Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. Упрощенная форма бухгалтерского учета На малом предприятии бухгалтерия организуется по

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с возможностью применения данными субъектами упрощенных алгоритмов учета и отчетности. Что это за упрощения и кто вправе ими воспользоваться, расскажем в статье.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?» .

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

  • «МСФО № 18 Выручка — особенности применения (нюансы)» ;
  • «Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС» .

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

  • «Если кредитор не требует уплаты штрафных санкций, предусмотренных договором, нужно ли их включать в доходы?» ;
  • «Какие доходы являются внереализационными? » .

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.
  • «Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения» ;
  • «Как прошить истребуемые документы — Минфин дает рекомендации» .

Итоги

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.

Был предусмотрен еще с 1998 г. Однако по разным причинам Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н; далее - Типовые рекомендации), где был изложен механизм упрощения учета, мало кто пользовался. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н (далее - Приказ N 144н) приняты изменения, которые, по всей видимости, приведут бухгалтерский учет малых предприятий к кардинальным нововведениям.

В соответствии с действующим законодательством малое предприятие обязано вести бухгалтерский учет по единым методологическим основам и правилам, установленным Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Типовыми рекомендациями и ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусматривается возможность применения упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности. На фоне повышения налоговой нагрузки, расширения ассортимента и размеров штрафных санкций и т.п. упрощение требований и рост возможностей, конечно, не могут не заинтересовать тех, кто может именовать себя "малым предприятием".

К малым предприятиям относятся коммерческие организации, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых соблюдаются некоторые условия по организационно-правовой форме, величине уставного капитала, доходам и численности (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

Суммарная доля участия сторонних лиц и организаций в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%. Это не относится к обществам, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек. При этом в расчете учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам, совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС, рассчитанная по налоговому законодательству РФ в течение двух календарных лет, следующих один за другим, не превышает 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556).

Итак, если на предприятии названные критерии соблюдаются, можно взвесить все "за" и "против" по изменениям, вводимым с отчетности за 2010 г. Приказом N 144н в порядок бухгалтерского учета на малых предприятиях (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

Переход с метода по отгрузке на кассовый метод

Как известно, все факты хозяйственной деятельности российских организаций отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н; далее - ПБУ 1/2008). Другими словами, метод начисления используется по умолчанию .

В то же время возможность применения кассового метода была давно зафиксирована в нескольких законодательных актах, в частности в п. 19 ПБУ 1/2008, п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее - ПБУ 10/99), п. 20 Типовых рекомендаций.

Основные принципы кассового метода заключаются в том, что доходы и расходы отражаются в момент погашения задолженности (в момент поступления денежных средств в их оплату или погашения задолженности иным способом - взаимозачетом, передачей отступного и пр.). Аналогичным образом отражаются в себестоимости и суммы затрат, которые фиксируются в отчетности только после оплаты материальных ценностей, услуг, работ сторонних организаций или выплаты заработной платы, перечисления налоговых платежей.

Применение кассового метода предполагает, что предприятие не учитывает одно из условий признания выручки: о переходе права собственности (владения, пользования и распоряжения) на товар (работы, услуги) от организации к покупателю (пп. "г" п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; далее - ПБУ 9/99). Именно это и зафиксировано в измененном Приказом N 144н п. 12 ПБУ 9/99.

Имейте в виду, что в случае, если будет применяться кассовый метод учета доходов, придется учитывать и общие ограничения, установленные в других бухгалтерских стандартах. Например, к доходам не следует относить поступления в порядке предварительной оплаты (п. 3 ПБУ 9/99), а расходом не будет являться выбытие активов в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг (п. 18 ПБУ 10/99).

Схема корреспонденции счетов при кассовом методе ничем не отличается от применяемой при методе начисления:

Дебет 50 "Касса" (51 "Расчетные счета") Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") - получены денежные средства;

Дебет 62 (76) Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка от реализации.

Обращаем внимание, что изменения п. 12 ПБУ 9/99 касаются именно выручки.

В трактовке этого положения к выручке от продажи продукции и товаров относятся только доходы от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). Кроме них есть еще и прочие доходы в виде поступлений, возникающих как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.д.), а также в виде стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. (п. 9 ПБУ 9/99).

Порядок признания отдельных видов прочих поступлений отличается от порядка признания выручки (п. 16 ПБУ 9/99). В результате предприятие, предполагающее использовать в отношении поступлений кассовый метод, по сути, будет применять два метода (п. п. 12 и 16 ПБУ 9/99):

1) кассовый - в отношении выручки от реализации продукции (работ, услуг), поступлений от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходов от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации;

2) по начислению - в отношении штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков (при наличии решения об их взыскании или признания должником), сумм кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек (в период истечения срока исковой давности); сумм дооценки активов (в том периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка) и иных поступлений (по мере образования (выявления)).

Пример 1 . Малое предприятие 14 января 2011 г. отгрузило покупной товар. Оплата полученного товара предусмотрена в феврале текущего года.

Предприятие утвердило в учетной политике по бухгалтерскому учету кассовый метод признания выручки.

В феврале плата за товар не поступила, и предприятие-поставщик выставило претензию со штрафными санкциями. Покупатель согласился на погашение долга с учетом штрафных санкций: долг был погашен в феврале, а уплата санкций была отложена до апреля 2011 г.

Бухгалтерский учет у поставщика в I квартале:

1) в январе отражена задолженность предприятия в бюджет по НДС на основании выписанного счета-фактуры (п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ - НК РФ):

Дебет 76, субсчет "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС";

Дебет 51 Кредит 62 - поступление задолженности за отгруженный товар;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка;

Дебет 90, субсчет 3 "НДС", Кредит 76, субсчет "НДС", - начислен НДС по отгруженному товару;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 "Товары", - отражена покупная стоимость отгруженных товаров;

Дебет 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям", Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", - на основании письменного согласия покупателя начислены штрафные санкции за нарушение условий договора.

Совершенно очевидно, что смена метода учета выручки повлечет за собой переходный период, в связи с чем возникнут вопросы по отражению отдельных операций, которые были начаты в 2010 г., а закончатся в 2011 г. Каких-нибудь разъяснений, как поступить в "переходном" периоде, законодатель не предоставил. Поэтому предприятиям придется самим выработать технологию перехода.

Переходный период будет касаться тех затрат, которые были оплачены позже их осуществления. Например, налоги, которые были начислены в 2010 г., а перечислены в 2011 г., уже будут учтены в финансовых результатах, отраженных в бухгалтерской отчетности за 2010 г. Таким образом, повторно, несмотря на оплату в текущем году, их учитывать не надо. Чтобы выявить суммы оплаченных "с опозданием" затрат, нужно сделать несколько последовательных действий:

1. Проанализировать неоплаченную отгрузку, которая была включена в выручку предыдущего года (про прочие поступления организация решает самостоятельно). Это необходимо для того, чтобы повторно не учитывать ее в доходах 2011 г., когда поступит оплата. Можно сформировать реестр дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2011 г. и отслеживать поступающую по ней оплату, которая не должна войти в выручку по бухгалтерскому учету в 2011 г.

2. Отследить реестр авансовых платежей, числящихся на конец 2010 г. и не признаваемых в составе выручки по кассовому методу (п. 3 ПБУ 9/99). Доход в данном случае следует признавать по мере отгрузки авансированных товаров.

3. Разработать методику отражения доходов и особенно расходов по кассовому методу. Этот шаг связан с тем, что в ПБУ 10/99, как было отмечено выше, также внесены изменения: если предприятием принят кассовый метод признания выручки, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Дело в том, что на основании ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете, с одной стороны, можно признавать в любое время, в любом объеме и т.д. независимо от намерения получить выручку (п. 17 ПБУ 10/99). С другой стороны, в отчете о прибылях и убытках должна прослеживаться взаимосвязь между произведенными затратами и поступлениями, т.е. должен быть соблюден всем известный принцип соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99). Оказывается, при кассовом методе это не всегда может быть реализовано.

Пример 2 . Предприятие применяет кассовый метод признания доходов.

В январе 2011 г. на расчетный счет предприятия поступило 1000 тыс. руб. за отгруженный по договору товар. Себестоимость проданного товара - 800 тыс. руб. Оплата за него на момент продажи не была произведена.

Предприятие обязано отразить доход в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках в I квартале 2011 г., так как оплата была получена.

В то же время, поскольку кредиторская задолженность перед поставщиком товара не погашена, себестоимость товара может быть отражена только в период погашения долга перед поставщиком (п. 18 ПБУ 10/99).

Следовательно, отчет о прибылях и убытках за январь 2011 г. в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 должен выглядеть таким образом:

Фрагмент отчета о прибылях и убытках

Ввиду того что малое предприятие должно применять и другие законодательные акты и положения в области бухгалтерского учета, в этих обстоятельствах предприятие может воспользоваться принципом соответствия доходов и расходов, который заложен в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Тем более что на величину налогов этот подход не повлияет. В результате при признании в бухгалтерском учете суммы выручки от продажи товаров в январе одновременно будет списана и себестоимость проданных товаров, а отчет о прибылях и убытках будет отражать адекватный финансовый результат:

Дебет 51 Кредит 62 - отражено поступление задолженности за отгруженный товар - 1000 тыс. руб.;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка - 1000 тыс. руб.;

Дебет 90, субсчет "НДС", Кредит 68, субсчет "НДС", - начислен НДС по отгруженному товару - 180 тыс. руб.;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 - отражена покупная стоимость отгруженных товаров - 800 тыс. руб.;

Дебет 90 Кредит 99 "Прибыли и убытки" - сформирован финансовый результат по операции реализации товара - 200 тыс. руб.

Чтобы соблюсти все требования бухгалтерского законодательства, предприятиям, применяющим кассовый метод, придется разработать методику отражения неоплаченных товарно-материальных ценностей , а также других затрат, которые напрямую связаны с формированием финансового результата и собираются на счетах 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 97 "Расходы будущих периодов".

Для отражения товарно-материальных ценностей можно воспользоваться Типовыми рекомендациями. В соответствии с ними фактическая себестоимость отгруженных (проданных), но неоплаченных ценностей до момента поступления денежных средств (или имущества) отражается обособленно. Так, к счетам товарно-материальных ценностей (01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 и др.) можно открыть отдельные субсчета, где будут отражаться неоплаченные ценности. В момент погашения кредиторской задолженности перед поставщиком стоимость активов, отраженных на этих субсчетах, будет списываться на затраты.

Одним из самых сложных разделов методики отражения неоплаченных затрат, возможно, будет учет и списание остатков незавершенного производства, в которое вошли полностью оплаченные, частично оплаченные и вообще неоплаченные материалы, заработная плата или амортизация основных средств.

Пример 3 . В январе 2011 г. малое предприятие закупило и оплатило товар. Стоимость товара составила 5 000 000 руб. (НДС не облагается). В этом же месяце товар был отгружен покупателю. Сумма, предъявленная покупателю к оплате, - 6 000 000 руб.

В I квартале 2011 г. товар был оплачен покупателем частично (50%).

Вариант 1 :

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка - 3 000 000 руб.;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 - отражена покупная стоимость отгруженных товаров в размере 50% от суммы выручки - 2 500 000 руб.

Вариант 2 :

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка" - отражена выручка - 6 000 000 руб.;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 - отражена покупная стоимость отгруженных товаров в размере 100% - 5 000 000 руб.

Какой из вариантов выбрать, решать предприятию. При этом следует иметь в виду, что вариантов может быть намного больше.

У всех бухгалтеров, раздумывающих о кассовом методе, наверняка возникнет еще один вопрос: изменится ли порядок расчета налогов после смены метода отгрузки на оплату?

Нет, не изменится, так как расчет налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ, а не ПБУ 9/99 или ПБУ 10/99. Например, база для расчета налога на имущество хотя и берется из бухгалтерского учета, но связана с активами баланса, а не с выручкой. Обороты по НДС хотя и основываются на бухучете, но формируются в книге покупок и продаж и только потом отражаются по кредиту и дебету счета 68, субсчет "НДС". Налог на прибыль может быть рассчитан по данным бухгалтерского учета, если только методы учета доходов и расходов идентичны, нет незавершенного производства, которое рассчитывается по разным принципам, и т.д. А это бывает крайне редко.

Несмотря на перечисленные выше сложности, у кассового метода есть немалые плюсы. Так, кассовый метод будет удобен предприятиям, которые редко получают авансы, не заключают договоры с отсрочкой платежа и в силу каких-либо причин не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, где всегда применяется кассовый метод (правда, по несколько другим правилам), и т.д.

Упростим учет строительных договоров

Следующее изменение касается Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н; далее - ПБУ 2/2008). В соответствии с дополняемым Приказом N 144н в ПБУ 2/2008 п. 2.1 субъектами малого предпринимательства данное ПБУ может вообще не применяться. В результате малые предприятия теперь присоединятся к тем организациям-подрядчикам (субподрядчикам), которые работают по договорам строительного подряда, но не применяют ПБУ 2/2008 в связи с тем, что длительность выполнения договоров имеет краткосрочный характер или сроки их начала и окончания приходятся на один отчетный год (п. 1 ПБУ 2/2008).

Упрощенный (обычный) способ отражения строительных договоров предусматривает, что бухгалтерия предприятия может не выводить индивидуальные финансовые результаты по каждому исполняемому договору, контролировать наличие технической документации по договорам, вести учет количества договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками по одному проекту, менять рабочий план счетов с целью добавления счетов для учета предполагаемых доходов по каждому договору, изучать степень вероятности возмещения расходов заказчиком, определять степень завершенности работ по договору на отчетную дату и т.д.

Пример 4 . В состав группы компаний, основным видом деятельности которой является осуществление строительных работ, входят дочерние предприятия, занимающиеся строительными и архитектурно-планировочными работами. Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов по длительным договорам все предприятия ведут в соответствии с ПБУ 2/2008.

Дочерние организации относятся к малым предприятиям. В связи с внесенными изменениями было принято решение о том, что в целях упрощения ведения бухгалтерского учета дочерние организации не будут применять ПБУ 2/2008. В результате упрощенного подхода формирование финансового результата по строительным и проектным договорам будет осуществляться в них по данным первичных документов, а в управляющей компании - на основании расчетных оценок исходя из общей рентабельности проекта.

При консолидации бухгалтерской отчетности этой группы компаний учитывается разный подход при формировании текущих финансовых результатов.

Головное предприятие при подготовке отчетности:

1. На основании расчетов специалистов технических служб в первые отчетные периоды действия договора оценивает достоверность финансового результата каждого договора.

Если существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается равной сумме понесенных расходов за данный отчетный период. Таким образом, финансовый результат может быть равен нулю (п. 17 ПБУ 2/2008).

Если вероятность возмещения расходов заказчиком отсутствует, то выручка не признается, а расходы учитываются в составе текущих расходов отчетного периода. Финансовый результат получается отрицательным и признается в соответствующем отчетном периоде (п. 24 ПБУ 2/2008).

2. В последующие отчетные периоды до определения степени завершенности работ продолжает оценку прибыльности договора.

Для исчисления прибыли по каждому договору устанавливается степень завершенности работ на отчетную дату, порядок расчета которой закреплен в учетной политике: прибыль начинает признаваться после завершения 20% от объема строительно-монтажных работ по смете (п. 20 ПБУ 2/2008).

По каждому договору с начала отражения прибыли нарастающим итогом рассчитываются суммы доходов (% завершенности x цена договора) и расходов (% завершенности x сметные расходы) (п. п. 17, 20, 21 ПБУ 2/2008). При этом доходы определяются по проценту завершенности на отчетную дату в сравнении с плановым показателем по учетной политике.

Дочерние организации суммы доходов по договору отдельно не рассчитывают. Индивидуально собираются лишь расходы.

Если договором предусмотрены этапы, то операции по формированию финансового результата отражаются на основании поступивших документов (актов, накладных и т.д.), связанных с этим этапом. Финансовый результат выводится на последнюю отчетную дату и может быть любым, а фактически полученный убыток или прибыль признаются в соответствующем отчетном периоде.

В случае если предприятие использовало ПБУ 2/2008, но предполагает отказаться от него в силу появившихся возможностей, надо иметь в виду, что это сложное для понимания (но простое для творческих людей) ПБУ позволяет "нарисовать" красивую бухгалтерскую отчетность, которая до сих пор используется для получения кредитов, доклада-отчета перед акционерами и т.д.

Корректировать ли бухгалтерские проценты, рыночную стоимость

Приказ N 144н позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет процентов по долговым обязательствам, подлежащих включению в стоимость инвестиционного актива: с изменением п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н; далее - ПБУ 15/2008) субъекты малого предпринимательства могут признавать абсолютно все расходы по займам в составе прочих расходов . Точно так же, как это давно делается в налоговом учете, где проценты могут быть признаны в составе внереализационных расходов. Конечно, при соблюдении установленных пределов.

Тот заемщик, кто не работает с инвестиционными объектами, не так порадуется этим изменениям, как те, кому приходится проценты за инвестиционный кредит систематически распределять между стоимостью инвестиционного объекта (счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств") и прочими расходами текущего периода (счет 91, субсчет 2 "Прочие расходы"). Это требование п. 7 ПБУ 15/2008.

Вспомним, что под инвестиционным активом для целей ПБУ 15/2008 понимаются объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, земельные участки и нематериальные активы, НИОКР и т.д. При этом главными признаками такого объекта являются длительная подготовка к использованию в будущем, существенные расходы на приобретение, сооружение и (или) изготовление.

Сложность расчета процентов по ПБУ 15/2008 состоит в том, что не все проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива. Согласно п. п. 9, 10 ПБУ 15/2008 проценты могут быть включены в состав инвестиционного объекта при выполнении следующих условий:

Расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;

Расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;

Начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива;

Проценты должны быть уменьшены на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений и т.д.

В случае нарушения условий включения процентов в стоимость будущего основного средства организация может исказить его первоначальную стоимость, а значит, и величину налога на имущество.

Пример 5 . Малое предприятие заключило кредитный договор, денежные средства по которому предполагается направить на строительство офисного здания и покупку транспортных средств.

Поскольку длительная подготовка новых объектов предполагается только в отношении офиса (строительство продлится не менее двух лет), то к инвестиционным активам в целях ПБУ 15/2008 может быть отнесен только он. А транспортные средства, расходы на которые хотя и существенны, в рамках этого ПБУ относятся к обычным объектам учета.

Срок действия кредитного договора составляет два года: с 01.05.2010 по 30.04.2012. Деньги поступили на счет предприятия 5 мая.

К строительству объекта приступили лишь в конце октября 2010 г. Чтобы использовать полученные кредитные средства с выгодой, предприятие до конца года заключило договор о предоставлении во временное пользование денежных средств. В бухгалтерском учете делают записи:

Дебет 76 Кредит 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", субсчет "Кредиты", - отражена сумма полученных по кредитному договору средств;

Дебет 51 Кредит 76 - получены кредитные средства;

Дебет 58 "Финансовые вложения" Кредит 76 - отражены краткосрочные финансовые вложения в виде предоставленного другой организации займа;

Дебет 76 Кредит 51 - перечислены средства по договору займа.

За период с мая по сентябрь:

Дебет 76 Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы", - начислены проценты по договору займа;

Дебет 51 Кредит 76 - получены проценты по договору займа;

Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 67, субсчет "Проценты по кредитам", - отражены проценты по кредиту в полном объеме, причитающемся к выплате банку;

Дебет 76 Кредит 51 - перечислены проценты по кредитному договору

За период с октября по декабрь то же, за исключением:

Дебет 08 (91, субсчет 2 "Прочие расходы") Кредит 67, субсчет "Проценты по кредитам", - отражены проценты по кредиту, которые включаются в стоимость инвестиционного актива за вычетом доли, отнесенной в прочие расходы (в сумме полученных процентов по договору займа).

В случае принятия решения о применении новой трактовки п. 7 ПБУ 15/2008 уже в 2010 г. малое предприятие сможет все проценты, начисляемые с октября на счет 08, субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", сторнировать и отнести в состав прочих расходов.

Такой же упрощенный подход получат малые предприятия, которые учитывают финансовые вложения. Теперь согласно п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н; далее - ПБУ 19/02) субъекты малого предпринимательства вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном ПБУ 19/02 для финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость .

В результате, если ранее ежемесячно или ежеквартально надо было корректировать учетную стоимость финансовых вложений для отражения в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости (п. 20 ПБУ 19/02), а в учетной политике организации требовалось зафиксировать сроки проведения переоценки финансовых вложений, то теперь в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности малые предприятия могут отражать свои финансовые вложения по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

Согласно новому п. 3.1, внесенному Приказом N 144н в Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н), данное ПБУ малыми предприятиями может также не применяться. В результате этого изменения не надо будет образовывать резервы, установленные Положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н), переоценивать активы, описывать все действия по прекращаемой деятельности в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности и др.

О перспективах

Еще два изменения касаются способов пересчета показателей отчетности.

Первое изменение связано с дополнениями в п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н). В соответствии с новым регламентом малые предприятия, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, смогут исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета .

Второе изменение, также предполагающее наличие возможности применения малым предприятием перспективного метода, касается учетной политики.

Согласно новому п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия вправе отражать последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно .

Это означает, что при принятии решения об изменении учетной политики текущего года не потребуется пересчета каких-либо показателей не только за этот, но и за предыдущие периоды. Другими словами, новые способы учета будут применяться к отношениям, возникшим после введения изменений.

Пример 6 . Финансовые вложения в виде ценных бумаг составляют существенную величину в активах баланса малого предприятия.

В соответствии с учетной политикой на 2010 г. переоценка ценных бумаг производилась ежеквартально. В бухгалтерском учете по результатам переоценки разница между текущей рыночной стоимостью акций и их предыдущей оценкой отражалась на счете 91. Если же ценные бумаги оценивались по текущей рыночной стоимости, а на отчетную дату текущая рыночная стоимость не определялась, такие ценные бумаги отражались в бухгалтерской отчетности по стоимости их последней оценки.

При составлении отчетности за 2010 г. предприятие решает, что оно не будет проводить переоценку финансовых вложений в соответствии с новыми возможностями по п. 19 ПБУ 19/02.

На основании п. 15.1 ПБУ 1/2008 изменения учетной политики в отношении учета ценных бумаг, способных оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности за 2010 г., могут быть отражены на малом предприятии начиная с IV квартала 2010 г.

Если бы таких нововведений в ПБУ 1/2008 и ПБУ 19/02 не было, то это предприятие вынуждено было бы:

Осуществлять переоценку всех финансовых вложений в обычном порядке;

Или отразить последствия изменений ретроспективно, т.е. учесть числовые показатели в балансе с учетом изменений как текущего, так и предыдущего года.

Такой подход к отражению операций вытекает из требований п. п. 6 - 10 еще одного Положения по бухгалтерскому учету - "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н), которые предусматривают обязанность предприятий придерживаться единых правил отражения показателей в отчетности, а также формирования полной и достоверной информации.

Все перечисленные новшества могут быть использованы уже при составлении отчетности за 2010 г. Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Таким образом, при желании можно применить все изменения сразу, в отдельности или вообще не применять. Осталось понять, что менять, а что оставить так, как было в течение десяти месяцев до вступления в силу Приказа N 144н.

Организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юрлиц, которые используют налоговые спецрежимы. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»?

Сильно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а так же налогового и кадрового учета может этот сервис , попробуйте, что бы минимизировать риски и экономить время.

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

Начнем с того, что бухучет должны вести все организации, эта обязанность никак не связана с тем, какой налоговый режим они применяют. Упрощенным вариантом бухучета могут воспользоваться только те юрлица, которые соответствуют параметрам малого бизнеса. О критериях, по которым представители бизнеса классифицируются на малое, среднее и крупное предпринимательство, мы уже писали ранее.

Поэтому у небольших юрлиц по-прежнему есть смысл проанализировать показатели деятельности своей компании и определить, к какому типу бизнеса она относится. С увеличением предельных объемов выручки для малых фирм с 400 до 800 млн. рублей ваша организация вполне может попасть именно в эту группу.

Возможность вести упрощенный вариант бухучета закреплена за малым бизнесом законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормами законодательства, утверждающими изменения к нему. Описаний конкретных моментов, которыми могут воспользоваться малые организации, закон не содержит. Чтобы понять, что могут не делать представители малого бизнеса, следует изучить прочие нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет.

Сначала, надо отметить, что малый бизнес может не применять ряд ПБУ или отдельные их положения. Например, субъекты малого предпринимательства (СМП) могут не применять такие стандарты как ПБУ 18/02 (о налоге на прибыль) и ПБУ 8/2010 (об условных активах/обязательствах, оценочных обязательствах). СМП вправе списывать проценты по кредитам в прочие доходы, независимо от статьи расходования заменых денег, остальные представители бизнеса согласно ПБУ 15/2008 (о расходах по кредитам) должны отдельно учитывать кредитные средства, потраченные на приобретение инвестиционных активов.

Для СМП согласно ПБУ 22/2010 (об обнаружении и исправлении ошибок) разрешено исправлять все обнаруженные ошибки в текущем периоде, при этом не имеет значения то, какой характер носит ошибка – существенна она или нет. Необходимости в ретроспективном пересчете показателей также нет.

Что означает сам упрощенный бухгалтерский учет? СМП могут применять не все счета существующего плана счетов – проще говоря, укрупнить некоторые счета, отбросив лишние. Самый простой пример: для тех, кто занимается производством, учет затрат можно вести на счете 20, а при необходимости предусмотреть к нему субсчета – если в целях управления компанией есть смысл в получении более детальной информации. Остальные счета этой группы – 23, 25, 26, 28 и 29 – для СМП просто лишние, поэтому их можно убрать. Аналогично можно пересмотреть счета бухучета, используемые для учета других операций.

Где отражать всю информацию

Для некоторых СМП будет достаточно вести только Книгу учета фактов хозяйственной деятельности – это самый простой вариант, пригодный в случаях, когда операций у компании совсем немного. Если операций много или если деятельность компании связана серьезными затратами материальных ресурсов, то к Книге следует дополнительно предусмотреть специальные учетные регистры на каждую группу имущества. При ведении бухучета представителям СМП следует всегда помнить два момента:

  1. Бухучет должен вестись в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс обеспечивать руководство необходимым объемом информации.
  2. Любой объект СМП может вырасти в более крупную организацию – жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса – расширение деятельности и наращивание объемов прибыли. Чтобы в будущем вас не коснулись сложности с составлением настоящей бухгалтерской отчетности и обеспечением сравнимости текущих показателей с цифрами предшествующих периодов, запускать бухучет нельзя – вести его следует качественно.

Для СМП есть еще один важнейший момент в возможности ведения упрощенного бухучета: такие юрлица могут применять кассовый метод, то есть признавать доходы / расходы по факту их оплаты. В чем здесь плюс? Это очень удобно для тех, кто использует упрощенку. В этом случае СМП будет использовать один и тот же метод и для ведения бухгалтерии, и для исчисления суммы налога.

СМП могут формировать отчетные бухгалтерские формы как по стандартным правилам (баланс + все приложения + пояснения к нему), так и по «упрощенным» — предоставлять лишь две формы — баланс и отчет о финансовых результатах. При выборе последнего из двух вариантов, значения показателей в таблицах отчетных форм разрешается показывать укрупненно, а приложения заполнять только тогда, когда, по вашему мнению, они являются очень существенными. Пояснения не обязательны – они также требуются только в исключительных случаях, когда вам есть что пояснять.

Для СМП есть специальные упрощенные формы отчетности: специальные бланки предусмотрены для баланса и отчета о прибылях и убытках. Их различие со стандартными формами выражается в том, что показатели в них укрупнены еще больше. Например, баланс состоит из двух коротких разделов: актив имеет 5 показателей, а пассив – 6. Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г.

Для микропредприятий есть особая поблажка : такие фирмы могут вести учет в регистрах без использования стандартной для бухучета двойной записи. Но здесь есть пара важных ограничений. Во-первых, двойная запись неразрывно связана с кассовым методом учета. То есть, если вы делаете выбор в пользу кассового метода, то вы в любом случае ведете бухучет двойной записью – другого варианта быть не может. Если вы хотите отказаться от двойной записи, то учет придется вести методом начисления. Во-вторых, льготу в виде неприменения двойной записи следует использовать с очень большой осторожностью: предприятие может вырасти, а вот восстановить бухучет за предшествующие годы будет очень сложно и плане финансовых затрат, и в плане трудовых ресурсов.

На что обратить внимание малым компаниям в учете 2019 года

В 2016 году Минфин России выпустил Приказ № 64н от 16.05.2016 г., которым внес изменения в отдельные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. О каких из них нужно помнить малому бизнесу? Вот основные моменты:

  • Приобретенные МПЗ можно учитывать по цене поставщика (раньше только по фактической себестоимости), а остальные затраты – вознаграждение посреднику, затраты на доставку, оплата консультационных услуг и прочее – разрешено принимать в состав расходов в полной сумме в текущем периоде (то есть, когда эти расходы были понесены);
  • Микропредприятия могут включать стоимость материалов / сырья, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов / осуществления затрат (раньше до фактического расходования эти категории должны были учитываться в составе МПЗ);
  • Аналогично списываются и расходы на МПЗ, предназначенные для управленческих нужд;
  • Малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости МПЗ (раньше создание резерва было обязательным);
  • Приобретенные основные средства можно принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные / изготовленные по заказу – по цене подрядчика. Все остальные затраты, связанные с покупкой / сооружением / изготовлением основного средства можно списывать в расходы в полной сумме в том периоде, когда были понесены (раньше основные средства необходимо было принимать к учету по полной стоимости);
  • Малые предприятия могут начислять годовую сумму амортизации один раз в год на 31 декабря или периодами в течение года – периоды можно определить самостоятельно (раньше начисление должно было быть ежемесячным в размере 1/12 от суммы за год);
  • Амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно начислять единовременно в размере 100% от их стоимости, по которой они были приняты к учету;
  • Расходы на НИОКР также можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления этих расходов (раньше они отражались в течение ожидаемого срока использования результатов таких работ);
  • Малое предприятие может признавать расходы на приобретение / создание НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (раньше такие расходы можно было учитывать только в соответствии с общими правилами учета НМА).

Дополнительно отметим, что использование или неиспользование упрощенных способов бухгалтерского учета – выбор только самой организации. Обязательность их использования не установлена. Если организация считает, что может использовать такие упрощенные способы, не нанося ущерб полноте и достоверности своего бухучета, то она вносит изменения в учетную политику и ведет бухучет в «облегченном» варианте. Если организация не хочет использовать такие способы или предполагает, что их применение не рационально, то она их просто не использует.

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (вступил в силу 20.06.2016, далее - Приказ № 64н) дополнил ряд положений по бухгалтерскому учету. Указанные изменения касаются тех хозяйственных субъектов, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и сдавать упрощенную отчетность. К таковым в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». А вскоре в Информационном сообщении от 24.06.2016 № ИС-учет-3 финансисты пояснили, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухучета.

Так в чем суть правок бухгалтерского законодательства? Посмотрим.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Оцениваем МПЗ по цене поставщика

По общему правилу материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости - сумме фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС), включающей в себя (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Приказ № 64н, внесший изменения в ПБУ 5/01, предоставил организациям малого бизнеса и НКО возможность оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01), а иные затраты включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены . Напомним, ранее такие затраты, учтенные в качестве МПЗ, ждали своего часа списания до фактического расходования МПЗ.

Применение рассматриваемого упрощенного способа в бухучете сопровождается следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходование приобретенных МПЗ по цене поставщика 10 «Материалы»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, в том периоде, в котором они были понесены

Пример 1

Организация (СМП) заказала перевозку товаров - 500 кг картофеля (цена закупки - 6 руб./кг) и 300 кг моркови (10 руб./кг) - транспортной компании. Стоимость доставки - 4 000 руб. (без НДС).

Стоимость доставки (транспортно-заготовительные расходы) включена в стоимость товара (счет 41), в частности:

  • картофеля - в сумме 2 000 руб. (4 000 руб. x ((500 кг x 6 руб./кг) / (500 кг x 6 руб./кг + 300 кг x 10 руб./кг));
  • моркови - в сумме 2 000 руб.
Теперь, воспользовавшись предлагаемыми изменениями, организация вправе учесть ТЗР по дебету счета 20, не распределяя эти расходы между разными товарами пропорционально стоимости последних.

Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности

Стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров микропредприятия (к ним относятся субъекты малого предпринимательства с численностью персонала до 15 человек ) вправе включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат . Ранее, напомним, до фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве МПЗ.

Как известно, микропредприятия вправе вести бухгалтерский учет в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности с применением либо без применения двойной записи (п. 2.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»). Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данной книги независимо от применения двойной записи (см. также письма Минфина России от 27.02.2015 № 03‑11‑06/2/10013, от 19.03.2014 № 03‑11‑11/11952 и др.)

Так вот, для тех, кто действует традиционно (с применением двойной записи), Минфин рекомендует данный способ ведения бухучета реализовывать с помощью следующих записей:

Содержание операции Дебет Кредит
Списание стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в полной сумме по мере приобретения 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство - при использовании таковых) Счета учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и др. (60, 76, 70…)
Списание общей суммы затрат, учтенных на счете 20 (других счетах затрат на производство) в конце отчетного периода 99 «Прибыли или убытки» (90 «Продажи» - при использовании такого счета) 20 (другие счета)
Обратите внимание

Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета микропредприятия не предполагает формирование в учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

Стоит отметить: рассмотренным способом могут воспользоваться и другие определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации, но только при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ, информация о которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей этой отчетности.

Упрощенное списание МПЗ, предназначенных для управленческих нужд

Расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, «малыши» вправе сразу (в полной сумме по мере приобретения) списать в дебет счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы» - при использовании такого счета). Но не забывайте: этот способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в нем и отражения в бухгалтерской отчетности остатка указанных МПЗ.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей можно не создавать

Если ранее создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей было обязательным, то теперь (благодаря Приказу № 64н) «малышам» предоставлено право такие резервы не создавать (абз. 2 п. 25 ПБУ 5/01).

Обратите внимания

При применении данного упрощенного способа ведения учета остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и тому подобных ценностей отражаются в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.

Бухгалтерский учет основных средств

Оценка основных средств по цене поставщика

Затраты, в общем случае включаемые в первоначальную стоимость объекта ОС, перечислены в п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» :

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Но «малышам» предоставлена возможность определять «усеченную» первоначальную стоимость объектов (аналогично тому, как делается в отношении МПЗ). Иными словами, малые предприятия и НКО могут оценивать объекты ОС (п. 8.1 ПБУ 6/01):
  • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
При этом иные затраты , непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены .

Применение данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сопровождается следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходование приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в размере цены поставщика (подрядчика) 08 «Вложения во вне­оборотные активы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, сооружением и изготовлением объекта ОС, в периоде, в котором они были понесены 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство - при использовании таковых) Счета учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др.
Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств

Малое предприятие вправе начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года. Тогда же, соответственно, отражать ее в учете.

Впрочем, «амортизационный» период в течение отчетного года можно выбрать (самостоятельно) иной, начисляя амортизацию, например, раз в квартал, полугодие. Напомним, ранее предусматривалось только ежемесячное начисление амортизации.

Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в июне 2016 года, - 600 000 руб. Ожидаемый срок его полезного использования - 5 лет. Соответственно, ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (600 000 руб. / 60 мес.). Расходы на доставку объекта (20 000 руб.) списаны на счета затрат основного производства в периоде, в котором понесены.

Организация (СМП) воспользовалась предоставленным ей правом и начисляет амортизацию по объекту раз в год.

В последний день декабря (31.12.2016) она сделает проводку по начислению амортизации объекта за 2016 года в сумме 60 000 руб. (10 000 руб. х
6 мес.): Дебет 20 Кредит 02 - 60 000 руб.

Единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Теперь малое предприятие может начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету (а не в течение всего срока полезного использования объекта, как прежде). Проводка Дебет 20 Кредит 02 будет сделана в том же отчетном периоде, в котором объект принят к учету.

Объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Бухгалтерский учет НИОКР и НМА

Если до рассматриваемых поправок в бухгалтерском законодательстве «малыши» списывали затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в течение ожидаемого срока использования результатов работ, теперь они вправе сделать это по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).

Так же (в полной сумме по мере осуществления расходов) признаются расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

В обоих указанных случаях в учете надо сделать уже знакомую нам проводку: по дебету счета 20 (других счетов учета затрат на производство - при их использовании) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.

Обратите внимания

Указанные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не предполагают формирование в нем и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

Вместо заключения

«Малыши» и НКО имеют возможность самостоятельно избрать способ ведения бухучета. На их выбор влияют условия хозяйствования, величина организации и другие соответствующие факторы. Следует также учитывать требования полноты и рациональности, предъявляемые к учетной политике организации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), ведь бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений .

Свой выбор, напомним, компании должны зафиксировать в учетной политике.

Что касается новых, рассмотренных в статье способов учета, решение об их применении организация принимает самостоятельно - какие-либо обязательные требования Приказом № 64н не введены. Исходя из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной изменения , организации малого бизнеса и НКО вправе принять решение о применении каждого из установленных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бух­учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016-й, так и за любой последующий год.

Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н.

Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

Утверждена Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Часть 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия - численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий - 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям - бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация - участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям - бюджетным, автономным научным учреждениям.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год - 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму - микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Организация прекращает быть СМП, если в течение трех лет, следующих подряд, фактические показатели среднесписочной численности, дохода оказываются выше предельных значений (п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту , а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают укрупненно только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Критерии для оценки важности информации организация определяет самостоятельно.

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

Если важной информации, подлежащей отражению в приложениях (пояснениях), по мнению организации нет, то они не заполняются.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

СМП вправе:

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Что касается СМП, подлежащих обязательному аудиту, то они ведут бухучет и составляют отчетность по общим правилам.

Случайные статьи

Вверх