей. Он базируется на повседневных нравах, привыч­ках к определенному поведению. Этот тип Вебер называет традиционным господством. Самый чистый тип такого господства (идеальный тип по Вебе-ру) - патриархальный («господин» - «подданные» - «слуги»).

Третий тип господства имеет аффективную основу мотивации, он по­лучил у Вебера название харизматического. Понятие харизмы у немецко­го социолога очень широкое. Он писал: «"Харизмой" следует называть ка­чество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям.

Три типа господства приблизительно соответствуют трем из четырех типов социального действия. Легальный тип господства соотносится с целерациональным действием, традиционный - с традиционным действи­ем, харизматический - с аффективным действием.

Случайные статьи

Вверх