Предупреждение терроризма. Новые теракты в россии: угроза или реальность?! предупреждение сша и реакция силовиков рф

В последние годы терроризм стал особенно изощренным, кровавым и безжалостным: это взрывы в публичных местах, поездах, на вокзалах, захват государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Сегодня Россия входит в первую десятку стран с самым высоким уровнем террористической угрозы.

В качестве субъектов терроризма могут выступать: государство, его специальные службы, международные или национальные террористические центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей. В настоящее время произошла трансформация тактики терроризма. Раньше он существовал в основном в форме единичных покушений на руководителей государств, правительств и высокопоставленных чиновников. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Современный терроризм – это уже не разрозненные индивидуальные действия, а серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками. При этом наблюдается резкий количественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминальных структур на международном уровне для достижения своих политических целей.

Усовершенствовалась структура террористических группировок и усилилась конспиративность их деятельности. Террористы стали во многих случаях действовать малочисленными подразделениями, ужесточили проверку новых членов. В рамках террористических организаций практикуется специализация подразделений по их предназначению: финансирование, разведка и контрразведка, поставка оружия и спецсредств, исполнение террористических актов.

Современный терроризм, опирающийся на достижения научно-технической революции, вырос до масштабов, угрожающих мировому сообществу в целом, в связи с чем задача борьбы с ним превратилась в межнациональную проблему.

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность включает в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, пред-ставителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределённого круга лиц путём создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; преступления террористического характера - преступления, предусмотренные статьями 205-208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. Акты террора, сеющие среди населения страх, неуверенность в завтрашнем дне, безынициативность, подавленность и т.п. должны, по замыслу их организаторов, вынуждать органы власти или отдельных руководителей выполнять определённые требования террористов. В большей части это политические, реже – экономические требования.

Основные цели террористических акций: дестабилизация государственной власти; вымогательство; нанесение экономического ущерба; устранение соперников; религиозный фанатизм.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения Терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приёмов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации её последствий, является гражданским долгом каждого.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ГРАЖДАНАМ, КОТОРЫМ БЫЛ ПРИЧИНЕН УЩЕРБ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА И ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» определяет права и обязанности граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Возмещение вреда, причинённого в результате террористической акции, а также социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате такой акции, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О противодействии терроризму" – «Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

В силу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 (ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

а) проведение аварийно-спасательных работ;

б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства;

в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 100 рублей на человека в сутки );

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью);

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека );

е) предотвращение распространения и ликвидация очагов особо опасных болезней животных, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства;

ж) выплата единовременного пособия :

- членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи ;

Семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

- гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью , с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека );

Согласно ст. 21. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О противодействии терроризму" – «Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты» в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей , а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

В случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности , этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством РФ.

В случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей .

В случае если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

САНКЦИИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В силу ст. 205 УК РФ «Террористический акт» – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Согласно ст. 205.1 УК РФ – «Содействие террористической деятельности» – склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового.

Пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 настоящего Кодекса, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет. Под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 205.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В силу ст. 205.2 УК РФ – «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» – наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, – наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

В силу ст. 206 УК РФ – «Захват заложника» – захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

ж) в отношении двух или более лиц;

з) из корыстных побуждений или по найму, – наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Деяния , предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. Деяния , предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В силу ст. 207 УК РФ – «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» – заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Цель данных рекомендаций – помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить создание условий, способствующих расследованию преступлений. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.

1. Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь на объектах транспорта, в культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.

2. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи, сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов. Обычно люди, которые намериваются совершить террористический акт, проявляют странное беспокойство и суету, пытаются передать свои вещи кому-либо или каким-либо образом избавиться от них.

3. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

4. Обращайте внимание на бесхозный автотранспорт. Имеются случаи, когда для совершения терактов, используется спецтранспорт, грузовые автомашины, транспортные средства, перевозящие легковоспламеняющиеся материалы или же используются старые невзрачные легковые автомашины, брошенные без присмотра в местах массового пребывания людей.

5. Обращайте внимание на бесхозные предметы, предметы, не соответствующие окружающей обстановке, устройства с признаками взрывного механизма. Сообщите о них сотрудникам правоохранительных органов, попросите окружающих удалиться от данного предмета на безопасное расстояние, не производите каких-либо действий с этим предметом, так как это может вызвать взрыв. Не пользуйтесь электро-радиоаппаратурой вблизи подозрительного предмета.

Необходимо помнить, что бесхозным предметом, который несет в себе разрушительную силу, может быть не только пакет или сверток, но и детские игрушки, расфасованные и запечатанные продукты питания, а также предметы бытового характера и всевозможные емкости, наполненные жидкостью. Подходящими прикрытиями для различных небольших взрывчатых веществ являются: цветы, крупные букеты или корзины с цветами, упаковки, различного вида сувениры, игрушки, видеокассеты.

6. У семьи должен быть план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты;

7. В случае эвакуации, возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы.

8. Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.

9. В доме надо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов.

10. Если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом; старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

11. При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

12. Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Террористы могут установить взрывные устройства в самых неожиданных местах: на дорогах, в жилых домах, на транспорте, в общественных местах, припаркованных автомобилях. В настоящее время могут использоваться как промышленные, так и самодельные взрывные устройства, замаскированные под любые предметы. Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), не подходите близко к нему, позовите находящихся поблизости людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию. Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.

Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об этом водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.

Заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомые предметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывают в подвалах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницами.

Признаки писем (бандеролей), которые должны вызвать подозрение:

Корреспонденция неожиданная;

Не имеет обратного адреса, неправильный адрес, неточности в написании адреса, неверно указан адресат;

Нестандартная по весу, размеру, форме, неровна по бокам, заклеена липкой лентой;

Помечена ограничениями типа «лично» и «конфиденциально»;

Имеет странный запах, цвет, в конвертах прощупываются вложения, не характерные для почтовых отправлений (порошки и т.д.);

Нет соответствующих марок или штампов почтовых отправлений.

В случае обнаружения подозрительных ёмкостей, содержащих неизвестные вещества (в порошкообразном, жидком или аэрозольном состоянии), рекомендуется:

Не пытаться самостоятельно вскрыть емкость, пакет, контейнер и др.;

По возможности не брать в руки подозрительное письмо или бандероль;

Сообщить об этом факте территориальным органам Госсанэпиднадзора, МЧС РФ.

1. Не допустить паники.

2. Не допустить расползания слухов.

3. Немедленно сообщить об угрозе по телефону “02”.

4. О полученной информации сообщить только начальнику своей службы безопасности или специально подготовленной группе сотрудников.

5. Своими силами, не дожидаясь прибытия специалистов, по заранее разработанному плану организовать осмотр всех помещений с обязательным участием и опросом их персонала, ответственных и заведующих.

6. Не прикасаться к предметам, похожим на взрывоопасные.

7. Составить схему объекта с указанием предметов, похожих на взрывоопасные.

8. Прекратить погрузочно-разгрузочные работы.

9. Отвести после досмотра на безопасное расстояние автотранспорт, припаркованный у здания

10. Проанализировать обстановку и принять решение на эвакуацию.

При обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства:

Незамедлительно поставить в известность о случившемся руководителя;

Зафиксировать время его обнаружения;

До прибытия оперативно-следственной группы дать указания сотрудникам не трогать подозрительный предмет, не предпринимать самостоятельных действий с ним, находиться от него (не приближаясь) на безопасном расстоянии;

Обеспечить возможность беспрепятственного прохода (проезда) к месту нахождения подозрительного предмета сотрудников и автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС России, служб эксплуатации;

Лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет, до прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от этого предмета в готовности дать показания, касающиеся случившегося;

В случае необходимости или по указанию правоохранительных органов или спецслужб руководитель или лицо, его заменяющее, подает команду для осуществления эвакуации личного состава согласно плану эвакуации.

При поступлении угрозы по телефону:

Не оставлять без внимания ни одного подобного сигнала;

Сотруднику, получившему это сообщение, надо постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге, отметить точное время начала разговора и его окончания;

Запомнить и записать особенности речи звонившего человека;

Отметить звуковой фон (шум автомашин, железнодорожного транспорта, звук теле-радио аппаратуры). Это поможет правоохранительным органам и спецслужбам быстрее задержать преступника;

Немедленно доложить об этом руководителю учреждения для принятия соответствующих мер (немедленной эвакуации) и сообщения о поступившей угрозе в правоохранительные органы.

При получении угрозы в письменном виде:

Обращаться с полученным документом предельно осторожно: поместить его в чистый полиэтиленовый пакет, ничего не выбрасывая (конверт, все вложения);

Постараться не оставлять на документе отпечатков своих пальцев;

Представить полученный документ руководителю учреждения или лицу, его замещающего, для сообщения и последующей передачи документа в правоохранительные органы.

Для обнаружения угрозы химического или биологического терроризма:

1. Установить факты применения в террористических целях химических веществ и биологических агентов можно лишь по внешним признакам:

Рассыпанным подозрительным порошкам и разлитым жидкостям;

Изменения цвета и запаха (вкуса) воздуха, воды, продуктов питания;

Появлению отклонений в поведение людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию.

2. При возникновении опасности эпидемии или воздействия биологических агентов необходимо максимально сократить контакты с другими людьми, прекратить посещения общественных мест, не выходить без крайней необходимости на улицу (выходить только в средствах индивидуальной защиты, хотя бы простейших: ватно-марлевые повязки, наглухо застегнутая верхняя одежда с капюшоном, сапоги, перчатки).

Поведение в толпе:

1. Избегайте больших скоплений людей.

2. Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

3. Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё.

4. Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

6. Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

7. Не держите руки в карманах.

8. Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

9. Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.

10. Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.

11. Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами. Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

12. Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.).

13. Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

15. Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.

При захвате в заложники:

1. Помните, ваша цель – остаться в живых.

2. Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.

3. Во всех случаях ваша жизнь становится предметом торга для террористов.

4. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

5. Неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

6. Переносите лишения, оскорбления, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;

7. Не пытайтесь оказывать сопротивление;

8. Если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними;

9. При необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать паники;

10. В случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.

11. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.п.

12. Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

13. Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

Лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

Ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;

14. Если вы оказались запертыми в каком-либо помещении, то постарайтесь привлечь чье-либо внимание. Для этого разбейте оконное стекло и позовите на помощь, при наличии спичек подожгите бумагу и поднесите ближе к пожарному датчику и т.п.

ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах: законность; приоритет мер предупреждения терроризма; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористу; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; минимальная огласка технических приёмов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации её последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

В Российской Федерации борьба с терроризмом осуществляется Федеральной службой безопасности (ФСБ), Министерством внутренних дел (МВД), Министерством обороны (МО), Службой внешней разведки (СВР), Федеральной службой охраны (ФСО), Федеральной пограничной службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти в соответствии с Законом “О борьбе с терроризмом”. Общее руководство осуществляет Правительство Российской Федерации.

В зависимости от своей компетенции вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют эту борьбу главным образом по следующим направлениям:

Федеральная служба безопасности (ФСБ) – борьба с террористическими преступлениями политического характера;

Министерство внутренних дел (МВД) – борьба с террористическими преступлениями корыстного характера;

Служба внешней разведки (СВР) – обеспечение безопасности учреждений России, находящихся за рубежом;

Федеральная служба охраны (ФСО) – обеспечение безопасности объектов государственной охра-ны и защиты охраняемых объектов;

Министерство обороны (МО) – защита вооружения и военных объектов;

Федеральная пограничная служба (ФПС) – охрана Государственной границы.

Другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица, а также все граждане должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. Сообщение о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации её последствий, является гражданским долгом каждого (ст. 9 ФЗ «О борьбе с терроризмом»).

Одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения. Однако в случае необходимости могут проводиться и контртеррористические операции. Контртеррористическая операция является специальным мероприятием, направленным на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий теракта. Зоной проведения такой операции, в зависимости от обстоятельств, может быть участок территории, здание, отдельное помещение, автомашина и т.п. В пределах зоны контртеррористической операции на время её проведения Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» устанавливается особый правовой режим. Общее руководство операцией единоначально осуществляется руководителем оперативного штаба.

В зоне контртеррористнческой операции её участники имеют право:

Проверять документы, производить личный досмотр граждан и транспорта.

Задерживать лиц без документов, не выполняющих их требования, а также пытающихся проникнуть в зону проведения операции.

Беспрепятственно входить, а при необходимости - проникать в жилые и иные помещения и транспортные средства, принадлежащие гражданам или организациям.

Использовать транспортные средства, принадлежащие организациям, независимо от форм собственности, а в неотложных случаях – и гражданам в служебных целях для:

Предотвращения теракта;

Преследования и задержания террористов;

Доставки пострадавших в лечебное учреждение;

Проезда к месту происшествия.

При проведении операции допускается вынужденное причинение вреда здоровью, жизни и имуществу террористов. При этом лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и освобождаются от ответственности за причинение такого вреда. В целях сохранения здоровья и жизни людей, материальных ценностей допускается ведение переговоров с террористами, в первую очередь для пресечения теракта без применения силы. Однако переговоры не могут служить основанием для освобождения террористов от ответственности за совершённые преступления.

Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне. Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

1. вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности; осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

2. координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

3. принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

4. вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

Необходимость и возможность профилактики террористической деятельности предписывается Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», законодательством о правоохранительных органах, «Концепцией национальной безопасности» и другими нормативными документами. Согласно закону, субъектами борьбы с терроризмом являются Прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны и Федеральная пограничная служба, Государственный таможенный комитет и другие федеральные органы в пределах своей компетенции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, например Аэрофлот, Минатом, Министерство транспорта и т.д. Координацию деятельности субъектов осуществляет Федеральная антитеррористическая комиссия, контроль - Президент и Правительство Российской Федерации, а надзор за законностью проведения работы по борьбе с терроризмом осуществляет Генеральный Прокурор и подчиненные ему прокуроры. В рамках СНГ действует Антитеррористический центр, а в мире - широкая антитеррористическая коалиция государств.

Предупреждение и пресечение терроризма и уголовно-правовая борьба с ним предполагает разработку и реализацию большого комплекса мер, коррелируемых с комплексом его причин и условий. В этот комплекс могут входить меры политического, идеологического, социального, экономического, организационного, правового, оперативного, информационного, психологического и воспитательного характера.

Устранение, минимизация или блокирование причин и условий, способствующих совершению терроризма и других преступлений террористической направленности, является магистральным направлением предупреждения и пресечения террористической деятельности и более или менее успешной борьбы с ней. Это требует постоянного мониторинга и системного изучения меняющейся причинной базы терроризма, которые должны основываться на серьезной оперативной, информационной, аналитической и прогностической работе. Проблема безопасности от терроризма выходит на первый план, отодвигая на вторые позиции опасность военную. Не случайно в США при наличии мощных структур ФБР и ЦРУ в июне 2002 г. было принято решение о создании нового «интеграционного» департамента внутренней безопасности с бюджетом в 35 млрд долл. Сейчас становится известно, что оперативная информация о готовящихся терактах в Вашингтоне и Нью-Йорке в 2001 г. при соответствующей системной и профессиональной обработке была в определенной мере достаточной для надежного прогноза и принятия своевременных эффективных мер по предупреждению террористических атак гражданских самолетов. Однако этого не случилось. Какие-то звенья системы безопасности страны не сработали. Имеющаяся информация не была должным образом использована.

Анализ системы предупреждения терроризма после известных сентябрьских событий 2001 г. в разных странах, особенно в США, Великобритании, Германии и в России, показывает, что среди предпринимаемых мер пока доминируют силовые, военные и специально-разведывательные мероприятия. В этой работе почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранению или минимизации. Не может не тревожить и то, что предпринимаемые меры нередко нарушают фундаментальные права человека (массовые задержания и обыски, прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительности и доносительства, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия). Многие противопоставляют личную безопасность правам человека.

Мир вновь стоит перед проблемой ювелирного решения важнейшей двуединой задачи - эффективности правоохранительной деятельности и ее гуманности, результативной работы органов правоох-раны и строжайшего соблюдения фундаментальных прав человека, нового соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы и социально-правового контроля. В то же время массовые нарушения прав человека при проведении антитеррористических операций, нередко совершаемые без соответствующего правового обеспечения, могут не только помогать предупреждать террористические акты, но и способствовать нагнетанию про-террористических настроений, что неоднократно подтверждалось в Чечне.

Терроризм является наиболее опасной формой экстремизма. Поэтому своевременная борьба с экстремистскими проявлениями представляет собой важную антитеррористическую профилактическую меру. О борьбе с экстремизмом, национализмом и другими крайне радикальными течениями (например, скинхеды) в России как предпосылками террористической деятельности говорится давно. Исполнительной властью предпринимались и предпринимаются попытки законодательного решения этой борьбы. Но они не находили необходимой поддержки в определенных слоях общества. Некоторые партии видят в этом стремление властей поставить под контроль оппозиционную деятельность. Однако, как бы ни воспринимались эти попытки, борьба с экстремистскими течениями крайне необходима. В 2002 г. был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности». Необходим определенный запрет на пропаганду экстремистской идеологии.

Эффективными мерами борьбы с терроризмом, особенно его предупреждения, могут быть:
- жесткий социально-правовой контроль за хранением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;
- работа по выявлению и ликвидации источников финансирования террористической деятельности (известны несколько таких источников: поддержка отдельных государств-изгоев, спонсорство коммерческих структур, помощь преступных сообществ и других формирований организованной преступности, самофинансирование в виде легальной и криминальной коммерческой деятельности);
- осуждение насилия, применяемого в политических, экономических, национальных и религиозных целях, а также пресечение распространения в печати технологий изготовления и применения взрывных устройств и других средств террористической деятельности;
- расширение активного международного сотрудничества на различных уровнях в общей борьбе с национальной и транснациональной террористической деятельностью; обмен информацией и совместные действия спецслужб разных стран в целях активной и предметной борьбы с распространением терроризма в разных странах, регионах и в мире в целом;
- создание эффективной системы просвещения граждан в духе уважения и терпимости к иным социокультурным, этническим, национальным и религиозным традициям и особенностям разных народов, населяющих нашу многонациональную и многоконфес-сиальную страну.

Особое место в антитеррористическом просвещении должны занимать телевидение и другие средства массовой информации, так как большая часть совершаемых терактов специально рассчитана на массовый отклик СМИ. Они не должны выступать вольными или невольными пособниками террористов и распространять их идеи, как это было на НТВ во время первой антитеррористической операции в Чечне, когда под флагом критики военных действий федеральных властей телеканал систематически представлял трибуну чеченским террористам.

Необходимо решение внутренних и международных социальных, религиозных, этнических, экономических проблем, которые могут вызвать террористические проявления. Нужна социальная программа нейтрализации негативных последствий глобализации. В ней особое внимание должно быть уделено слаборазвитым странам с традиционным укладом жизни.

Особая роль в противодействии терроризму принадлежит правовой и уголовно-правовой борьбе. Ее тенденции хотя и неполно и с заметным отставанием, но коррелируют с тенденциями террористической активности.

Интенсификация терроризма после Второй мировой войны и «холодной» прогнозировалась и в мире, и отдельных странах. В 1970-е годы ООН были приняты конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, о борьбе с захватом заложников; в 1990-е - о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма и Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Всего 12 конвенций и ряд резолюций.

Криминологически значимым документом является резолюция VIII конгресса ООН «Меры по борьбе с международным терроризмом», в которой рассмотрены наиболее актуальные вопросы: международное сотрудничество в целях эффективного и единообразного предупреждения терроризма и борьбы с ним, юрисдикция, выдача, взаимная помощь и сотрудничество, неприменимость оправдательных аргументов, действия государств, потенциальные объекты нападений с высокой степенью уязвимости, контроль за оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами и судей и работников уголовного правосудия, защита жертв, защита свидетелей, обращение с правонарушителями, роль средств массовой информации, кодификация международного уголовного права и учреждение международного уголовного суда, повышение эффективности международного сотрудничества. Многие положения этой резолюции реализованы. Однако это не останавливает терроризм в мире и отдельных регионах.

Та же тенденция просматривается и в России. В 1994 г. УК РСФСР был впервые дополнен ст. 213-3 об ответственности за терроризм, а в 1996 г. в новый УК РФ введены ст. 205 под тем же наименованием и ряд других статей, предусматривающих ответственность за иные формы террористической деятельности. В 1997 г. был издан указ Президента Российской Федерации о мерах по усилению борьбы с терроризмом, а в 1998 г. принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». В эти годы была создана Межведомственная антитеррористическая комиссия, а позднее и другие организационные структуры в рамках СНГ. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН» от 28 сентября 2001 г. требует поставить преграды финансированию террористической деятельности. Аналогичные тенденции наблюдались и в других странах Запада. Но принимаемые меры также не дают желаемых результатов. Необходима разработка более эффективных мер, в том числе и уголовно-правового характера. В УК РФ кроме прямых статей, предусматривающих ответственность за те или иные формы террористической деятельности, есть еще около четырех десятков статей, в которых описаны деяния, прямо не являющиеся террористическими, но их совершение облегчает осуществление террористической деятельности или способствует достижению террористических целей. Эффективная и своевременная борьба с ними служит эффективному предупреждению прямых преступлений террористической направленности. Вот их перечень:
- преступления против общественной безопасности - захват заложника; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики; приведение в негодность объектов жизнеобеспечения; нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах; нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, воспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий; незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами; хищение или вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ; незаконное приобретение, передача сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение и вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- экологические преступления - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, правил безопасности при обращении с микробиологическими либо с биологическими агентами или токсинами, ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод, атмосферы, морской среды; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; нарушение международных полетов;
- преступления в сфере компьютерной информации - неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - государственная измена, шпионаж; насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, диверсия; возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну;
- преступления против порядка управления (незаконное пересечение государственной границы России) и преступления против порядка военной службы - нарушение правил боевого дежурства, правил несения пограничной службы, уставных правил караульной службы, правил полетов и подготовки к ним, правил кораблевождения;
- преступления против мира и безопасности человечества - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, производство или распространение оружия массового поражения и другие деяния.

Физическая, технологическая, юридическая и уголовно-правовая охрана перечисленных объектов возможной террористической деятельности является особо значимой в условиях, когда террористы ищут все новые и нетрадиционные формы террористических акций.

Интернационализация современной жизни людей сопровождается транснационализацией преступности и распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие регионы и страны. А это требует интернационализации борьбы с преступностью, поскольку контролировать ее транснациональную составляющую на уровне отдельных государств практически невозможно.

Отсутствие в той или иной стране борьбы с каким-то видом преступной деятельности, например с отмыванием «грязных» денег, организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом и т.д., делает данную страну желательной не только для «своих», но и «чужих» преступников.

Глобализация мира, транснационализация преступности делают расширение международного сотрудничества в этой области неизбежным. А оно может быть осуществлено лишь при наличие координирующих международных организаций и международно-правовых установлений. Эти функции взяли на себя ООН, Интерпол, Европол, неправительственные международные организации. Важно, чтобы они сохранили и усилили свою деятельность. Большие возможности в борьбе с терроризмом могут быть у НАТО при ее трансформации из военной организации в структуру европейской безопасности, действующую под руководством СБСЕ и ООН. Однако есть симптомы ослабления ООН. Ее роль постепенно сокращается и подменяется иными наднациональными органами ведущих стран мира.

Мы продолжаем жить в условиях войн и вооруженных конфликтов, непрерывных вспышек социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, невиданного разгула терроризма, насилия, грабежа, обмана, технологических и экологических бедствий и других форм современной преступности. Человеческое сообщество нередко оказывается бессильным перед ней. Чудовищные террористические акты в самой могучей стране мира в сентябре 2001 г. поставили мировое сообщество и его отдельные страны перед серьезным выбором. Выход из криминального капкана, в который человечество себя загнало в XX столетии, лежит в ювелирном решении сложной двуединой задачи эффективности и гуманности, жесткого социально-правового контроля при строжайшем соблюдении фундаментальных прав человека, нового понимания соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы, безопасности и социально-правового контроля.

Целесообразно принять новый международный документ, в котором акты международного терроризма следует отнести к числу преступлений против человечества, а следовательно, подлежащих наказанию, в том числе и международным сообществом, действующим при посредстве созданных им в соответствии с международным правом органов и учреждений. Нельзя согласиться с точкой зрения, в соответствии с которой преследование актов терроризма, как и других уголовных преступлений, относится только к компетенции суверенных государств.

Не отрицая права государства квалифицировать акты терроризма, совершаемые отдельными лицами или их организациями, в том числе и международными, как преступления и соответственно вводить уголовные наказания за их совершение, принципиально важно установить в новом документе ответственность государства за проведение политики, направленной на поддержку международного терроризма, террористических организаций и лиц, совершивших или подготавливающих террористические акты. Следует исходить из того, что именно государство несет ответственность за деятельность своих органов, даже в том случае, когда они ненадлежащим образом выполняют свои обязанности. Ответственность государства, как известно, возникает тогда, когда им нарушаются нормы международного права, обеспечивающие мирное существование суверенных государств, права и свободы человека и гражданина.

Санкции к государству, которое нарушило нормы международного права, могут исходить от одного государства или нескольких, а в случаях, относящихся к международному терроризму, от всего международного сообщества в лице Организации Объединенных Наций. Государство, в случае признания им нарушения норм и принципов международного права, обязано устранить нарушение.

Должен быть разрешен вопрос о том, кому принадлежит право предъявлять суверенным государствам подлежащие обязательному удовлетворению требования, относящиеся к международному терроризму. Очевидно, что, как это следует из Устава Организации Объединенных Наций, это право принадлежит исключительно Совету Безопасности, который вправе принимать решения, обеспечиваемые принудительной силой всех государств - членов ООН. Это надо рассматривать как одну из существенных гарантий прав суверенных государств.

Суверенные государства в соответствии с общепринятыми нормами международного права могут самостоятельно принимать любые меры безопасности, которые считают необходимыми на своей территории в связи с угрозами международного терроризма. В международном документе должно быть подтверждено, что государства самостоятельно или совместно с другими государствами вправе принимать меры военного характера в отношении поддерживающего международный терроризм государства только с санкции Совета Безопасности ООН. Это должно оградить права любого суверенного государства со стороны отдельной страны или даже ряда стран, которые под предлогом борьбы с международным терроризмом проводят, в сущности, политику, диктуемую их эгоистическими интересами.

В международном документе следует предусмотреть и возможность уголовной ответственности перед международным судом физического лица. Оно может нести ответственность перед национальными органами правосудия, но, если государство оказывается не в состоянии привлечь к ответственности тех или иных лиц, в частности, из-за того, что они занимают или занимали высокое положение в государстве, правосудие должно осуществляться судебными органами, создаваемыми международным сообществом.

В ближайшем будущем человечество может видеться как свободное демократическое общество, но с надежным дифференцированным и жестким социально-правовым контролем за реальными и возможными криминальными процессами. Самоограничиться заставит страх перед диктатурой растущей и наглеющей общей, организованной и террористической преступности. Речь идет не об иррациональном страхе индивида за свою жизнь, а об осознанном страхе человеческой цивилизации за свое существование. И это осознание уже приходит.

Моcква, 25 декабря - АиФ-Москва.

Предупреждение о возможном теракте в Барселоне не привело к панике, жители и гости города продолжают праздновать Рождество, сообщает РИА Новости со ссылкой на президента общественной организации «Друзья Рамблы» Фермина Вильяра.

Он рассказал агентству о ситуации на пешеходной улице Рамбла, которая, по данным Госдепа США, может стать целью террористов. 17 августа 2017 года здесь уже был совершен теракт: водитель минивэна сбил насмерть 15 человек. О возможном повторении нападения в американском военном ведомстве в воскресенье, 23 декабря. По его информации, атаку могут устроить в рождественские и новогодние праздники. В связи с этим полиция принимает усиленные меры безопасности: проверяет автомобили и автобусы, а также документы водителей. Патрулирование в городе усилено, особенно это касается мест массового скопления людей.

По неподтвержденной официально информации из испанских СМИ, разыскивается выходец из Марокко по имени Брахим Лмиди. Как пишет издание El Periodico , он планировал совершить наезд на пешеходов на автобусе или аналогичном транспортном средстве. В связи с этим водителям дали указание постоянно носить ключи от автобусов с собой.

По словам Вильяра, несмотря на и меры предосторожности город продолжает жить своей жизнью. При этом отмечается, что лишь после теракта 2017 года мэрия Барселоны установила ограничители заезда на главную пешеходную улицу, которые давно есть во многих других городах, и усилила патрулирование. Автомобили и микроавтобусы правоохранительных органов Каталонии Mossos d"Esquadra постоянно преграждают въезд на Рамблу с обеих сторон.

«В районе Рамблы после теракта 2017 года всегда много полиции, так что особой разницы я не увидел. Но, действительно, явно усилили контроль в общественном транспорте, на прилегающих к Рамбле улицах, в других районах города», - рассказал Вильяр. Он назвал обстановку в городе спокойной. «Паники нет, идет обычная жизнь. Вчера, накануне Рождества, было очень много людей. Все магазины, рестораны, кафе были открыты. Сегодня утром из-за праздника многие магазины не работают, но это по всей Испании. Все кафе и бары открыты», - отметил собеседник агентства.

Завтра в Каталонии также выходной - здесь будут отмечать день Святого Стефана.

Вчера в Мадриде состоялось заседание антитеррористического комитета, участники которого решили сохранить четвертый уровень террористической угрозы из пяти возможных, действующий в Испании с лета 2015 года и не повышавшийся даже во время терактов летом прошлого года.

Жителей столицы заранее предупредили о терактах. Еще 11 ноября в детские сады и школы Москвы пришли инструкции - без особой шумихи попросить родителей воздержаться от посещения массовых мероприятий и мест большого скопления людей.

В последнее время многие российские граждане испытывают беспокойство из-за усложнившейся международной обстановки. Вмешательство России в сирийский кризис и начало воздушной операции против боевиков ИГИЛ* стало поводом для многочисленных разговоров о возможной мести со стороны террористов. После этого разбился российский авиалайнер А321, причем все чаще высказывается мнение, что авиакатастрофа произошла из-за взрыва бомбы на его борту. Естественно, все это вызвало определенную общественную реакцию. Логично предположить, что теракты во Франции тоже вызовут большой резонанс в российском обществе.

Избегайте людных мест!

В московских детских садах и школах родителей уже предупредили о том, что следует избегать мест массового скопления людей. Получается, что наши спецслужбы знали и готовились к потенциальной атаке еще накануне парижских терактов. Предупреждения о готовящихся терактах были распространены самым технологичным и осторожным способом. В школы и дошкольные учреждения и школы столицы пришли соответствующие письма, в которых содержались рекомендации: не посещать массовые мероприятия и, по возможности, не появляться в многолюдных местах из соображений безопасности. Работники учреждений специально заостряли на этом внимание родителей, однако, информация не получила большой огласки – видимо, чтобы не сеять лишнюю панику среди населения.

Высокая степень опасности для спецслужбы также косвенно подтверждалась от нескольких информированных комментаторов. Знакомая кинолог в ОМОНе уже несколько суток к ряду работает в усиленном режиме. 11 числа группы по обнаружению взрывчатых веществ были подняты на обследование "усиление" центральных объектов столицы.

Еще в октябре в социальных сетях стала появляться несколько необычная рассылка – предупреждения о возможных терактах в метро и торговых центрах. К примеру, в Санкт-Петербурге рекомендовали не пользоваться метрополитеном, а если есть такая необходимость, то садиться в последний вагон, так как туда обычно заходит меньшее число пассажиров, чем в другие. Подобные рассылки поступали и жителям других городов.

В Казани сообщения о 18-ти террористах-смертниках, которые собираются совершить в России серию терактов, изначально распространялись через приложение WhatsApp, затем перекочевали в социальные сети. В МВД Республики Татарстан об этой рассылке заявили, что она сеет панику среди населения, и сообщили , что принимаются меры по выявлению ее источника. Власти республики опровергли сведения, которые продолжают подобным образом распространяться среди интернет-пользователей.

Похожие сообщения появлялись и в других регионах.

Повышенная готовность

В связи с терактами, которые произошли во Франции 13 сентября, российские спецслужбы поставлены «под ружье». Системы антитеррористической безопасности и подразделения МВД в столице и регионах работают в состоянии повышенной готовности к возможным инцидентам.Стоит отметить, что во Франции соответствующие меры не были приняты даже после того, как незадолго до трагедии стало известно о заминированном автомобиле, направлявшемся в Париж.

Кстати, как сообщают источники в правоохранительных органах, рекомендации по противодействию терроризму и безопасному поведению планируется официально направить в школы и детские сады уже на следующей неделе.

* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») - официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») - официально запрещенная в России международная организация.

Меры обеспечения безопасности объектов

Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории ОУ (далее – объектов), их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов ЧС.

В целях уменьшения вероятности их возникновения на территории ОУ рекомендуются следующие меры предупредительного характера:

Ужесточение элементов пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

Ежедневный обход территории ОУ и осмотр мест сосредоточения ценных или опасных веществ на предмет своевременного выявления ВУ или подозрительных лиц и предметов;

Периодическая комиссионная проверка складских помещений;

Более тщательный подбор и проверка кадров, индивидуальная работа с отдельными учащимися;

Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в ЧС;

При заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации ОУ при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

Полезно изучить помещения, узлы, агрегаты, установленные (построенные) в здании или вблизи его и по всему периметру, выяснить, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Следует узнать телефоны съемщиков и владельцев помещений и оборудования, телефоны вышестоящих организаций.

Изучить места возможного заложения ВУ, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопасных воздушных или сыпучих смесей;

Знать в лицо работников коммунальных служб, обслуживающих ОУ;

Не оставлять без внимания появление посторонних лиц, не имеющих отношения к ОУ, их стремление обследовать объект, получить сведения о территории, режиме работы, сотрудниках и учащихся ОУ;

Обращать особое внимание на стоянку возле ОУ незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;

Своевременно устанавливать и ремонтировать системы оповещения и взаимной информации, кнопки тревожной сигнализации.

В интересах личной безопасности целесообразно обеспечить персонал ОУ, учащихся и их родителей следующими рекомендациями:

Избегайте выходить из дома и с работы в одиночку, передвигаться в группе всегда безопаснее;

Сделайте так, чтобы ваши дети ходили в школу и из школы в сопровождении взрослых. Предупредите учителей, что ваших детей ни при каких обстоятельствах не могут встречать и отвозить домой посторонние люди, в том числе женщины;

Предупредите родных и близких вам людей, чтобы они не впускали в дом незнакомых, никому не сообщали сведений о вашей деятельности, о местонахождении в данный момент, не принимали никаких пакетов или предметов, если не знают, от кого они присланы;

Не открывайте двери незнакомым, в том числе лицам, выдающим себя за работников коммунальных служб, ремонтных рабочих, розничных торговцев и появляющимся без предварительной договоренности;

Поддерживайте дружеские отношения с соседями. Пенсионеры и женщины, проводящие много времени возле дома, могут предупредить вас о подозрительных типах, которые интересуются вами или вашей машиной, детьми, пытались проникнуть в дом и т. д.;

Обсудите с семьей, что делать, если кого-то из вас похитят. Сделайте необходимые распоряжения на этот случай, укажите номера телефонов, по которым надо звонить, разработайте свой «кризисный план»;

По возможности меняйте маршруты при поездках на работу и с нее. Опыт показывает, что преступники обычно держат свою жертву под наблюдением, чтобы выбрать подходящее место и время для нападения;

Старайтесь ходить и ездить по оживленным дорогам, избегать пустынных улочек и проселочных дорог. Проверяйте, не преследует ли вас какой-либо человек или автомобиль;

В машине закрывайте все двери на кнопки. Если вас остановили (например, ГАИ), не выходите из машины, если место пустынное, а время суток темное. Машину держите на передаче, чтобы немедленно уехать в случае опасности;

Если за вами следят из другой машины, немедленно свяжитесь с милицией;

Всегда оставляйте машину в таком месте, чтобы она была под присмотром: на охраняемой стоянке, в поле зрения из окна, в гараже;

Подходя к машине, убедитесь, что в ней никого нет, никто не спрятался на полу между сиденьями. Осмотритесь, нет ли неподалеку подозрительной компании. Иногда преступники «ловят» владельцев автомобилей именно в тот момент, когда они открывают двери, особенно в безлюдном и темном месте.

Если вы обнаружили взрывоопасный предмет:

Не подходите близко к нему;

Немедленно сообщите о находке в милицию;

Не позволяйте случайным людям прикасаться к подозрительному предмету, пытаться его проверить или обезвредить.

Защита жилых помещений

Основные пути проникновения преступников в помещение: двери, окна, балконы, реже – пробивание стен направленным взрывом или иным способом.

Дверь следует ставить из прочного материала толщиной не менее 7 см. Неплохо покрыть ее металлическим листом, замаскировать краской, рейками, кожзаменителем, чтобы не привлекать внимания. Еще лучше ставить двойную дверь: первую из древесины, вторую – металлическую.

В стандартных помещениях дверь выбивается вместе с дверной коробкой. Укрепить дверную коробку можно металлическими штырями, забетонированными в стенах, потолке и полу. Дверь должна открываться наружу, такую труднее выбить. Если к тому же поставить на нее накладной замок, то его труднее будет взломать, отжать ригель замка. Усилить створ двери и дверной коробки можно угольниками из стали, чтобы преступник не мог вставить в щель ломик или топор. Наружную дверь обязательно следует оснастить прочной металлической цепочкой, хотя бы одним надежным засовом и смотровым глазком.

Ставьте на дверь не менее двух надежных замков различной конструкции (например, один цилиндровый, а другой сувальдный). Они должны быть удалены друг от друга не менее чем на 35–40 см. Лучше использовать замки с механизмами высокой секретности и прочности, например с крестообразными ключами или с цифровым набором. Прежде чем устанавливать замки, попросите специалиста немного усложнить конфигурацию ключа, а также доработать замки: в цилиндровый замок можно ввести упор, в сувальдный – ввернуть дополнительный винт.

Желательно, чтобы запирающее устройство наружной двери не имело отверстия для ключа (например, электронный замок с кодовым управлением и автономной системой питания).

Для защиты окон можно рекомендовать двойные рамы повышенной прочности. Если окна открываются, позаботьтесь о том, чтобы на них были крепкие и надежные шпингалеты, а также решетка или бронепленка. Это относится и к балконам (лоджиям) независимо от этажа.

Целесообразно заключить договор с местным отделом вневедомственной охраны или ОВД о технической охране помещений или оснастить их системой сигнализации, то есть целым комплексом приборов, а не единственным устройством на двери.

В настоящее время имеется широкий выбор устройств для охраны помещений: детекторы разбития стекол, взлома дверей и замков, передвижения людей, перемещения предметов. Датчики можно размещать на дверях, окнах, решетках, стенах, потолке, мебели, устанавливать их в осветительной арматуре, бытовых электроприборах.

Действия при угрозе террористических актов

Обнаружение подозрительных предметов

В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России. Следует немедленно прекратить работу ОУ и приступить к эвакуации людей в соответствии с имеющимся планом.

До прибытия оперативно-следственной группы дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.

Зоны эвакуации и оцепления места вероятного взрыва

Граната РГД-5 не менее 50 м

Граната Ф-1 не менее 200 м

Тротиловая шашка массой 200 г 45 м

Тротиловая шашка массой 400 граммов 55 м

Пивная банка 0,33 литра 60 м

Мина МОН-50 85 м

Чемодан (кейс) 230 м

Дорожный чемодан 350 м

Автомобиль типа «Жигули» 460 м

Автомобиль типа «Волга» 580 м

Микроавтобус 920 м

Грузовая автомашина (фургон) 1240 м

Необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и сотрудников.

Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации. Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных, времени обнаружения ВУ.

Во всех случаях требуйте не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для ВУ используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. д. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с ВУ или подозрительными предметами: это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

Поступление угрозы по телефону

Нередко телефон является одним из каналов поступления сообщений о заложенных ВУ, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Существенную помощь правоохранительным органам окажут следующие действия предупредительного характера:

Проведение инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера;

Оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера (АОН) и звукозаписывающей аппаратурой.

При приеме телефонных сообщений с угрозами террористического или криминального характера необходимо выполнять следующие рекомендации.

Не впадайте в панику, будьте спокойны, вежливы.

Представьтесь и постарайтесь успокоить говорящего, не прерывайте его.

Заверьте его, что все требования будут переданы администрации, и для этого вы должны их подробно записать и правильно понять.

При наличии магнитофона включите его и поднесите к телефону. Если имеется магнитофон, подключенный к телефону, включите запись. Сошлитесь на плохую слышимость, просите повторить сказанное, чтобы выиграть время и полностью записать разговор.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем коллеге для организации определения номера, а также руководству объекта.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

Речь: быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная;

Дефекты: заикается, говорит «в нос», шепелявит, картавит и иные;

Язык: отличный, хороший, посредственный, плохой, другое;

Произношение: отчетливое, искаженное, с акцентом или диалектом;

Акцент: местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности;

Манера речи: спокойная, сердитая, разумная, неразумная, последовательная, непоследовательная, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная, развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, самолетов, заводского оборудования, звук телерадиоаппаратуры, голоса, смешение звуков, признаки вечеринки, другое).

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

Какие конкретные требования он (она) выдвигает?

Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?

На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

Как и когда с ним (с ней) можно связаться?

Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если имеется форма принятия сообщения об угрозе взрыва, используйте ее для записи всей полезной информации.

Особенно важна информация о месте размещения взрывного устройства и времени взрыва. Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора, задавая следующие вопросы:

Когда бомба должна взорваться?

Где находится бомба сейчас?

Как она выглядит?

Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?

Для чего заложена бомба?

Каковы Ваши требования?

Вы один или с вами есть еще кто-либо?

По окончании разговора не вешайте телефонную трубку, положите ее рядом.

По другому аппарату немедленно сообщите о звонке в правоохранительные органы и узел связи, назовите свою фамилию, организацию, адрес и номер телефона.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия по обнаружению ВУ.

При наличии АОН запишите определившийся номер телефона на бумаге во избежание его случайной утраты. При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.

Поступление угрозы в письменной форме

Угрозы в письменной форме могут поступить по почте или в результате обнаружения различного рода записок, надписей, информации на дискете и т. д.

Практика показывает необходимость соблюдения следующих правил обращения с подобными материалами.

Если документ поступил в конверте, его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

После уяснения сути документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый полиэтиленовый пакет и при помощи пинцета (скрепки) поместите в отдельную жесткую папку. Постарайтесь не оставлять отпечатков своих пальцев.

Сохраняйте сам документ с текстом, а также любые вложения, конверт и упаковку в пакетах и папках.

Не расширяйте круг лиц, ознакомившихся с содержанием документа.

Примите меры к сохранности и своевременной передаче полученных материалов в правоохранительные органы.

Материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, запрещается также их мять и сгибать. При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Захват заложников

Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или криминальных, например, получения выкупа. Как правило, при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах преступники используют руководителей объектов. Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности.

Захват всегда происходит неожиданно. Вместе с тем выполнение перечисленных ранее мер предупредительного характера поможет снизить вероятность захвата заложников.

При захвате людей в заложники необходимо:

Незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся на объекте ситуации;

Инициативно не вступать в переговоры с террористами;

При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

Принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин скорой медицинской помощи, МЧС;

По прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении необходимой информации, не вмешиваясь в оперативные действия.

Меры личной безопасности

При угрозе со стороны преступников:

Проконсультируйтесь со специалистами и друзьями, не раскрывая объект угрозы и своих планов;

По возможности покиньте свой дом, скрытно отправьтесь с детьми и престарелыми на несколько дней на дачу, в деревню, к родственникам или друзьям;

В месте пребывания уберите пожароопасные предметы – старые запасы красок, растворителей, лаков, бензина и т. п.;

Задерните шторы на окнах, это защитит вас от повреждений осколками стекла;

Уберите с окон горшки с цветами (поставьте их па пол);

Уберите все предметы, стоящие на шкафах, сервантах, полках и т. п.;

Проверьте, плотно ли у вас закреплены полки и навесные картины (предметы):

Сложите в сумку необходимые документы, негромоздкие носильные вещи, деньги и ценности на случай экстренной эвакуации;

Отложите посещение общественных мест. Окажите психологическую поддержку старым, больным, детям.

Случайные статьи

Вверх